Детство Толи

Никита Меньков
ХЛЕБ ДА СОЛЬ ГОСТЯМ
Три года назад отгремела война, она забрала у Тольки обоих родителей. Отца на фронте убили, а мама погибла при бомбёжке. Тольку воспитывала старенькая бабушка Зоя Панфиловна.
У Толи было ещё много родственников, но жили они далеко - на Урале либо в Сибири.
У него было много друзей, которые жили в других дворах. В соседнем дворе жили его закадычные друзья Юра и Ваня. Толя часто бегал к ним играть.
С бабушкой тоже было не скучно: она знала много всяких историй, сказок и загадок, но, не досказав сказку, она часто засыпала в своём кресле-качалке. Бабушка много трудилась. Когда она не стряпала и не делала что-нибудь по дому, то вязала Толе к зиме шерстяные носки. И хотя Толя их не мог терпеть, но зато он очень редко болел.

Однажды с Кавказа приехали его дядя Вася и тётя Лена. Дядя Вася был смуглым - он хорошо загорел на юге и теперь сам был похож на кавказца. В тот день, когда дядя с тётей приехали, бабушка сварила вкусный куриный суп, все сели за стол, и дядя долго рассказывал о своей жизни.
...Когда бабушка и Толя прочитали на ночь "Отче наш" и бабушка легла спать на скамейке, а Толя - возле неё, укрывшись тулупом, он тихо спросил:
- Бабушка, а у моего дяди есть дети?
- У какого дяди?
- У этого, - Толя указал пальцем на спящего дядю.
- Нету, - сказала бабушка. - В молодости он был женат на украинке, хорошая женщина была, Софья. Один раз к нам приезжала, ты маленьким был. А потом она отравилась чем-то. А теперь вот он женился на молодой, на Леночке. Детей у них нету пока, но, может, и будут.
Бабушка повернулась к Тольке, укрыла его потеплее:
- Давай-ка спать, внучек, утро вечера мудренее...

КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД...
Утром Толька умчался к своим друзьям - братьям Юрке и Ване. В их доме жили две семьи: в одной было двое детей, в другой - трое.
Мальчики бежали по деревне и в спешке наткнулись на какого-то мальчишку в школьной форме, с портфелем. Все трое стали пристально оглядывать незнакомца. "Приезжий", - смекнул Толя.
Школьник же оглядывал их. На лице его появилась насмешка.
- Кто ты такой? Ты здесь живёшь? - спросил Юрка.
- Это вас не касается.
- Ты смотри какая важная птица! - выступил вперёд Толя.
- Чего вы ко мне пристали?
- Я и не думал приставать, - ответил Толя.
- Пойдёмте отсюда, - сказал Ваня.
- Вы, между прочим, тоже в школу пойдёте, - заявил незнакомец.
- Да хватит тебе врать, - сморщился Толя.
- Да я не вру!
- Как же не врёшь, раз ты только врать и умеешь, - усмехнулся Толя.
- Хватит! - возмутился школьник. - Я спешу, у меня много дел! Я не такой бездельник, как ты, я - занятой человек!
Не попрощавшись, он зашагал по тропинке по направлению к мельнице.

Толя пришёл домой к обеду. Бабушка варила уху. Дядя и тётя куда-то ушли.
- Бабушка, сегодня мне сказали, что в нашей деревне открылась школа, - сообщил Толя. - Я тоже буду там учиться?
- Конечно, внучек. Кто грамоте горазд - тому не пропасть! Учись грамоте и расти настоящим человеком.
- Бабушка, я не хочу учиться. Я лучше пойду в поле работать.
- Нет, учиться грамоте, внучек, тоже надобно.
Бабушка достала с чердака старый мешок и дала его Толе - вместо рюкзака. Они легли спать рано.

Толя отправился учиться спозаранку. Школа располагалась в бревенчатом доме на окраине деревни.
Повесив свою куртку на гвоздь рядом с куртками других учеников в коридоре, Толя заглянул в кабинет, где собрались ученики его класса. Перед ними выступал директор - высокий худой старичок в костюме.
- Мальчик, проходи, - сказал он Толе, и тот сел за одну парту с Юрой и Ваней.
- Ваша главная цель - учиться, учиться и ещё раз учиться! - говорил директор. - Так говорил наш великий Владимир Ильич Ленин.
- А у меня нет охоты учиться, - шёпотом сказал Толя.
- Учитесь и растите достойными гражданами Советского Союза, - продолжал директор.
Прозвенел колокольчик. Директор вышел из класса, все - за ним.

