60 лет без Сталина...

Спекулянтка Ру
                "ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ,
                в них живут и умирают..." А.Кушнер

Хочу написать несколько небольших заметок о своем личном впечатлении о некоторых эпизодах  из тех периодов нашей новейшей истории, современницей которых мне довелось быть.
Никакой хронологической последовательности, никакой обоснованности политическим моментом.
Просто - вдруг всплывшее в памяти, иногда непонятно совсем, почему, часто как бы в противоречие со сложившимся штампом в оценке какого-то события или личности. Или...
                *****

Или вот, как сейчас, в связи с информационным поводом.
               
                "Без меня народ не полон"  А.Платонов               
   

60 лет со дня смерти Сталина, вождя и учителя всех времен и народов.
Этот сегодняшний повод, возможно, как никакой другой, подходит для размышлений о штампах, которые с одной стороны упрощают понимание событий, а с другой - просто искажают это понимание.

...Тот траурный митинг в марте 53-го в нашей школе помню отлично, как будто он был вчера.
Зал большой светлый, во всю стену огромные окна до потолка, очень солнечное утро.Зал  забит девочками в синих платьях и черных фартуках, в школе больше 1000 учениц.
Думаю, в то утро были вместе две смены, все стоят, стулья убраны, как это делалось для школьных вечеров.
В конце зала - учителя их много, почти одни женщины, как обычно в наших школах. Многие плачут, держат платки у лица.
А на сцене - я, комсомолка-активистка-отличница. Выступаю со скорбной речью.
Я говорю так искренне, так эмоционально о переполнявшем меня горе, вижу перед собой серьёзные глаза сотен девчонок, вздрагивающие от  слез плечи учителей и в какой-то момент чувствую, что у меня все поплыло перед глазами и я начала падать, дальше ничего не помню...

....Окончательно я пришла в себя только в 56-ом. Писала об этом. Повторюсь.
Хорошо помню тот день в Коммунистической аудитории Универа  на Моховой.
Заняты все места, мы сидим буквально на коленях друг у друга, все ступени забиты, до самой кафедры прижавшись к стене стоят студенты, явно, не только с нашего факультета.
Нам читали доклад Хрущева на 20-ом съезде, теперь я знаю, это были выдержки, весь доклад, кажется, до сих пор не опубликован.
Это был первый шок в моей жизни...

Можно было бы ожидать, что после того потрясения я сразу отвернулась от отца всего человечества.
Нет. Мне был преподан урок с помощью очень жесткого приема, а для 19-тилетней девушки - жестокий урок, что ничто не однозначно, все может иметь самую разную оценку, все стоит подвергать сомнению.
Меня тогда научили - надо думать, к счастью, мой характер не очень этому  сопротивлялся.

Уже 60 лет не утихают непримиримые споры в оценках личности Сталина, я убеждена, в этом споре не будет выигравших.
Надежда некоторых, что сталинисты вымрут, наконец, и всё устаканится, тщетны.
Не устаканится, потому, что на смену уходящим поклонникам вождя придут новые, молодые. Они уже среди нас и не замечать их - большая рискованная ошибка. Это не те десятки, сотни и даже тысячи сторонников вчерашнего, которые выходят на митинги, это миллионы молодых и совсем еще юных, по разным причинам неустроенных в бытовом и социальном плане, которые смотрят телевизор, где очень красочно повествуют о том, как кто-то буквально из ничего стал всем и предлагают на везунчиков равняться.

А оставшимся за бортом, маргиналам, бабушка, которая все помнит, ставит на стол все те же макароны или картошку, ни на что большее в семье просто не могут заработать. А бабушка рассказывает - когда она была молодая, каждый год по весне объявляли снижение цен, а потом колбаса была по 2,20 и квартиры давали всем бесплатно...
Много-многое помнит добрая бабушка, даже если и не родилась  ещё тогда. И всё это правда.

Она не будет говорить любимому внучку, что даже по сниженным ценам многие не могли купить себе самого необходимого, а колбасу по 2,20 годами, десятилетиями можно было купить почти только в Москве, откуда ее развозили по стране на автобусах, электричках, поездах, самолетах... Квартиры действительно давали людям бесплатно, в порядке живой очереди, только очень многие до своей очереди не доживали... И это тоже правда.

Только эту правду внучку не расскажут, это и не интересно ему, он понял одно - было очень хорошо и все были равны. Про то, что некоторые были равнее, он тоже не хочет знать. 
Он живет среди таких же неустроенных своих сверстников, они сбиваются в стаи, им надо во что-то верить.

Но если бы только молодые и неустроенные мечтали о Сталине.
Если бы дело было только в возрасте и кормежке...
Я, убежденная антисталинистка, всю жизнь прожила рядом с близкими мне людьми, такими же убежденными сталинистами, очень высокого социального статуса и среди них не только представители моего вымирающего поколения, но и молодые  очень успешные, которые тоже не видят будущее России без твердой руки, той самой.
Мы научились, не сразу, без оскорблений и словесных баталий общаться и уважать мнение друг друга.
Но так и не научились понимать, почему мы такие разные?
Нигде не встречала вразумительного толкования этого явления.

Никогда люди не будут думать одинаково, оценивать одно и то же явление или личность одинаково.
Даже учение Христа принимается не всеми христианами однозначно - католики и православные давно разошлись в толковании.
Это естественно. Даже взгляды одного человека в течение жизни меняются, нередко на противоположные прежним.

Не могу назвать вывод, к которому меня подвела жизнь, очень оптимистическим, но он таков.
Я даже рада, что судьба в самом начале моего пути так бесцеремонно встряхнула меня, не заставила годами плутать в иллюзиях.
"Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше..."
Я рано узнала, что правда, если она вообще существует, не одна.

Когда теперь, десятилетия  спустя, я говорю что-то не очень ласковое о сталинском времени, мои одноклассницы спрашивают:
"А помнишь то свое выступление в школе?"
Помню. Очень хорошо помню, как будто было это вчера...


Фото из Интернета.
***

ПС. 05 марта 2015-го. Просмотрела 100 первых строчек рейтинга: ни единого упоминания о сегодняшней дате и Вожде, смерть которого отметила этот скорбный день когда-то.
А казалось...