8. Адаптации к профессиональной деятельности

Владислав Логинов
            

             Комплекс требований, предъявляемый каждому педагогу его профессиональной деятельностью, продиктован разнообразием задач, с которыми встречается молодой специалист с первой минуты своей карьеры. Причем сложность этих задач, всегда максимальна, ведь повседневная работа педагога не делает скидок на неопытность, молодость и отсутствие необходимых знаний и навыков.
             Подходить к этим задачам педагогу необходимо творчески, мгновенно реагируя на ситуацию, возникшую на занятиях, принимая максимально правильное педагогическое решение. Поэтому  временной дефицит, психологическое напряжение, а часто и стресс, высокая интеллектуальная нагрузка, моральная ответственность – постоянные составляющие педагогического труда.
             Если основные навыки можно сформировать и упрочить, базовые знания передать и закрепить в памяти в период обучения в университете, то сформировать педагога-профессионала за это время очень трудно, не имея в качестве    основы, необходимых задатков  личности, которые являются профессионально важными.
Тем более что особой часть структуры личности является биопсихическая подструктура, определяемая свойствами нервной системы, т.е. темпераментом,  а также половыми и возрастными особенностями. Известно, что именно эти свойства составляют природные предпосылки формирования профессионально-важных качеств, что именно они обусловливают успешность освоения и выполнения профессиональной деятельности.
             Поэтому, отбор на приемных экзаменах, по необходимости, следует дополнить профессиональным психологическим отбором. Еще лучше начинать формирование потока абитуриентов, поступающих в институт, заранее -  на этапе завершения их обучения в лицеях, школах и т.д. Это позволит не только констатировать необходимый уровень развития мотивации, познавательного интереса, когнитивных процессов, наличие организаторских способностей, общительности и других профессионально важных качеств, но и выявить с помощью соответствующего комплекса психодиагностических методов оценку, которую будущим педагогам дает коллектив соучеников и учителей. Выяснить, как хорошо будущий педагог ориентирован в тех условиях, в которых   будет протекать его будущая профессиональная деятельность.
              Основной инструмент педагога для реализации его профессиональных функций - он сам и, поэтому, процесс обучения в университете должен кроме передачи знаний, формирования необходимых профессиональных умений и навыков, обеспечивать развитие трех основных подструктур личности будущего педагога: профессиональной направленности, профессиональной компетентности, профессионально-важных качеств личности.
Ясно, что каждая из трех перечисленных выше подструктур, разворачивается в широкий, частью пересекающийся список качеств личности, обеспечивающих эффективность и, во многом,  принципиальную осуществимость будущей педагогической деятельности.
              Поэтому на втором этапе, после профессионального отбора - этапе профессионального обучения, учебный процесс в Гуманитарном университете (далее университет) следует дополнить системой углубленной психологической подготовки, примерная структура которой приведена ниже.
              По нашему мнению, знакомство с будущими студентами должно начинаться еще до их поступления в университет, а именно на этапе профессиональной ориентации и предварительного отбора. Результатом этого этапа может быть рекомендация для поступления в университет на соответствующую специальность.
              Одним из критериев отбора будущих студентов, после сдачи ими приемных экзаменов, должна стать оценка психологической службой университета (или специальной комиссией) уровня развития профессионально важных качеств (ППВК) будущих педагогов.
Результатом этапа профессионального психологического отбора (ППО) может быть:
- ранжирование абитуриентов по степени соответствия критериям отбора в педагогический университет;
- учет полученных результатов ППО, при прочих равных условиях на этапе зачисления абитуриентов в педагогический университет.
После успешной сдачи приемных экзаменов и зачисления абитуриентов в университет специалисты психологической службы, на основе полученных данных, готовят:
- рекомендации по формированию студенческих групп;
-рекомендации по кандидатам в формальные лидеры студенческих групп;
- рекомендации абитуриентам, не поступившим в университет.
После зачисления, каждый из студентов университета, проходит углубленное психологическое обследование с целью:
- включения в групповые адаптационные тренинги (общения, сплочения, и т.д.);
-   создания его психологического портрета (в том числе используя результаты  тестирования на практических занятиях по психологии;
-   разработки индивидуального плана психокоррекции и тренажа психологических профессионально-важных качеств (ППВК);
- выдачи рекомендаций для работы студента по самосовершенствованию ППВК, т.е. самовоспитанию.
Эта должно быть поддержано организационно, методически и информационно наличием:
- разработанных модельных характеристик успешного педагога-профессионала;
- критериев профессионального отбора;
- эффективной системы психодиагностики на базе современных ЭВМ;
- методическим и программным обеспечением сбора, обработки (в том числе статистической) и хранения информации;
- обеспечение студентам возможность посещать краткосрочные психологические спецкурсы и психологические  тренинги по собственному выбору или рекомендации психологической службы университета;
- наличием группы квалифицированных специалистов, готовых к применению активных методов обучения и проведению психологических тренингов разного вида (интеллектуальных, общения, креативности и т.д.) в индивидуальной или групповой форме;
- наличием специалистов способных проводить психокоррецию;
- разработанной системой обратной связи для внесения изменений в  учебный процесс университета с целью его адаптации к динамически меняющимся требованиям к профессиональной деятельности выпускников;
- и, конечно, необходимыми материальными ресурсами для обеспечения качества проводимых мероприятий.
             Контроль уровня развития ППВК каждого студента необходимо проводить периодически (не менее одного раза в год), для необходимой коррекции индивидуальных планов совершенствования ППВК, с занесением изменений в базу данных для последующего анализа специалистами.
             В конце каждого этапа обучения в университете (бакалавр, специалист, магистр, аспирант) проводится углубленное обследование выпускников, делается заключение о психологической готовности к выполнению профессиональной деятельности, даются рекомендации для самостоятельного решения возникающих психологических проблем в период острой адаптации к профессии.
             Периодически (через год, три года и т.д., по необходимости) выпускник университета должен иметь возможность решить свои накопившиеся   психологические проблемы, как профессиональные, так и личные, на краткосрочных, интенсивных психологических тренинговых курсах при университете. Оказание, в том числе и на коммерческой основе, услуг возможно и в специально созданном подразделении научно-исследовательской лаборатории творчества университета.