Теперь - урок пения. Учитель музыки тоже был худым и сгорбленным старичком с серьёзным и грустным лицом.
- Ну, что мы будем петь? - обратился он к ученикам.
- Военные песни, - предложил Толя.
- Хорошо, а какие, например?
- "Три танкиста", - сказал Юра.
- Ну хорошо, - согласился учитель и заиграл на рояле знакомую всем мелодию. - Слова знаете?
Все закивали головами.
- Тогда за-пе-вай!
И все запели:

На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят...

Дети так хорошо спели эту песню, что учитель долго их хвалил.

В школе Толя встретил многих знакомых - все, кому уже было семь лет, ходили учиться.
Русский язык вела Степанида Петровна - худая женщина в очках, с длинным носом.
- Ребята, поговорим о слогах, - начала она урок. - Кто знает, что такое слог?
Все молчали.
- Слог - это часть слова, в которой присутствует одна гласная буква. А кто знает, что такое гласная буква?
И этого никто не знал.
- Вы даже не знаете, что такое гласная буква?
- Не знаем, - ответил Толя.
- Тогда сейчас мы в этом разберёмся. Иди, мальчик, к доске.
Толя вышел к доске. Степанида Петровна дала ему кусок грифеля:
- Напиши на доске своё имя.
- А я не знаю, как оно пишется, - пожал плечами Толя.
- Ты знаешь, как пишется буква "А"? - спросила тогда Степанида Петровна.
Толя покачал головой.
- А вообще какие-нибудь буквы знаешь?
- Не-а...
- Ладно, присядь на место. Я напишу буквы на доске, а вы внимательно перепишите их на бумагу, - учительница написала на доске все буквы алфавита, произнося их, а класс повторял за ней. Толя старательно выводил их на листке бумаги, делая кляксы.
- Дома выучите эти буквы, - сказала напоследок Степанида Петровна. - А на следующем уроке мы будем говорить о слогах.

Историю вёл уважаемый в этом и других сёлах учитель Кондрат Матвеевич, который хорошо знал историю России, сам принимал участие в Гражданской и Великой Отечественной войне, вёл партизанское движение здесь, в Ростовской области. Он оказался очень интересным человеком. Увлекательным был его рассказ о древних славянах. У всех были свои обязанности: женщины занимались домашними делами, а мужчины ходили на охоту, ловили рыбу - добывали пропитание. У них были идолы разных божеств.
"У них было многое так же, как и у нас, - думал Толя. - Только мужчин в нашей деревне почти не осталось после войны".

Когда Толя пришёл домой, бабушка вязала носки в кресле-качалке.
- Ну что, внучек, отучился? - спросила она.
- Отучился.
- Вот и молодец, - бабушка потрепала Толю по взмокшим от жары волосам. - А я вот шью тебе носочки к зиме.
- А что себе не шьёшь?
- Да и себе тоже успею сшить. Теперь отдыхай, Толечка, сейчас пообедаешь - да погуляй пойди, птичек послушай, свежим воздухом подыши.

НОВАЯ ГЛАВА ЖИЗНИ
Вечером Толя лежал на перине и смотрел в потолок. Бабушка зажгла керосиновую лампу, стала молиться перед сном. Дядя и тётя сегодня уехали обратно на Кавказ.
Чуть погодя, когда улеглись, Толя затушил лампу, и стало темно.
- Бабушка, расскажи мне про войну! - попросил Толя.
- Про войну? Да ну её, эту войну, - отмахнулась бабушка. - Страшное время было, вспоминать даже не хочется.
- Всё равно расскажи.
- Как эта война началась - так кто куда, - стала рассказывать бабушка. - Твоего отца на фронт забрали, а мы бежали из деревни - сюда вот-вот должны были прийти немцы. Они здесь всего неделю побыли, потом их наши выгнали отсюда, а в следующем году опять пришли. Мы-то зря тогда вернулись. Под бомбёжку попали, маму твою убило. А потом похоронка на твоего папу пришла. Не знаю, за что такое наказание нашему народу было...

В эту минуту где-то вдали засигналила машина. Толя выглянул в окно. Через минуту ко двору подъехал грузовик. Из него вышли двое мужчин: пожилой и молодой.
Это были Толин дядя Гена и его сын Алексей. Они вошли в дом, обняли бабушку и Толю. Бабушка тут же стала их кормить, расспрашивать обо всём.
- Мама, тебе тут уже трудно одной, - сказал дядя Гена. - Давай мы вас с Толиком к себе в Новосибирск возьмём, у нас ведь квартира большая.
- Нет, я буду доживать свой век в этой избе, - твёрдо сказала бабушка. - Здесь всё моё, здесь всё привычно. Даже не уговаривай меня.
Дядя Гена и Алексей переглянулись.
- Ежели Толя поедет, то хорошо будет. Нашу деревенскую школу закрывать хотят - учеников мало совсем, - вздохнула бабушка. - А ему образование нужно, грамоте он должен обучиться.
- Как же я от тебя уеду, бабушка? - удивился Толя. - Тебе же трудно будет одной.
- А в чём мне трудно будет? С хозяйством я ещё как справляюсь, это для меня полезно, как эта ваша... физкульт... физкультурная разминка. Родник у меня прямо возле дома, да и соседи мне воды постоянно приносят, дай им Бог здоровья. Лучше всего тебе поехать с Геной, Толя, тебе надобно учиться. Ты ведь будешь ко мне приезжать на каникулах.

