Джон Гилл. Полнота Посредника

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПОЛНОТА ПОСРЕДНИКА
Джон Гилл (1736)

Предварительная версия перевода

Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота
Кол.1.19

Апостол, после своего обычного приветствия к церкви в Колоссах, с большой радостью обращает внимание на ее веру во Христа и любовь ко всем святым, и ходатайствует за возрастание ее в духовном знании, святости, плодоносности, терпении и силе, благодарит за некоторые особые благословения благодати для нее и за то, что ее святые обрели небесный удел, избавление от власти тьмы, переход в Царство Христа, искупление Кровию Его и прощение грехов; а затем он получает повод изложить славу и всепревосходство Личности Христа, Который, по его словам (ст.15), "есть Образ Бога невидимого", природный, вечный, нетварный, совершенный и истинный Образ Лика Отца Его, Которого никто никогда не видел, "рожденный прежде всякой твари". Он не есть первое творение Бога, ибо это было бы не согласно с доводом апостола в следующем стихе: "ибо Им все было создано", ибо это несло бы явное противоречие, что Он был создан Сам; но смысл этих слов таков, что Он есть Единородный от Отца от вечности, природный и вечный Сын Божий, Который как таковой существовал до всей твари, вызванной Им к жизни, и потому Он является Первородным, или, по грамматическому смыслу, существовавшим прежде всякой твари. Этот акцент был отмечен уже со времен апостола, и его легко заметить, видя, что он придает его рассуждениям в предыдущих стихах гораздо большую красоту, прочность и силу, так что если Он является Первородным или Первым Родителем всей твари,  то "Им создано все, что на небесах и что на земле, будь то престолы, или владения, или начальства ли, власти, все вещи были созданы Им и для Него, и Он есть прежде всего, и все Им стоит". Далее апостол переходит к рассмотрению Христа в отношении Его служения и посредничества: "и Он есть Глава Тела Церкви", и даже собрания и общины первенцев, написанной на небесах, и всех избранных Божиих, которым Он есть Глава, сила и власть, благодать и Жертва. Апостол добавляет, что Он есть Начало как старого, так и нового творения, Первенец из мертвых, Который первым воскрес из мертвых силою Своею, чтобы в вечной жизни воссесть одесную Бога, и править Его Словом, так что "во всем Он имеет первенство", "ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота". Я рассмотрю здесь этот отрывок Писания,
I. Чтобы узнать, что здесь понимается под полнотой Христовой.
II. Чтобы дать некоторое понимание ее характера и свойств.
III. Чтобы показать, в каком смысле мы говорим, что живем во Христе.
IV. Чтобы показать, что полнота обитает во Христе по благоволению Отца.
Я должен объяснить сначала, что такое полнота Христова, ибо Писание упоминает это понятие не в одинаковом смысле. 
Во-первых, существует личная полнота Христа, или полнота Божества, о которой в этом же послании апостол говорит, что она обитает в Нем (Кол.2.9), ибо "в Нем обитает вся полнота Божества телесно". Нет совершенства Божия, которого не было бы в Нем, как и в Отце. Вечность свойственна Богу; Христос был не только до Авраама, но до Адама, и прежде, чем существовала вся тварь, ибо Он Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец всего, что было, есть и будет (Откр.1.8 KJV); от века и до века Его всемогущество, и Его сила совершает все, что может быть сказано о Боге. Дело творения, провидения, искупления, воскресения из мертвых, и все, что совершает Христос, возвещает, что Он есть Бог Всемогущий, Всеведущий и Всесовершенный, Которого мы видим в Нем; "и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке" (Иоан.2.25). Ибо Он есть живое Слово Божие, которое "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет" (Евр.4.12-13). В скором времени весь мир узнает то, что уже знает Церковь, а именно что Он испытывает сердца. Вездесущность и величие свойственны Богу, и могут быть найдены во Христе Иисусе, Который на небесах и в то же время здесь, на земле, и этого не могло бы быть, не будь Он вездесущим Богом, так же как в этом случае Он не мог бы исполнить Свое благое обетование, что Он всегда