Дом 21 дробь 4 на Старой Басманной Гл. 3

Александра Плохова
ДВОРЕЦ КНЯЗЯ КУРАКИНА

Когда же началась история дома № 21/4 на Старой Басманной?

Из книги «История московских улиц» П.В. Сытина я узнаю, что в последней четверти 18-го века на этом месте располагалась усадьба гвардии секунд-майора А.Г. Гурьева. Усадьба граничила с Бабушкиным переулком.

О хозяине усадьбы Гурьеве осталось забавное свидетельство. В 1783 году он затеял спор с фабрикантом Петром Андреевичем Бабушкиным,  чья усадьба находилась в переулке, названном по его фамилии.
Гурьев обратился к городским властям с просьбой закрыть переулок и передать землю ему, ибо там
 «и мостовой не имеетца и бывает великая в осеннее время грязь, от которой проезду и проходу пешим людям не бывает».
 
Однако закрыли не переулок, а дело, так как был признан справедливым аргумент братьев Бабушкиных:
Пётр Бабушкин живёт ближе к Старой Басманной, а Семён Бабушкин – ближе к Новой Басманной, и надо же как-то ходить в гости!
 
В 1794 году новый владелец усадьбы П.И. Демидов (о нём нет сведений) строит двухэтажное здание.

Район Басманной становится популярным после выхода Указа 1797 года, предписывающего "все казенные земли по берегу Яузы раздавать в вечное пользование тем, кто обязуется разводить сады на своих новых усадьбах". 
Иметь дом (дворец) в Москве становится признаком хорошего тона для вельмож, не связанных службой, причем, не только дом, но целую усадьбу с парком.

И в 1798 году дом Демидова переходит в собственность вице-канцлера князя Куракина, возглавлявшего в то время Коллегию иностранных дел России.
 
На «красной линии» Старой Басманной улицы московский архитектор Р. Казаков выстраивает главный двухэтажный дом усадьбы Куракина с портиком коринфского ордена. Интерьер дворца расписывает русский художник итальянского происхождения Доменико Скотти. Фасад и интерьеры дома были оформлены в стиле классицизма.
Позднее появится полуциркульная пристройка с проездом во внутренний двор, а в глубине парка с прудами – здание театра, впоследствии перестроенное в манеж для верховой езды.

Думаю, что следует немного рассказать о хозяине роскошного дворца. Ведь Дом (в широком смысле этого слова - дворец, домик, мастерская ремесленника или художника, лачуга) всегда отражает характер, личность его владельца и его время. И наоборот, личность хозяина накладывает печать на облик Дома.
 
Вот короткая информация:
Князь Александр.Борисович Куракин получил блестящее образование. Он воспитывался с императором Павлом I. Был его другом детства.  Воспитателем мальчиков был Панин Никита Иванович, известный государственный деятель, возглавлявший Коллегию иностранных дел. Куракин оставался другом Павла I, когда тот вступил на престол. Но попал в опалу и удалился в Москву.
Вот тогда он и купил владение Демидова и пригласил известного архитектора Родиона Казакова.

В своём роскошном дворце Куракин бывал редко, так как после восхождения на престол Александра I, князь снова при Дворе. Он получает назначение послом в Австрию, а потом в Париж. Участвует в подписании Тильзитского мира в 1807 году.
Будучи послом во Франции в 1808-1812, сумел своевременно предупредить правительство Российской Империи о военных планах императора Наполеона I.

Князь Куракин, видимо, очень любил себя. Он позировал видным художникам того времени, в частности – В.Л. Боровиковскому. Любил украшать свои костюмы бриллиантами, за что был прозван «бриллиантовым князем».

Однажды с Куракиным случилась большая беда. На балу по случаю бракосочетания императора Наполеона I с дочерью австрийского императора эрцгерцогиней Марией-Луизой во дворце австрийского посла князя Карла Филиппа Шварценберга вспыхнул пожар.
По свидетельству  Секретаря посольства барона  А.С. Крюднера князь А.Б. Куракин "оставался почти последним в огромной объятой пламенем зале, выпроваживая особ прекрасного пола и отнюдь не позволяя себе ни на шаг их опереживать". В итоге "Куракина сбили с ног, повалили на пол, через него и по нем ходили".
 
М.П. Пыляев писал: "Спасением своим он отчасти был обязан своему мундиру, который весь был залит золотом; последнее до того нагрелось, что вытащившие его из огня долго не могли поднять его, обжигаясь от одного прикосновения к его одежде.

Князь Куракин не был женат.  Он, будучи членом Мальтийского Ордена, занимал высокое положение в его рядах. Традиционно звания и чины в Ордене связывались с обетом безбрачия, и хотя для русских членов Ордена было предусмотрено исключение, князь Куракин, вероятно, не счел возможным для себя вступать в законный брак.

Много легенд сложилось о нём. По преданию, личная жизнь князя Куракина была бурной, результатом которой было более 70 внебрачных детей. Ходили слухи, что двухэтажный полуциркульный корпус позади дворца на Старой Басманной предназначался князем для гарема.
После смерти Куракина в 1818 году церковь отказала князю в надгробном слове, а после его похорон в Павловске в церкви рухнули колокола.

Долгие годы осиротевший дворец пустовал.
Здание уцелело во время пожара Москвы в 1812.