Весь следующий день Толя просидел на крыльце угрюмый, задумчивый. Дядя Гена собрал его вещи, погрузил их в кузов грузовика.
- Я никуда не поеду отсюда, - сказал Толя. - Здесь я вырос, это мой родной дом.
- Мы будем приезжать сюда...
- Не хочу я с вами уезжать, здесь мои друзья, моё детство.
- Но так будет лучше для тебя...
...Бабушка и Толя обнялись на прощание, и он видел, что она плачет, и сам прослезился. Попрощавшись с Юрой, Ваней и другими друзьями детства, Толя с дядей Геной и Алексеем сел в кабину, и грузовик тронулся в путь, который был неблизким.
Толя много времени проспал, и ему снилась бабушка.

Через несколько дней они прибыли в Новосибирск. Дом, где жила семья дяди Гены, находился в центре города.
Дверь путникам открыла жена дяди Гены - тётя Ира. Это была полноватая, приземистая женщина.
- О, кто к нам приехал! - обрадовалась она. - Толя погостить приехал!
- Он будет у нас жить, - сообщил дядя Гена. - В деревне закрыли школу, а ему требуется образование. За бабушку не волнуйся: ей там помогают.
Квартира дяди Гены была большой, четырёхкомнатной. В одной комнате жили дядя Гена с тётей Ирой, в другой - Алексей с женой Лизой и сыном Жорой, в третьей - дочь дяди Гены, тихая и скромная Анна. Толю поселили в четвёртой комнате - зале. Он теперь будет спать на просторном и мягком диване и учить уроки за собственным письменным столом.
Толе квартира показалась уютной, и вскоре он привык к новому месту жительства. Вскоре с прогулки вернулись Лиза и Анна с маленьким Жоркой, и все сели ужинать. Ели вкусную рыбу с картошкой. Толе то и дело подкладывали ещё добавки - тётя Ира видела, как он оголодал во время пути. Он ел с большим аппетитом.
- Завтра, Толя, ты пойдёшь в новую школу, - сказал дядя Гена. - Анна тебя отведёт, она ведь тоже там учится. Школа находится тут, совсем рядом.
- А как придёшь со школы, я нажарю вкусных оладьев, - продолжила тётя Ира.
- А потом можешь сходить с Жорой погулять, - добавила Лиза.
- Да, хорошо, спасибо за всё, - улыбнулся Толя.
Теперь он стал в этой семье своим! Он был очень доволен.
После ужина он играл с Жоркой в паровозик. Жора был добрым и весёлым мальчиком, он давал Толе все игрушки, и они играли до тех пор, пока не пришла тётя Ира. Она сказала, что пора спать, и постелила Толе на диване. Пожелав ему спокойной ночи, тётя Ира и Жорик ушли. А Толя вскоре уснул.

ДРУГ ПРЯМОЙ - КАК БРАТ РОДНОЙ...
Толя встал чуть свет. Сел у окна и стал смотреть на улицу, облокотившись на подоконник. Небо было ясное, луна ещё не зашла за горизонт, звёзды ещё не совсем погасли.
Чуть позже к Толе зашёл дядя Гена, позвал Толю завтракать. Но Толя не хотел есть.
- Это что ещё за новости? - сказала тётя Ира, войдя в зал. - Посмотри, как ты исхудал! А ну марш завтракать!
Толя нехотя поплёлся на кухню.
- Нужно подкрепиться перед длинным рабочим днём, - сказал дядя Гена.
Толя съел кашу, выпил молоко, и его отпустили. Тётя Ира приготовила для него школьную форму - туфли, потёртый и немного засаленный школьный костюм, который остался от Алексея. Толя оделся, и они с Аней отправились в школу.