пребудет со Своими людьми, когда они призовут Его имя, и с Его служителями до конца мира; Он не мог бы тогда ни присутствовать с Церковью везде, как Он присутствует с нею, ни наполнять все во всем. Неизменность принадлежит только Богу: Христос тот же вчера, сегодня и во веки (Евр. 13.8). Короче говоря, независимость и необходимость бытия, которые имеют важнейшее значение применительно к Божеству, должны быть усвоены Ему, ибо Он есть Сам Бог; и хотя как Человек и Посредник Он имеет жизнь, полученную Им от Отца, как Бог, в Которому ни одна из Ипостасей не является производной от другой, Он есть "сущий над всем Бог, благословенный вовеки", и, таким образом, "истинный Бог и жизнь вечная". Если все совершенства Божества имеют полноту в Нем, то о Его полноте можно сказать, что она обитает в Нем потому, что Он как Он есть равен Богу. Некоторые считают, что полнота, упоминаемая в этом тексте - это "полнота Божества", которая упоминается в другом месте, и я полагаю, что это хорошо согласуется с замыслом апостола показать первенство Христа и Его превосходство над всеми вещами. Но следует отметить, что полнота Божества, которой обладает Сын Божий, не зависит от воли и благоволения Отца, ибо Он несомненно имеет участие в той же нераздельной природе и сущности, что Отец и Дух, и поэтому здесь нет той полноты, о которой здесь говорится.
Во-вторых, существует относительная полнота, которая принадлежит Христу и является не чем иным, как Его Телом, Церковью, которому Он есть Глава и которая называется "полнотой Его, наполняющего все во всем" (Еф.1.23), поскольку Он наполняет ее. Когда все избранные будут собраны воедино, то есть войдет полнота язычников и спасется весь Израиль, когда исполнятся все дары и милости Божии, данные им, и они дорастут до своего удела и обретут его вполне, в меру полноты Христовой, то это будет в строгом смысле так. Некоторые толкуют таким образом, что эта полнота существует уже сейчас; но хотя Церковь пребывает во Христе, и Он в ней, благодаря доброй воле Отца и Его благоволению, и хотя она имеет полноту во Христе и сама полна в Нем, она полна еще не настолько и не в том смысле, как в будущем. Поэтому в тексте не говорится, что Церковь ныне имеет всю полноту, как и Христос, и это не может здесь предполагаться.
В-третьих, есть полнота способности Христа исполнить Свое дело и звание Посредника, что заключено в Его бытии как Бога и Человека и в объединении двух природ, Божественной и человеческой, в одном Лице. Этим Он становится уполномочен быть Посредником между ними, способным "возложить руку на обоих", на Бога и человека, или, иными словами, быть "милостивым и верным Первосвященником для умилостивления грехов народа" (Иов 9.33, 1 Тим.2.5, Евр.2.17). Будучи как Богочеловек предложен в Жертву Богу, и тем самым способен дать удовлетворение за согрешившую природу, которого требовали закон и справедливость Бога, а также передать благословение благодати для искупленных Им избранных, Он принял не природу ангелов, но семя Авраамово. Святость человеческой природы Христа утверждена, чтобы Он был Первосвященником, Защитником и Заступником, и очень часто упор в Писании делается именно на этом, когда говорится (Иоан.3.5, Евр.9.14, 1 Пет.1.10), что Он пришел забрать грех, ибо в Нем нет греха, чтобы принести Богу Себя непорочного, и потому мы искуплены Кровью Христа как Агнца без пятна и порока. И действительно, только такой Искупитель нужен нам, только такой Защитник, только такой Первосвященник необходим: Иисус Христос, Праведник, Святой, непричастный злу, непорочный и отделенный от грешников, как Бог и Человек, и имеющий достаточную силу, чтобы во всех Своих делах и страданиях ответить Своей Кровью за всех Своих людей, очистить все их грехи Своей правдой для оправдания их в Нем, и Своей Жертвой искупить их и избавить. Только будучи Богом, Он мог явиться в величии силы Своей, чтобы приблизиться к Богу за нас, предложить Богу Самого Себя, понести наши грехи и наказание за них без провала и упрека; только так Он был способен принести нам спасение, ибо Он имеет в Себе полноту как Спаситель Тела и Глава Церкви. Это важнейший смысл нашего текста, но это еще не все.