1. Необходимость создания подобного подразделения лаборатории оправдывается открывающимися при этом возможностями оптимизации учебной и трудовой деятельности студентов и преподавателей, улучшения психологических условий жизнедеятельности и межличностных отношений.

2. В результате работы лаборатории и психологов-консультантов (не только преподавателей), университет сможет решать индивидуально-личностные проблемы сотрудников и студентов, которые часто, не имея возможности  для решения “проблем души”, взаимоотношений в семье, коллективе, становятся объектами манипуляций различных “экстрасенсов” и других целителей души и тела, что резко снижает перспективу нормальной адаптации к профессии и повышению уровня личностной зрелости.

3. В перспективе в университете может быть создан факультет повышения квалификации и переквалификации тех выпускников педагогических университетов, у которых сформируется желание получить современные знания по психологии, улучшить состояние своего психического здоровья, получить вторую специальность. Ею могут стать специальности “практическая психология”, ''психология труда и управления'' и др., а в случае подключения к учебному процессу сотрудников других университетов Украины, то и специальности “гештальт-консультант”, “психотерапевт” (психотерапевт по немедицинской психотерапии) и т.д.

4. Научно-исследовательская лаборатория психологии творчества может стать площадкой роста научных психологических и педагогических  кадров института, лабораторией научных исследований динамики личностного развития, а не просто статических срезов психологических характеристик.

             Кроме выше перечисленных, возможен еще широкий спектр как бесплатных (для студентов), так и платных услуг для всех желающих получить консультацию или помощь сотрудников лаборатории.