Классный руководитель и директор радушно приняли нового ученика, его посадили за первую парту с каким-то мальчиком. Когда все принялись за чистописание, сосед по парте спросил Толю:
- Тебя как зовут?
- Толя.
- А меня - Вениамин, зови меня просто Венька.
- Рад знакомству, - ответил Толя.
- И я тоже рад.
- Мальчики, работайте, - сказал им учитель. - Я ведь дал вам задание.
После уроков он вызвал Толю в учительскую.
- Заходи, Анатолий, садись. Рассказывай, откуда ты? Ты приезжий?
Толя рассказал о своей жизни: о бабушке, о деревне, о деревенских ребятах и о многом другом. Классный руководитель оформил документ, удостоверяющий, что Толя теперь учится в этой школе.
- Ну всё, Толя, ты свободен. Если что, всегда обращайся за помощью, меня зовут Михаил Яковлевич.
Толя попрощался с классным руководителем и вышел в коридор. Там его ждал Венька. Они вместе одели пальто и вышли из школы. На улице было ветрено. Друзья прошли по мостовой и свернули за угол. Оказалось, что они живут в соседних домах.
- Ты что сегодня делаешь? - спросил Венька.
- Дома сижу.
- А гулять не пойдёшь?
- Можно и пойти...
Но вечером Венька не смог пойти гулять: его не пустили за то, что промочил штаны в луже. Подождав его немного, Толя решил немножко пройтись, размять ноги. Он пошёл по тротуару.
Автобус подошёл к остановке на другой стороне улицы. Люди стали в него заходить. Толя заметил в толпе какую-то старушку, и вдруг ему показалось, что это его бабушка. Эта старушка была похожа на неё как две капли воды! Толя вздрогнул и широко раскрыл глаза. У него захватило дыхание. Старушка, похожая на бабушку Зою, тем временем медленно продвигалась к автобусу.
- Бабушка! - крикнул Толя.
Он сломя голову бросился через дорогу к старушке, не обращая внимания на визг тормозивших машин и лязг их колёс.
- Куда тебя несёт, ненормальный? - крикнул кто-то.
Старушка тем временем уже была в автобусе; двери за ней закрылись. Автобус отъехал от остановки. Толя заплакал:
- Бабушка, ну куда же ты уехала?
- У ребёнка приступ, - сказал кто-то.
- Надо отвести его к доктору, - сказал ещё кто-то.
Толю окружила толпа. Сквозь неё пробивался милиционер. Он разогнал зевак, подошёл к Толе:
- Ты почему нарушаешь дорожные правила?
- Там... там была старушка, похожая на мою бабушку. Очень похожая, мне показалось, что это была моя бабушка...
- Иди домой и больше так не делай, - ответил милиционер. - Товарищи, расходимся, расходимся...
Во дворе Толя встретил Веньку, которого всё-таки отпустили на улицу после того, как он постирал свои штаны, и рассказал ему о старушке, которую он видел.
- Тебе только показалось, что она похожа на твою бабушку, - уверенно сказал Венька.
- Нет! Эта старушка была вылитая моя бабушка!
- Ну, допустим, они были очень похожи, но это ведь не твоя бабушка!
- Знаю... Просто я так скучаю по бабушке...

ДАЙ СЕРДЦУ ВОЛЮ - И В НЕВОЛЮ ПРИВЕДЁТ...
В классе Толе нравилась Настя Позолоткина - худенькая симпатичная девочка, отличница.
Толя стал ухаживать за ней: защищал её от мальчишек, дёргавших её за косы, дарил ей рисунки, поделки. Настя же уделяла Толе мало внимания, и ему казалось, что он безразличен ей. Он носил её портфель после уроков. Понимая, что его старания безрезультатны, он решил больше не обращать на неё внимания. Но легко сказать... Она не выходила у него из головы.
Тётя Ира никак не могла понять, что такое творится с мальчиком: он часто разговаривал во сне, ронял на пол во время обеда ложки и вилки, стал молчаливым и невнимательным. Начал прогуливать уроки.
Когда все сидели на уроке и слушали учителя, он сидел на скамейке в парке и плакал. Он был бледным и вялым, и дядя Гена решил сводить его к доктору, чтобы выяснить, что такое случилось с мальчиком.
Он повёл Толю к одному хорошему доктору, который был проездом в их городе. Это был худенький старичок в очках, с маленькой бородкой.
- Чем могу быть полезен? - спросил он, когда Толя с дядей Геной пришли к нему.
- Доктор, у меня мальчик заболел: не ест, не пьёт, ходит бледный, во сне говорит странные вещи...
Доктор пригласил всех в комнату, усадил в кресла, предложил чаю.
- Вот что. Вы пока выйдите на минутку в коридор, - обратился он к дяде Гене. - Я побеседую с мальчиком.
Дядя Гена кивнул, вышел из комнаты.
- Ну, милок, рассказывай, почему ты так бледен? Что тебе мешает жить? Доверься мне, я хочу тебе помочь, мой друг!
Только сейчас Толя будто бы очнулся. Он почувствовал такое доверие к доктору, что тут же рассказал ему всё. Доктор внимательно его слушал. Потом он позвал дядю Гену и сказал ему:
- У мальчика нет ничего страшного. Эта болезнь не лечится, но тем лучше.
- Что вы такое говорите, доктор! - испугался дядя Гена.
- Да, против неё нет никаких лекарств и, наверное, не будет, - улыбнулся доктор. - Эта болезнь называется влюблённость.
Дядя Гена облегчённо вздохнул, засмеялся и потрепал Толю по макушке.