В-четвертых, существует полнота общения, которая по доброй воле и благоволению Отца вложена в руки Христа, чтобы от Него распространиться к другим.
1. Это полнота природы. Христос есть Глава всякого человека и Глава Церкви. Бог поставил Его наследником всего даже в природе: свет природы - в Нем и с Ним, и Он есть истинный свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан. 1.9). Природа и все вещи в ней в Его распоряжении: "Господня земля и все, что наполняет ее" (Пс.24.1), и Он дает ее особым образом Своим избранным, ибо благословения природы и ее мудрости - это левая сторона, а благословения благодати - правая; мир и все живущие в нем принадлежат Ему, даже мирские люди, и нечестивые - тоже часть мира, которая дана Ему и в конечном счете подчинена целям Его посредничества, Царства и славы. Проси у Меня, говорит Отец, "и дам народы в наследие Тебе", и тех, кто не избран и изъят из спасения, "Ты поразишь жезлом железным, сокрушишь как сосуд горшечника" (Пс.2.8-9).
2. Это полнота благодати. Христос, как сказано, "полон благодати и истины" (Иоан.1.14,16), и в Нем есть та полнота, от которой верующие получают благодать на благодать, и эта полнота содержит все виды благодати, все ее измерения и каждый из ее даров.
(1) Существует полнота Духа благодати и даров Духа во Христе, ибо "Он есть Агнец посреди престола, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих" (Откр. 5.6); это не семь различных личностей, но полнота благословенного Духа Божия и совершенств Его даров и милостей, обозначаемая числом семь, и это обитающий во Христе "дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и страха Господня" (Ис. 11.2), Который в самом глубоком смысле живет во Христе и опирается на Него, ибо Он "помазан елеем радости" Святого Духа "более всех собратьев", всех сынов человеческих, которые сделались причастниками Его благодати и славы, ибо "не мерою дает Бог Духа" (Пс.45.7). Все эти сверхъестественные дары Святого Духа, которые апостолы приняли в день Пятидесятницы, были даны Христу как Главе Церкви, Который, когда Он вознесся на небеса, чтобы принять власть надо всем, "принял дары для человеков" и дал их им, и Его люди получили право на них; и во все времена Он уделяет им эти дары, снаряжая их в Духе "на дело служения, для созидания Тела Церкви".
(2) Существует полнота благословений благодати во Христе. Завет благодати наполняет все и сам полон всяким духовным благословением. Этот завет, заключенный со Христом, находится в Его руках, и все наши благословения в нем исходят от его Главы. Его прообраз Иосиф "до макушки головы с братьями его", и потому, если таковые наделены этими благами, они благословлены ими на небесах во Христе, и тем же дивным образом эти блага приходят к нам от Того, Кто "был сделан за нас клятвою, чтобы благословение Авраамово могло прийти на язычников" (Гал.3.14 KJV). Вот полнота оправдания, прощения, принятия и освящающей благодати во Христе.
Существует полнота оправдывающей благодати в Нем. Одной частью Его дела как Посредника было привести Своих людей в "правду вечную", праведность, отвечающую всем требованиям закона и справедливости, по которым должны отвечать все люди всегда; Он же принес ту правду, которой справедливость удовлетворена, закон возвеличен и прославлен, и к которой благоволит Бог, ибо Он назван "Господь наша праведность" и "Солнце правды и силы" (Иер.23.6, Мал.4.2), ибо наша праведность только от Него. Эта праведность пребывает в Сыне Божием, в Нем и с Ним, как с Автором ее, и к ней направлены уразумевшие души, так что к Нему они обращаются за этой праведностью, и каждая из них может сказать, что через веру от Господа, как ее правды и силы, они получают этот дар праведности, и это обилие благодати как поток переполняет их. Будучи свободно уделена им, благодать также свободно вменена им и дарована, без всякого учета их дел, и она достаточно полна и велика, чтобы оправдать всех избранных во всех вещах, от которых они не могли быть оправданы никаким другим способом.
