Весь Союз ездил к нам за опытом!

Ирек Фатхелисламов
            "Говорит Туймазы. Доброе утро, дорогие радиослушатели!", - каждый день на двух языках туймазинцев приветствовал приятный женский голос, доносившийся из радиоприемников
            Валентина Михайловна Кулейкина. В 60 -70-е годы это имя гремело не только в Туймазах, но и по всей Башкирии. Ее знали в Воронеже, Москве и других городах.

            Действительно, в области радио, пожалуй, во всем Башкортостане титулованнее Кулейкиной человека не найти. Она была удостоена званий "Заслуженный работник культуры Башкирской АССР", "Заслуженный работник культуры РСФСР", "Отличник телевидения и радио". Ее самоотверженный труд отмечен орденом Трудового Красного Знамени. Среди других наград, как самую дорогую реликвию, она бережно хранит медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

          "Тем, что я имею, в первую очередь обязана татарскому и русскому языкам. Отец мой был юристом, единственным адвокатом в округе. Ежедневно после школы он занимался со мной. Под его диктовку я писала диктанты на двух языках. В итоге в совершенстве освоила татарский и русский, это и вывело меня в люди, - вспоминает Валентина Михайловна. - Основой же всех моих достижений я считаю поиск нового, постоянное стремление к совершенствованию, применение передового опыта не только в области радио, но и в других сферах науки и культуры, - так обозначила она истоки, которые привели ее к огромной популярности на ниве радиовещания. - Вот посмотрите снимки моей рабочей комнаты, откуда я вела передачи. Она украшена великолепными стендами: об истории города, радио, строительстве БАМа, освоении космоса - здесь отразилось все, чем жила тогда наша страна. Услышу о чем-то новом, передовом - и не успокоюсь до тех пор, пока не завладею подробной информацией. А поступала она отовсюду: от горожан и сельчан, из больших и малых городов. К примеру, материалами для стенда о развитии радио помог ленинградский музей имени Попова. Книга отзывов, как обязательный атрибут, - всегда на видном месте. По ней можно проследить, как мы тогда жили и работали, кто у нас бывал в гостях, а за опытом к нам ездил весь Союз".

           Листаю пожелтевшие страницы книги отзывов, частицы истории нашего города: И. Епкин - Герой Советского Союза (родился в деревне Покровка Туймазинского района, затем переехал в г. Гродно Белорусской ССР) - интересовался военно - патриотической тематикой, Н.Ипатов - комбайнер из Ставропольского края - делился с туймазинцами опытом по ипатовскому методу уборки урожая. Среди многочисленных гостей были Ш.Иосеф - руководитель группы чехословацких специалистов, работавших на строительстве фарфорового завода, И.Чупрынин - представитель ЦК КПСС, Е.Кононенко - сотрудник редакции газеты "Правда", Р.Муллагалеев - работник центрального радиокомитета, А.Дильмухаметов - секретарь обкома КПСС, В. Даутов - секретарь президиума Верховного Совета БАССР, писатель А.Бикчентаев, ветераны войны и многие другие.

            А вот подборка телеграмм, среди которых имеются и правительственные. Читаю одну из них: "Искренне признателен Вам за космически земной дар". Подпись: Председатель Президиума Верховного Совета БАССР. Дата: 1978 год.

            А какие только мероприятия не проводились на базе Туймазинского радио! И семинары по обмену опытом, и занятия, и слеты, и совещания, и конференции - всего не перечесть.

            Открываю для себя еще одну грань деятельности Валентины Михайловны Кулейкиной: и по сей день она является членом Союза журналистов России. За годы работы на радио на страницах газет и журналов были опубликованы десятки ее статей и заметок. Эти издания, в свою очередь, тоже не обходили ее своим вниманием, о чем красноречиво рассказывает альбом с многочисленными вырезками из газет и журналов, в том числе и центральных - "Правда" публиковала статьи об опыте работы туймазинского радио, по центральному телевидению демонстрировалась передача.
             Мы сегодня уже далеки от тех ярких страниц нашего прошлого, и за серой повседневной суетой нам многого не понять - неужели когда-то так работали?
            "Годы берут свое, - вздыхает ветеран, - здоровья поубавилось. Вот в свободные вечера занимаюсь систематизированием своего личного архива. Иногда, бывает, и попишу. Недавно закончила вторую книгу "В труде нахожу истинное наслаждение". И, конечно, воспоминания одолевают.

          ...Родилась я в Бакалах. Когда училась в 1 классе, в селе сгорели две улицы. Все остались без крова, нищими. Но рук не опускали, работали, выжили. После семилетки меня направили учительствовать в сельскую школу, где я и детей учила, и взрослых - в разгаре была борьба за ликвидацию безграмотности. В это время меня избрали депутатом от Староазмеевского сельсовета. Затем заочно окончила Белебеевское педучилище.

             В 1944 году, как безупречно владеющую татарским и русским языками, меня пригласили на Бакалинское радиовещание литсотрудником и диктором. Муж погиб на фронте, я осталась с двумя детьми. Башрадиокомитет перевел меня на радиовещание в Туймазинский район. Затем работала в редакции газеты "Ленинский путь".

             В 1954 году вышла замуж за офицера и уехала с ним в Белоруссию, в Гродно, Работала там литсотрудником областной газеты "Гродненская правда". В 1956 году мужа перевели на северный Сахалин. Я стала заведующей местной библиотекой, была избрана секретарем поселковой партийной организации, а затем депутатом от Охинской дивизии.

             После демобилизации мужа мы вернулись в Туймазы, и меня приняли заведующей отделом писем редакции газеты "Ленинский путь". В 1962 году в стране начался переполох: повсеместно в одно хозяйство объединяли по 5 колхозов. И у нас в один Туймазинский район объединили Благоварский, Буздякский, Шаранский и Бакалинский районы. Редакцию газеты перевели в г. Октябрьский, и чтобы информировать все бывшие 5 районов на двух языках, на радио вновь назначили меня. Руководство было довольно моей работой и по итогам пятилетки меня наградили орденом Трудового Красного Знамени.

             Редакция радиовещания размещалась в то время на 3-м этаже главпочтамта. Несмотря на то, что постоянно приходилось ездить в хозяйства для сбора материалов для статей и репортажей, и свободного времени почти не оставалось, у себя в кабинете я открыла школу радиожурналистов. Здесь бывали литераторы, строители БАМа, комиссары студенческих стройотрядов, курсанты суворовских училищ, школьники. Воронежский телерадиокомитет представил туймазинский опыт в брошюре и по нашему образцу оформил методический кабинет у себя. А после неоднократного посещения нашей школы радиовещания представителями ЦК КПСС и делегациями из других республик меня, единственную из Башкирии, избрали делегатом съезда журналистов и направили в Казань, где я поделилась с коллегами опытом работы.

             Туймазы стали для меня второй родиной, а работа на радио - самыми яркими, плодотворными годами, которые принесли признание, успех, авторитет. И вглядываясь в далекое прошлое, оценивая его по нынешним меркам, думаю, что жизнь прожита не зря".