ХОРОШАЯ СОБАКА БЕЗ ХОЗЯИНА НЕ ОСТАНЕТСЯ...
Однажды Толя шёл домой из школы, и мимо него вихрем пронеслась взъерошенная собака. За ней бежали мальчишки, они гоняли её по двору. Скорее всего, она была бездомная. Жалобно скуля, собачка увёртывалась от ударов палок и камней.
Толя подбежал к подъезду, открыл дверь и позвал собачку. Когда она вбежала в подъезд, он захлопнул дверь. Посмотрев на него, собачка (вернее, это был пёс) задрожала, легла на пол и снова заскулила.
- Ну всё, успокойся, тебя больше никто не тронет, - сказал Толя.
Пёсик подошёл к нему и лизнул его руку. Толя потрепал того по шее:
- Пойдём ко мне, там ты отогреешься и поешь.
Он стал подниматься по лестнице, и пёс последовал за ним.
- Давай я буду звать тебя Трезоркой, - решил Толя. - Очень хорошая кличка!
Когда они пришли в квартиру, Трезор обнюхал обувь в прихожей и двинулся на кухню. Там тётя Ира жарила рыбу. Толя испугался, что она сейчас выгонит бедного пса.
- Это что ещё такое? - закричала она. - Кто привёл в дом собаку?
Тётя Ира погнала Трезора обратно в прихожую. Толя вышел ей навстречу.
- Это я его привёл. Дворовые мальчишки гоняли бедного Трезора палками, и я защитил его.
- И что ты теперь будешь с ним делать?
- Я хочу его оставить, а то мальчишки ему не дадут покоя.
- Но это бездомная собака! У неё могут быть блохи, может быть лишай, да что угодно может быть! Отведи её обратно во двор.
Толе очень не хотелось выгонять пса на улицу. К счастью, тут пришёл домой дядя Гена. Узнав об этой проблеме, он сказал:
- Не надо выгонять Трезора. Мы сходим к ветеринару, и он скажет, заразен твой пёс или нет.
В тот же день дядя Гена и Толя с Трезором отправились к ветеринару. Трезора осмотрели, и врач сказал, что у него есть блохи, но их могут вывести, если оставить пса на три дня в лаборатории. Так и сделали. И через три дня Толя забрал домой четвероногого друга.
Трезор жил с Толей в зале, спал на коврике возле его дивана. По вечерам Толя выгуливал его. Жорик любил играть с Трезором по вечерам. Толя даже стал обучать своего любимца счёту: показывал ему цифры на бумаге, а Трезор запоминал их и должен был пролаять определённое количество раз. Если он не ошибался, то получал что-нибудь вкусненькое - кусок сахара или копчёной колбасы.

ЗИМА РАСКРЫЛА СНЕЖНЫЕ ОБЪЯТЬЯ...
Зима пришла, снега-то сколько выпало!
Дети катались на санках, играли в снежки, лепили снеговиков. Толя вышел погулять по новому снежку, подышать свежим морозным воздухом. Вышел - и сразу встретил Веньку.
- Ко мне сегодня дядя приехал, - известил тот. - Он достал три билета в театр, мы с ним пойдём, хочешь с нами?
- Если меня отпустят, то с удовольствием, - обрадовался Толя.
Он отпросился у тёти Иры и отправился вечером в театр с Венькой и его дядей. Он тепло оделся: надел под шубу шерстяной свитер, который ему прошлой зимой связала бабушка. На улице снег повалил ещё сильнее.

В театре было много народу, и Венька с дядей и Толей едва нашли свои места. Толя с интересом разглядывал зрительный зал. Он ещё никогда не был в театре. Впереди - роскошный занавес, наверху - балконы и огромные прожекторы...
И вот спектакль начался. Это была постановка "Ревизора". Толя смотрел спектакль затаив дыхание. Игра актёров была замечательной, особенно Толе запомнились персонажи Хлестаков, городничий и Бобчинский с Добчинским. Чиновники суетились вокруг Хлестакова, стараясь ему угодить - кто же знал, что он на самом деле никакой не ревизор, а обычный плут. Но все узнают это только тогда, когда Хлестаков обвёл их вокруг пальца и был таков.
Толя пришёл домой поздно, когда все уже ложились спать; тётя Ира подогрела ему ужин, и он за едой с восторгом делился с ней впечатлениями от спектакля.
Потом ушёл к себе в комнату и, погасив лампаду, стал смотреть на падающий снег.