Существует полнота благодати прощения во Христе. Завет благодати в полноте Его есть условие прощения грехов всех людей Божиих. Одна его часть означает: "Я буду милостив к их неправде, и грехов их и беззаконий не помяну более" (Евр.8.12). В силу этого завета и обязательств Христа в нем, Его Кровь изливается за многих во оставление грехов, и в силу этого в Его Лице  "мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, по богатству благодати Его" (Мф. 24.28, Еф. 1.7), во всей свободе и богатстве Его славы, благодати и милости, которые вполне явлены в Нем, и которые столь велики, богаты и полны потому, что Бог в соответствии с заветом благодати Своей, глядя на драгоценную Кровь Сына Своего, прощает все грехи Своего народа, прошлые, настоящие и будущие, ибо через Человека Иисуса Христа нам возвещается и даруется свободное и полное прощение согрешений наших. Вот провозглашение Евангелия, и это то, что делает его поистине Радостной вестью и хорошей новостью разумным грешникам, дабы "всякий верующий в Него получил прощение грехов".
Существует также полнота принятия благодатью во Христе. Благословение усыновления детей Божиих исходит из любви Отца, ибо говорит Иоанн: "смотрите, какую любовь Отец дал нам, чтобы мы могли быть названы детьми Божьими" (1 Иоан.3.1). Мы предопределены к этому через Иисуса Христа, и это осуществлено благодаря искуплению в Нем, ибо Он "искупил подзаконных, чтобы нам получить усыновление" (Гал.4.5), и все права, привилегии и свободы детей Божиих, которые даны им во Христа вместе с принятием Его и верой в Него, так что те, кто являются детьми Божьими, провозглашаются таковыми по вере во Христа Иисуса.
Добавим к этому, что есть полнота освящающей благодати во Христе. Все наследие святости святых находится в руках Христа; Он их освящение, а также их праведность, ибо от полноты Его они получают благодать на благодать; вся святость их исходит от Христа, причастниками жизни Которого они соделаны и которою они наделяются вполне в час смерти, ибо без святости, и даже совершенной святости, "никто не увидит Господа" (Евр.12.14).  Прежде всего таково дело возрождения, в котором нам сообщается освящающая благодать Христа: "благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе" (1 Тим.1.14).  Поскольку Он есть Автор и Совершитель веры, Он также Автор и Совершитель любой другой благодати, что каждому она уделена в свою меру благодаря Ему и через Него.
Есть полнота всякой благодати во Христе, чтобы поддержать Его людей, удовлетворить все наши стремления и вести нас безопасно через пустыню мира сего. В Нем есть полнота света и жизни, мудрости и знания, силы и могущества, радости, мира и покоя; весь духовный свет - в Нем и от Него. Как свет, что был рассеян по всему творению, был на четвертый день собран вместе и воссиял в величии солнца, так вся полнота духовного света пребывает во Христе, Солнце правды, от Которого мы получаем все наше и которое "все более растет и сияет в нас до полного дня". Вся духовная жизнь в Нем, ибо Он ее Источник, и от Него в нас живет и передается нам принцип благодати ко спасению для вечной жизни. "В Нем сокрыты все сокровища премудрости и знания", и от Него они передаются нам. В Нем вся правда, чтобы оправдать нас; в Нем вся сила, чтобы позволить нам противостоять растлению и всякому врагу, осуществлять всю благодать и исполнять свой долг. Хотя мы не можем ничего делать для себя, и без Него ничего не можем делать, но когда Он укрепляет нас, мы можем делать все. Одним словом, во Христе есть источник полноты и прочная основа всего духовного мира, радости и утешения. Если где-либо есть утешение, то оно во Христе, оно дано в Нем и основано на Его Личности, Крови, праведности и Жертве, и это наполняет верующих "радостью неизреченной и полнотой славы", "ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше" (2 Кор.1.5). Благодати, которая во Христе, для нас достаточно, чтобы пронести нас через все испытания, уроки и страдания жизни и сделать нас плодотворными во всяком добром деле, и дать устоять в Нем до конца. Такова полнота плодоносной и стойкой благодати во Христе.
