США - легализация нелегала

Оксана Лесли
                статья из книги "АМЕРИКАНСКИЕ ГОРКИ"
Существует заблуждение, что если нелегал /человек, чьи визы истекли/ вступит в брак с гражданином Америки, то ему обеспечен статус гражданина и все вытекающие отсюда льготы. 

Легализация иностранного гражданина в США – процесс нелегкий.  И американское гражданство автоматически никому не вручается на блюдце с голубой каемочкой.  Прежде всего нужно стать легальным резидентом страны и получить гринкарту - вид на постоятельное место жительства. 

За последние десять лет цены на легализацию увеличились в несколько раз.   

Если нелегал в США вступает в брак с «гринкартой», то рассмотрения своего дела на гринкарту придется ждать годы.  Это не мешает многим людям сразу подать на разрешение работать.  Правда, нужно каждый год платить деньги и обновлять эту годичную визу, а вместе с ней и водительские права, так как их выдают на основе именно этой визы. И срок истечения на них ставят тот же, что на визу.   В противном случае человек не сможет  работать и чувствовать себя «в своей тарелке». 

Подавая документы на своего русского мужа, я сперва все изучила на иммиграционном сайте.  Адвокат мне был не нужен. «Сами с усами».  Иногда я перечитывала инструкции по нескольку раз. 

Выяснила, что нужно подавать не просто на «Воссоединение семьи»  (Petition for Alien Relative, form I-130) - триста баксов, но и на «Урегулирование статуса» ( application to Register Permanent Residency or Adjust of Status, I-485 )- штука баксов! 

Я  заодно подала и на рабочую визу Сергея ( Work Authorization).  Я боялась, что дело по гринкарте будет рассматриваться долго, как мое когда-то, не смотря что я гражданка Америки. 

Если подаешь на эту же рабочую визу отдельно, то около четыреста долларов придется выложить, а если вместе с заявлением на гринкарту, то виза обходится бесплатно.  Типа – хочешь работать, будь любезен, расплатись.

 Так же, я распечатала с того же иммиграционного сайта все бумаги, которые необходимы для медосмотра, инструкции – какие прививки нужно сделать, и к каким врачам идти (I -693, Report of Medical Examination and Vaccination record. )  Так что когда я послала документы на Сергея, там были запросы и на рабочую визу, и гринкарту, и на урегулирование статуса, со  всеми медицинскими заключениями и анализами.   

Чтобы дела пошли быстрее – прошли медосмотр и прививки сделалали сразу.  Мне это влетело в четыреста баксов.  Так что легализовать своего русского мужа мне обошлось в две тысячи долларов. 

В конце августа 2008 мы послали бумаги в Иммиграционный Департамент, а в октябре нас вызвали на отпечатки пальцев в другой город, три часа на машине ехали в один конец. 

В марте 2009 года ездили в Джэксонвилл на интервью – доказать, что у нас не фиктивный брак.  Одного же свидетельства о браке мало.

Поскольку на тот момент у Сергея еще не было личного номера SOCIAL SECURITY NUMBER, я могла предоставить только доказательства – что у нас страховка машин на обоих оформлена, и общие фотографии есть. 

Сергей взял мою американскую фамилию ЛЕСЛИ по первому мужу-американцу.  И писать удобно, и произносить.  Фамилию  поменяли за триста баксов через суд без проблем.  Здесь вообще просто сменить что имя, что фамилию, но сперва суды в течение двух-трех месяцев пробивают криминальную историю, чтобы не вышло, что человека в одном штате разыскивают за изнасилование или мошенничество, а он в другом фамилию меняет как пупсик, белый и пушистый.

После интервью мне дали бумагу, что гринкарту-то моему мужу дадут, но временную, на два года.  Если не подавать через два года на постоянную – ( I- 751 Petition to Remove Conditions of Residence), то человек подлежит депортации. 

Для чего это делается?  Если после «испытательного срока» в браке с гражданином Америки, что-то не срастается, и происходит какой-то разрыв, то иностранного гражданина, который по временной гринкарте проживает, могут депортировать.  Чтобы приструнить тех, кто хочет тут «бросить якорь», вступив в брак с гражданином страны, а потом через годик его или ее бросить, и жить припеваючи. 

Нет, если гражданина Америки чем-то брак такой не устраивает в течение испытательного срока, то он имеет право не подавать на постоянный статус своей «второй половины». 

Правда, если «вторая половинка» сможет доказать, что уходит от своего американского «благотворителя» из-за насилия, то есть возможность подать на гринкарту бесплатно, как жертва насилия, и остаться в стране.

Нашей радости не было предела когда мы получили по почте долгожданное разрешение на работу – пластиковую карточку с фоткой Сергея, отпечатком пальца, иммиграционным номером.  Обычно эта виза действительна год, и приходит в течение двух-трех месяцев. В нашем случае, про наш запрос забыли, и мне пришлось звонить в Иммиграционную Службу и разруливать – почему спустя четыре месяца нет рабочей визы?  Сперва выяснили, гражданка ли я так права качать, а потом стали разговаривать и обещали все утрясти. 

Итак, на рабочую визу мы подали в конце августа 2008 года, отпечатки пальцев были с Сергея сняты в октябре, мы ждали разрешение на работу в декабре. Но пришла эта виза только в феврале 2009 года. 