Замёрзли, покрылись толстым слоем льда реки и пруды. В городе был открыт каток. И на этом катке мальчишки из Толиной и соседней школ решили устроить матч по хоккею - одна школа против другой. Толю выбрали вратарём. Кроме него, в команду вошли его одноклассники Венька, Санька, Борька, Вовка и брат Веньки Макар. Ему было четырнадцать лет, он был замечательным хоккеистом. Ребята стали готовиться к чемпионату, все очень волновались накануне игры.
И вот в назначенный час игроки вышли на лёд. Толя встал на ворота, и игра началась. Сначала все бессмысленно гоняли шайбу по льду, потом противники стали прорываться вперёд, повели шайбу к воротам Толи. Но Венька умело перехватил шайбу, передал её Макару, тот - другим игрокам. Противники замешкались, и Вовка забил им гол. Толя с друзьями ликовали.
Игра продолжалась. Противники теперь собрались с силами и вновь стали пробираться к воротам наших. У ворот Макар хотел перехватить шайбу, но поскользнулся и упал; шайба полетела в ворота, и Толя не успел её поймать. Один-один.
Теперь играли до первого гола. Макар передал шайбу Веньке, но противники перехватили её и повели к воротам Толи. Санька молниеносно проскочил мимо, выбил шайбу и повёл её к воротам противника. Борька перехватил шайбу и мгновенно забил гол.
...Вечером Толя с приятелями праздновали победу у Веньки дома - пили ситро и арбузный сок, ели бутерброды, которые приготовила для них мама Веньки - она не сомневалась, что победа будет за ними.

ВСЯКАЯ ДУША ПРАЗДНИКУ РАДА...
Приближался Новый год. В школе поставили огромную ёлку, украшенную шарами и гирляндами. Она величественно возвышалась в коридоре, сверкая огнями. Толе очень хотелось, чтобы дома тоже поставили ёлку.
А тут его и Веньку классный руководитель вызвал к себе в кабинет после уроков. Он усадил их на стулья и сказал:
- У нас в последний день учёбы пройдёт концерт, на котором каждый класс показывает свой номер. Вам тоже нужно будет сделать какую-либо инсценировку небольшой группой, подумайте над этим, подберите костюмы, подготовьте речь.
Михаил Яковлевич отпустил ребят, и они отправились домой. По дороге Венька сказал:
- Я придумал! Мы с тобой можем исполнить сценку из былин о богатырях! Помнишь, там Святогор охраняет границы царства! Можно сшить костюм коня и дать такое представление!
- Как же мы его сошьём?
- У меня есть материя. Пойдём ко мне шить! У меня как раз никого дома нет.
Дома у Веньки они отыскали подходящую коричневую материю, нитки и стали шить костюм. Пока шили, искололи все пальцы. Потом нашли верёвку и сделали из неё вожжи. Лошадиную голову набили ватой. Из тряпки сделали хвост для лошади. Решили испробовать костюм - влезли в него и попробовали двигаться в нём.
Из школы пришёл Макар, и мальчики рассказали ему про свою самодеятельность. Он осмотрел костюм и решил, что надо набить бока "лошади" ватой, чтобы она была толще, упитанней. Набили бока ватой и стали репетировать по книжке сценку про Святогора.
- Для сценки нужны три человека, - сказал Венька. - Двое - в "лошади", а третий сыграет Святогора. Кто из нашего класса мог бы с нами сыграть?
- Да не нужно никого из класса! - возразил Макар. - Я с вами сыграю. Только я буду с кем-нибудь из вас играть лошадь, а то я тяжёлый. Сяду на вас верхом - и с места не сдвинетесь.