(3) Существует полнота обетования благодати в Иисусе. Есть много великих и драгоценных обетований, которые подходят для различных случаев и обстоятельств детей Божьих. Никогда не было случая с начала мира, и смею сказать, что и не будет до конца его, чтобы верующий был посрамлен в обетованиях, данных ему. Завет благодати полон этих обетований; из него они переходят в Евангелие и распространяются во всей Библии, и, что самое главное, "все обетования Бога во Христе да и аминь, во славу Божию" (2 Кор.1.20); все они вложены в Его руки для нашей пользы, все безопасны и надежны в Нем, ибо Бог следит за тем, чтобы они были выполнены полностью и на самом деле, и не только великое обетование жизни, и даже жизни вечной, которую Бог, что не может лгать, обещал нам до начала мира во Христе Иисусе, но и все другие обетования также, так что всякий, кто причастен Ему, участвует и в них по Евангелию.
3. Кроме того, полнота природы и благодати, которая во Христе, есть и полнота славы и вечной жизни и счастья. Бог не только милует Своих людей, но и вкладывает их славу в руки Христа. В Нем их наследие, отведенное им, является надежным и безопасным. Они являются наследниками Бога и сонаследниками с Христом, так что они могут быть уверены в их наследии. Как следует из их жизни в благодати, их жизнь славы сокрыты со Христом в Боге, и когда Христос, жизнь их, явится, явятся и они с Ним во славе, и они станут подобны Христу и увидят Его как Он есть. Святые будут подобны Христу и по душе и по телу. Их тела, которые искуплены Кровью Его и стали Его членами, будут соответствовать славному телу Его в духовности, бессмертии, нетлении, власти и славе, и будут сиять как солнце, в его яркости и блеске, в Царстве Отца их. Их души уподобятся Христу в знании и святости, насколько вообще способна к тому тварь. Они увидят Его как Он есть, в Его посреднической славе, своими глазами, а не чужими, и несказанно возрадуются Его всепревосходству, и всегда будут пребывать в Его присутствии, которое есть полнота радости, и останутся в деснице Его вовек. Все это дано во Христе святым, на это они могут рассчитывать и от этого зависят, ибо знают, что "Бог даровал нам жизнь вечную, и эта жизнь в Сыне Его" (1 Иоан.5.11). Таким образом, вся полнота природы, благодати и славы - во Христе Иисусе, Господе нашем.
II. Теперь я дам некоторое описание характера и свойств этой полноты, и, в частности, полноты благодати Его. 
Это полнота очень древняя. Мы не должны считать, что эта полнота была впервые вложена в руки Христа после Его Вознесения на небеса, когда Он воссел одесную Бога, ибо хотя тогда Он сказал, что получил дары для людей и передаст их им, раздаяние этих даров и благодати Духа случилось не в день Его Сошествия на апостолов, но когда Бог дал Духа Христу без меры задолго до этого. Ученики во дни Слова во плоти видели Его в состоянии уничижения, когда "Слово стало плотью и обитало с нами, и мы видели      славу Его, славу, как Единородного от Отца, полного благодати и истины" (Ин. 1.14). И задолго до этого Исайя видел Отрасль этой славы, на которую взирали все святые Ветхого Завета, ибо они верили в Него и зависели от Него, как Искупителя всей их жизни, говоря: "верен Господь, Его правда и сила" (Ис.14.24 KJV). Они обрели от этой полноты; они "черпали воду с радостью от источников спасения" во Христе и были спасены по милости Его, как и мы. И эта правда явлена еще глубже, не только в Ветхом Завете или до основания мира, но в самой вечности. Ибо когда избранные были даны Христу, тогда им была дана благодать в Нем, что была до начала мира; уже тогда в избрании их от начала они были благословлены всяким духовным благословением в Нем, ибо Христос был Посредником завета, завет же был от вечности. Так эта полнота благодати, данной им Господом в Его мудрости, то есть во Христе, была с ними от начала, ибо Премудрость Его пребывала с ними прежде творения, искони: "Я была от века, от начала, прежде бытия земли" (Притч.8.22-23), и потому Христос, как Мудрость, есть Посредник завета, Которому поручены все благословения и обещания ее. Это также подтверждает вечность Личности Христа, древность Его дела и изначальность отношений Иеговы с Его избранными, когда Он отличил их и выразил им Свою чудесную любовь и милость. 