Мы обрадовались, - сейчас он сразу выйдет на работу!  Не тут-то было.  Сперва нужно было обзавестись личным номером (Social Security Number) в Департаменте Социальной Безопасности  (Social Security Department.) 

После часового ожидания своей очереди, мы выяснили, что нам не дадут номер, пока мы не предоставим им помимо рабочей визы (доказательство легального статуса моего мужа) второй документ с фотографией и местом проживания.  Мы потребовали бумагу, подтверждающую, что Сергею личный номер дать не могут в связи с отсутствием удостоверения личности
(Identification Card).

Такой документ мы поехали получать в дорожно-транспортный отдел Пенсаколы.  Мы думали, что Сергей сразу сможет сдать на водительские права, но не тут-то было.  Во-первых,  спонтанно никто не будет принимать экзамен на права с переводчиком.  Нам сообщили что во Флориде отменили сдачу на русском языке – оставили на английском, испанском и креольском.  И нам объявили, что Сергей сперва должен пройти курс про алкоголь и наркотики, прежде чем ему разрешат с переводчиком сдавать тест на знание правил дорожного движения! 

Нам посоветовали сфоткать его на простое удостоверение личности, которое в виде пластиковой карты с фоткой и адресом будет прислано из столицы Флориды в течение недели. 

С нас попросили все имеющиеся документы, сканировали их, и долго – долго разбирались.  Клерк был ошеломлен, как можно было нелегалом в США десять лет жить без личного номера.   Да еще и русскую фамилию на Лесли поменял!  Долго пришлось доказывать, что мы не верблюды, вызывалась менеджер, и нам удостоверение личности пообещали, - заплатили десять баксов. 

Когда же оно пришло – через месяц – по почте,  в нем оказалась ошибка – из имени «Сергей» сделали фамилию.  Дело в том, что ЛЕСЛИ -  популярное имя в США.  Мало кто знает, что древний шотландскмий род Лесли имел свой замок и герб.  И нам пришлось опять ехать и переделывать этот документ, не без нервотрепки.

В общем – понятия «бюрократия» и «через задницу» свойственны и в этом развитом обществе. 

Почему?  Потому что и в Америке достаточно невнимательных и невежественных людей.  Как и везде.

На флоридские водительские права Сергей Лесли сдавал в два этапа.  Первый - дома.  На интернете нашла я нужный сайт, где за тридцать пять долларов можно было пройти курс про наркотики и алкоголь.  Обычно этот курс начинающим водителям приходится изучать,  но посколько Сергей потерял свои интернациональные и российские водительские права, ему тоже пришлось грызть гранит этой науки.  Там даже был вопрос такой – сколько наркоманов умирает каждый год в США?  А нас это волнует?  Тест сдать тоже нужно было после курса.  На третьем заходе сдали.  Я пишу «сдали», потому что мне приходилось во всем активно учавствовать.  Я должна была читать лекцию курса на английском языке, а потом вопросы, и переводить все Сергею на русский.  В конце дня у меня не было сил разговаривать.

 Вышла замуж за нелегала без документов и языка, как говорится у нас, у русских,  - «впряглась в сани – вези.» 

Сдав тест по алкоголю и наркотикам, нам компьютер выдал номер, по которому мы могли сдать на флоридские водительские права. 

Две недели я читала флоридские правила дорожного движения и переводила мужу.  Мы записались на прием, так как сдавать с переводчиком – это отдельная процедура. 

Нас завели в отдельную комнату.  Меня, как переводчика, посадили сзади Сергея, чтобы я не видела ни знаки, ни вопросы, и переводила только на слух.  Вопросы и ответы к ним ему читала клерк, я переводила, все записывалось на магнитофон.  Сергей должен был доказать, что умеет водить.  Мы втроем в машине ездили по учебному полигону.  Экзаменатор давала указания – где повернуть, наблюдала, включил ли Сергей поворотник, как припарковался, и так далее.  Заплатили двадцать семь баксов.  Затем Сергею выдали бумажку, что он сдал на права, а само пластиковое удостоверение пришло через неделю по почте. 

Личный номер, без которого нельзя устроиться легально на работу, мы получили через неделю.  То есть, с момента получения разрешения на работу до собрания всех остальных бумажек – прав и личного номера, ушло полтора месяца. 
В апреле 2009 года исполнилось 11 лет его ( и моего) пребывания в Америке. Год в браке со мной он встречал будучи легальным человеком.

Сейчас я поняла, через что проходят американцы-мужья, выбирающие себе в жены иностранок.  Жить с человеком, который зависит от тебя во многом, плохо владеет языком, не имеет права сесть за руль – это испытание, которое может доконать даже самые терпеливые натуры. 

Однажды я встретила американца, который собирался жениться на русской.  Он совершенно расчетливо сказал: «Она, такая красивая, образованная, сексуальная, так хочет сюда приехать, я уверен, что она ради этого будет делать все, как я скажу.» 

Мне было неприятно это слышать, но я ценю эту прямоту, - баш на баш, как говорится.  Вот вам и браки по расчету.  Ты мне Америку, а я буду плясать под твою дудку до поры до времени. 
 
Роберт Хайнлайн в произведении «Чужак в стране чужой» написал: «Любовью  называют такое состояние, когда счастье другой личности становится для тебя важнее твоего собственного.»   

Так хочется, чтобы это чувство испытывали как можно больше пар.