На следующий день классный руководитель сообщил ребятам, что на новогодний вечер к ним в школу придёт известный писатель Пришвин!
Толя, который любил его стихи о природе, стал готовиться к концерту с ещё большим усердием. Он решил сыграть Святогора и целые дни напролёт зубрил свой монолог. Ребята несколько раз репетировали сценку дома и у Толи, и у Веньки. Получалось отлично, но Толя всё равно волновался: понравится ли выступление писателю?
Наконец наступил день их представления. После уроков Толя и Венька быстро побежали репетировать сценку в последний раз: через три часа должен был начаться концерт. Дома у Толи как раз все были в сборе, и ребята показали им представление. Репетиция прошла удачно - представление понравилось всем.
Прийдя в школу, мальчики прошли за кулисы сцены. В зале уже стал собираться народ. Все садились на стулья и скамейки, расставленные в зале. Толя надел бумажные доспехи, Венька и Макар - костюм коня. Они должны были выступать сразу же после вступительного слова директора.
И вот занавес открыли, и Толя на "коне" выехал на сцену. На нём блистал позолоченный шлем. Когда он начал говорить свой монолог, Венька и Макар поняли, что вряд ли могут его выдержать на себе: они устали уже после недавней репетиции. В зале раздался тихий смех: "лошадь" начала пошатываться, словно пьяная. Поначалу Толя не понял, что случилось, но потом ощутил, как "конь" шатается под ним, и испугался. "Лошадь" стала медленно падать. Венька и Макар уже ничего не могли сделать. Толя схватился за занавес, как утопающий за соломинку, и тот затрещал и оборвался. Толя шлёпнулся на пол. Смеялись все: ребята, учителя, даже сам Пришвин не мог удержаться от смеха!
Мальчики, покраснев, удалились за кулисы. Занавес снова повесили, и другие классы стали показывать свои представления. Показывали сценки из произведений русских классиков. Толя и Венька с Макаром думали об одном и том же: "Какие мы всё-таки неудачники..."
Но ничего подобного. После выступления всех ребят на сцену вышел Михаил Яковлевич и сказал:
- Сегодня у нас в гостях наш дорогой, уважаемый писатель Михаил Михайлович Пришвин. Давайте дадим ему слово. Чьё представление вам больше всего понравилось?
- Та сценка, где Святогор на коне, - улыбнулся Пришвин. - Пусть и немножко что-то не получилось, но у них были замечательные костюмы, и сама сценка доставила мне большое удовольствие!
...Толе, Веньке и Макару дали премию - кулёк конфет и шоколадки. Ребята отметили победу дома у Толи - пили морс с пряниками.
А на следующий день наступили каникулы. Толя и дядя Гена купили на базаре ёлку, привезли её домой, поставили в зале и нарядили игрушками. Получилось очень красиво.
Семья весело отпраздновала Новый год, и Толя получил в подарок фотоаппарат - дорогую и редкую по тем временам вещь.

НИ НАМ, НИ ВАМ...
Наступила весна. Потеплело, солнышко стало светить по-весеннему, согревая лучами.
Толя шёл домой, обходя лужи, а то и ступая в них, и брызги воды летели в разные стороны. Настроение у него было светлым, хотелось запеть, заплясать и вообще радоваться жизни.
Толя стал подумывать, не организовать ли ему свою футбольную команду? Можно устроить футбольный матч - так же, как зимой по хоккею. Скоро весенние каникулы, тогда и можно будет сыграть.
А пока надо собирать команду. Неплохой вратарь получился бы из Павлика Грачёва - он давно играет в футбол. Боря Фетисов и Саня Капитанов - тоже замечательные игроки. А там и вся команда наберётся. Хорошо бы, все остались на каникулах в городе...
К счастью, оказалось, что никто никуда не уезжает. И Толя быстро собрал команду, в которую вошли, кроме него, Венька с Макаром, Павлик, Боря, Саня, Федя и другие. Команда была что надо.
Матч назначили на первый день каникул. Как только всем поставили отметки в табель и отпустили, мальчики побежали тренироваться на пустыре. Гоняли мяч, ловили его, обучали друг друга разным приёмам. Тренировка прошла успешно, и никаких сомнений в победе не оставалось.
Наконец настал день матча. Его пришли смотреть многие ребята из обеих школ; даже некоторые учителя были здесь!
- А ты не боишься, что продуем? - нерешительно спросил Венька Толю перед игрой.
- Ну, в хоккей же не продули. С какой стати мы должны продувать им в футбол?
И вот игра началась. Павлик встал на ворота. Толя и Боря погнали мяч к воротам противника, но мяч перехватил противник - ехидный рыжий мальчишка в кепке. Но он споткнулся и грохнулся, и мяч оказался у Феди. Противники безуспешно пытались выбить у него мяч. Санька мешал им это сделать, ставил им подножки. Рыжий мальчишка снова попытался перехватить мяч и снова растянулся на траве.
Только было Федя подбежал к воротам и хотел забить гол, как вратарь отразил нападение! И мяч полетел прямо в лицо подбежавшему Толе. Рыжий мальчишка засмеялся.
Толя чуть не бросился на него; Венька и Санька отвели его в сторону.
- Не связывайся.
Ребята продолжили игру. Противники ловко передавали пас друг другу, пока не дошли до ворот Толиной команды. Казалось, гол был неминуем, но, к счастью, Павлик был замечательным вратарём. К удивлению Толи и других игроков, он, сделав гигантский прыжок, поймал мяч!
- Так держать, Грачёв! Молодец! - кричали ребята.
Павлик улыбнулся и бросил мяч обратно, и игру продолжили. Мяч долго гоняли по полю, потом снова стали приближаться к воротам противников. Но их вратарь тоже оказался ловким и поймал мяч.
Прошло около часа - никто никому не смог забить гол. Все игроки уже выбились из сил и устали. Объявили ничью и разошлись.
- Ну, хоть ничья, - сказал Толя. - Они тоже натренированные, могли выиграть у нас.
- Как говорится: ни нам, ни вам, - подвёл итог Венька.