       Эта полнота весьма богата и обогащает других. Это полнота истины, равно как и благодати, ибо Христос полон благодати и истины, и Евангелие открывает нам эту полноту Его истин, каждая из которых является драгоценной жемчужиной и все вместе составляют драгоценное сокровище, пред которым ничто все богатства Индии. Во Христе "заложены и сокрыты все сокровища премудрости и ведения" (Кол.2.3). Каково же богатство и полнота истины в Иисусе Христе! Обетования благодати драгоценны для всех, кто видит благодать их и кому они открыты Святым Духом и приложены к ним в свое время;  для таковых они куда драгоценнее золота и серебра, превыше всякой радости и всех богатств мира, ибо, как мы сказали, во Христе есть не только богатство благодати, но и богатство славы, и это непостижимое богатство, которое не будет исчерпано никогда, ибо оно является твердым, существенным, вседостаточным, прочным и долговечным. Чрез бедность Христа мы обогатились этим богатством здесь и навеки, и это благоларя славе, всепревосходству, свободе и полноте благодати Его: "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор.8.9).
Эта полнота вполне свободна, в силу Источника ее, лиц, заинтересованных в ней, и того, каким образом они получают ее. Источник ее - это суверенная воля и благоволение, благодать и любовь Божия, ибо Отцу было благоугодно вложить ее во Христа; Он не был вынужден делать это, как и любую вещь, сделанную Им для Своего народа, но Он заложил ее во Христа по Своей свободе. Люди же Его не могут находиться под влиянием своей веры и святости, чтобы обрести ее, ибо они получили ее, "от полноты Его приняв благодать на благодать" (Иоан.1.14), и всякого рода благодать и святость; они не могли быть введены в нее за свои добрые дела, ибо они лишь плоды этой благодати и следствия ее. Действительно, часто говорится о боящихся Его и верящих в Него, но эти слова лишь описывают лиц, получивших от Него благодать и сделанных ею таковыми; не то чтобы их страх или вера были причинами или условиями ее, ибо тогда благодать Божия не была бы столь ярко явлена в них, как и говорит псалмопевец: "О, как велика Твоя доброта, которую Ты вложил в боящихся Тебя" (Пс.31.19 KJV), которую Ты предназначил для надеющихся на Тебя которую свободно уделил сынам человеческим! Наш Господь дарует ее свободно, эту живую воду, и просящим у Него Он дает больше того, в чем они нуждаются, хотя бы Его святые по смирению своему и не просили об этом; но Он не удерживает Своих благ от них, чтобы они ходили праведно. Те, кому она дана, не достойны ее, и все же облагодатствованы. Те, кто жаждет и хочет, могут приходить и брать воду жизни даром; те, у кого нет ни серебра, ни чего-либо ценного, нет ни своей цены, ни достоинств, могут прийти и  купить без серебра и без платы вино и молоко. Такова эта полнота Христова, в которой не от нашей веры, не по нашему замыслу и вообще не от нас, ибо это дар Божий, мы можем с радостью черпать из источников спасения, которые во Христе Иисусе.   
Эта полнота неисчерпаема. Ибо "всякое отечество на небесах и на земле" дано во Христе и поддерживается Им. Под "небесной семьей" мы, как и евреи, можем понимать ангелов; но и самая высокая мера благодати у избранных ангелов получена ими от Христа. Ибо Он является Главой их благодати, а также нашей; потому мы "имеем полноту в Нем, Который есть Глава всякого начальства и власти" (Кол.2.10). Или, если под небесной семьей иметь в виду святых, которые вошли в славу, то сколько благодати было в этой полноте, чтобы привести их туда! Благодать Господа нашего обильна, изобильна, течет и переполнена, и ее с избытком хватает для каждого верующего. О, как изобилует она ко всем святым во все времена и на всяком месте от основания мира! И также ее достаточно для "семьи на земле". Христос по-прежнему - Источник во всех Своих садах, Источник живой воды для Церкви, Который орошает всех Его людей потоками с Ливана, сладко обновляет и радует их. Его милость вседостаточна для них, она та же всегда, сегодня и вовеки. 