"ЭТОТ ДЕНЬ МЫ ПРИБЛИЖАЛИ КАК МОГЛИ..."
Наступило 9 мая - День Победы.
В этот день поздравляли всех, кто пришёл с войны, и чтили память тех, кто не вернулся. Толя поздравил дядю Гену - он воевал в Сталинграде, дошёл до Берлина.
У Толи была фотография отца, которую он любил рассматривать. Он не помнил его, отец ушёл на войну, когда Толе было три года. Папа погиб в Сталинградской битве. Дядя Гена воевал вместе с ним.
- Твой отец был очень хорошим человеком, - рассказывал он. - Солдаты его уважали. Он о тебе всё время говорил. "Как там мой птенчик? Всё ли у него хорошо?" Тяжело нам было, как и всем тогда: голодали, спали на снегу, сутками пахали животом землю. Твоего отца снарядом убило, перед этим он подорвал фашистский танк связкой гранат. Мы долго тогда его оплакивали, много хорошего вспомнили о нём...
Толя загрустил, и дядя Гена сказал:
- Всё, не будем больше о грустном. Ты пойдёшь сегодня с нами в парк на праздник Победы?
- Да, конечно... Только можно Веньку приглашу пойти с нами?
- Да кого хочешь приглашай!
Толя побежал к Веньке. Тот сказал:
- Мы тоже собираемся в парк на четвёртую годовщину победы! Мой папа ведь тоже воевал.

Дядя Гена надел лучший свой костюм, повесил на грудь медали. Тётя Ира была в красивом синем платье. Алексей и Лиза причесали Жорика, одели его в костюмчик. Толя тоже был нарядно одет. Только Аня не стала прихорашиваться к празднику.
Все вышли на улицу и встретили семью Веньки, тоже разодетую по-праздничному. И обе семьи отправились в парк.
А в парке, где было много народу, горели фонари, играла музыка, развевались разноцветные флажки. Кто-то играл на гитаре и пел:

Ещё немного, ещё чуть-чуть,
Последний бой - он трудный самый...

Вот продают мороженое; дядя Гена купил Толе, Веньке, Макару, Ане и Жорику по штучке.
Вокруг сцены собрался народ; на сцене какой-то певец звучным голосом пел песню:

Три танкиста, три весёлых друга -
Экипаж машины боевой!

- Мы в деревне пели эту песню, - вспомнил Толя.
Они с Венькой прошли дальше по аллее, посмотрели представление кукольного театра.
- Куда ты поедешь летом? - спросил Толя Веньку.
- Наверное, к бабушке в деревню.
- Я тоже! Я так соскучился по своей бабушке, она такая хорошая...

У ВСЯКОЙ ПЕСНИ СВОЙ КОНЕЦ...
Летом Толька поехал в деревню. Бабушка была в добром здравии, всё так же заботилась о хозяйстве. Приехав к ней, Толя долго её обнимал. И первые дни неотступно следовал за ней - так сильно он соскучился. Дядя Вася и тётя Лена поселились здесь же, по соседству, и помогали ей. Дядя ездил на работу в город, а тётя сидела с малышом Ваней, которому был всего месяц. Дядя и тётя так отремонтировали бабушкин дом, что и сказать нельзя! Стены побелили, повесили ковры, дядя новую печку соорудил.

Толя любил свою деревню, он обожал свою бабушку, и никакие увещевания её или дяди Гены о том, что ему нужно хорошее образование и работа, на него не подействовали - после окончания восьмилетки он приехал обратно к бабушке и остался у неё навсегда. Тут он окончил техникум. Здесь он женился на бывшей однокласснице Насте Позолоткиной, с которой они встретились позже и которая теперь поняла, что ей неуютно без него так же, как и ему без неё. У него была и есть своя ферма с коровами, лошадьми, козами, овцами. Он уже пожилой, и за его фермой следит и жена, и дети, и внуки.

В прошлом году была свадьба моего родственника; накануне свадьбы в двух дворах народ всю ночь готовился к празднику. Бабушки стряпали еду к свадебному столу. Мы, мальчишки, играли во дворе - я, Валерка, Серёжка и другие; иногда забегали в кухню, и нас кормили пирожками или бутербродами. Баба Настя, приехавшая из соседней области, расспрашивала меня о Москве - я пробыл там пока всего год.
Потом ребята собрались во дворе возле мужа бабы Насти - деда Толи, который поведал всем о своём детстве, и эта история так мне понравилась, что я решил её записать.
Многие герои этой повести здравствуют и ныне, хотя прошло уже почти шестьдесят лет с того времени. И многое у них в жизни сложилось так, как хотелось. И это не может не радовать.

2006 г.