III. Чтобы показать, в каком смысле можно сказать, что эта полнота обитает во Христе.
Она пребывает в Нем по своему существу; не только в намерении, по замыслу и назначению, но она действительно и актуально дана Ему и вложена в руки Его; и, следовательно, речь идет о том, что она должна быть доведена до святых, ибо в ней они получили от Него благодать на благодать. Он является Главой, в Котором они живут, они же - Его члены и исходят от Него. Он принадлежит им, и они - Ему, и потому все Его достояние принадлежит им. Им принадлежит Его Личность, в которой они приняты Богом, Его Кровь, очищающая их от всякого греха, Его праведность, оправдывающая их, Его Жертва, искупающая их, и Его полнота, исполняющая их все стремления, чтобы они были полны Святого Духа, веры и благости (Деян.6.3,8, Рим.15.14). Они полны ею не в таком смысле, как Христос, полнота Которого в Нем без меры, в них же в меру; Он есть переполненный Источник, они же - потоки от Него. Эта полнота во Христе и ни в ком другом. Источник спасения только в Нем, и его нет ни в ком другом, и напрасно ожидать от другого того же духовного света и жизни, благодати и святости, мира, радости и утешения, или же искать их в другом месте. Те, кто пренебрегает Им или игнорирует Его, "оставили Источник воды живой и высекли водоемы разбитые, которые не держат воды" (Иер.2.13). Потому Он также Источник познания и разумения, и те, кто видят полноту Христа, обращаются к Нему, ибо к кому им идти, как не к Тому, у Кого глаголы вечной жизни?
Он сближает их с Собой. Его полнота неизменна и дает им постоянное, ежедневное питание, так что верующие могут каждый день идти к ней и получать от Него благодать, которой всегда будет достаточно для них, даже до конца дней их. И в этом неизменный характер их обитания во Христе, благодаря Которому они обретают стойкость, ибо если Он жив и обитает в них как полный благодати и истины, и они будут жить в Нем. Это великая причина для верующих "укрепляться в благодати, которая во Христе Иисусе" (2 Тим.2.1 KJV). Эта полнота будет пребывать в Нем до конца времен, пока все избранные не будут собраны и наполнены благодатью, и не введены в славу. И тогда в мире будет больше благодати и она будет достаточнее, чем в творении первом. Кроме того, есть полнота славы Христа, которая будет пребывать в Нем всю вечность, и из которой святые, как здесь получают благодать на благодать, будут непрестанно возрастать из славы в славу, во всем своем великолепии черпая от Христа, как теперь все их милости от Него и через Него.
Это означает также их безопасность. Каждый, кто во Христе, огражден и безопасен. Избранные Божии, пребывая в Нем, находятся в максимальной безопасности, ибо никто не может похитить их из руки Его. По благодати, которая в Нем, они никогда не могут быть потеряны, ибо если слава их в Нем, они никогда не могут быть лишены ее. Их жизнь, как благодать и слава, сокрыта со Христом в Боге, и потому недоступна для людей и бесов. Христос есть обиталище всякой благодати и славы, и крепкая башня на скале, защищающая так, что врата ада не одолеют ее.   
IV. Эта полнота по сути своей обитает во Христе по воле и благоволению Отца.
Отец не упоминается в оригинальном тексте, но о Нем правильно говорит наш переводчик, ибо Он прямо упоминается в контексте как Тот, Кто делает святых причастниками небесной славы, избавляя их от власти и господства греха и сатаны и принимая в Царство Возлюбленного Сына Своего (ст.12-13) и как Тот, Кто во Христе примиряет Собою все земное и небесное, и даже тех, кто были Ему чужими и врагами (ст.20-21).
Именно благодаря доброй воле Отца в Сыне Своем в Нем обитает эта полнота. Христос всегда был Посредником, ибо Премудрость Божия "была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время" (Притч.8.30); и потому Он всегда являл и доказывал, что в Нем пребывает всякая полнота. Наш Господь явно сказал, что "Отец любит Сына и все покорил в руки Его" (Иоан.3.35 KJV), то есть Он явил Свою любовь к Нему и вполне доказал ее, совершая все для Него по Своей воле и благоволению. Такой смысл хорошо согласуется с контекстом, который представляет Христа в Его посредничестве, ибо с этой точки зрения Он возвышен Отцом "во всем, в чем Он мог бы иметь превосходство".   
Именно благодаря доброй воле Отца для избранных эта полнота пребывает во Христе, ибо она ради них, и для них Он вложил ее в руки Христа. Бог возлюбил их вечной любовью и, следовательно, имеет вечную заботу о них, а также вечный удел их. Они были предметами Его любви и восхищения от вечности, и потому Он дал им Христа как Посредника от века, и дал им эту полноту Его. Бог благоволит к этим из сынов человеческих, и потому Ему было благоугодно сделать такой шаг к ним и даровать им все то, чего достаточно для них во времени и в вечности.
Отцу было благоугодно, чтобы всякая полнота обитала во Христе, ибо Он считает Его наиболее подходящей для этого Личностью. Для нас прекрасно, что Он не вложил эту полноту в наши руки сразу, но постепенно, с ростом нашей нужды в ней, ибо иначе мы не обрели бы безопасности спасения. Для нас прекрасно, что она не была придана Адаму, нашему прародителю и главе в первом завете, ибо тогда она могла бы быть потеряна. Для нас прекрасно, что полнота не дана ангелам, которые есть тварь и потому непригодны для такого доверия, ибо они, как и всякое творение, изменчивы, что явно показало отступничество многих из них. Отец увидел, что никто из них не пригоден для такого доверия, но лишь Сын и, следовательно, Ему было благоугодно оделить Своей полнотой Сына.
Воля и благоволение Бога всей благодати, чтобы все приходило к нам через Христа. Если Бог общается с нами, то Он совершает это через Иисуса Христа. Если у нас есть общение с Отцом, то мы общаемся с Ним через Посредника. Если у нас есть милость от Того, Кто есть Бог всякой благодати, она приходит к нам на этом пути, ибо только Христос есть Путь, Истина и Жизнь (Иоан.14.6), и это не только доступ к Богу и принятие Им, но и сообщение всякой благодати и всех благ Его милости нам. Ибо таково было благоволение Отца, чтобы во Христе Посреднике обитала вся полнота Его природы, благодати и славы.
Это высоко ставит славу Христа. Его дело Посредника заключено в том, что Он есть "Слово, полное благодати и истины", которые Он уделяет разумным душам по Своему благоволению. Это то, что делает Его "прекраснее сынов человеческих", ибо полноту благодати источают уста Его. Это то, что делает Его "белым и румяным", "прекрасным и любезным", "лучше десяти тысяч других" для всех, кто Его знает. Именно это делает Его столь драгоценным и высоко ценимым для всех верующих.
Это указывает нам, к кому нам идти. Египтяне в семь лет голода возопили к фараону о хлебе, а он поставил Иосифа над складами, сказав им: "пойдите к Иосифу и делайте, что он скажет вам" (Быт.41.55). Христа Отец Его соделал "превыше всего, Главою Церкви", и Иосиф был Его прообразом, ибо Он имеет в Своих руках всю сокровищницу благодати. Все сокровища ее сокрыты в Нем, Он вполне распоряжается ими и, следовательно, к Нему мы должны идти за всем, в чем нуждаемся. И мы должны быть уверены, что мы ничего не хотим, кроме того, что есть в Нем, и что не мы подходим к Нему, но Он легко и свободно дарует нам.
Это ведет нас к тому, чтобы воздать всю славу Богу через Иисуса Христа. Ибо через Него вся милость истекает к нам, и потому поэтому давайте приносить жертву хвалы Богу постоянно, то есть, плод уст, славы Его имени (Евр. 13.15). По благодати Божией во Христе, от Него и через Него мы есть то, что есть, и только это отличает нас от других. Мы ничего не имеем, чего бы не получили, и ничего кроме того, что мы получили от полноты Христовой, и потому мы не должны хвалиться, как если бы не получили, но сами прославились. Давайте же воздадим славу Христу, Которого Бог "сделал для нас премудростью, праведностью, освящением и искуплением" (1 Кор.1.30).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn