Зона психологических открытий. Что означает прости

Васюков Игорь
Зона психологических открытий. Что означает «простить своих родителей»?

Поскольку детские психические травмы (иначе их еще называют дистрессами), имеют тенденцию накапливаться, то если их вовремя не прорабатывать, уже к 18-ми годам наш мозг настолько заполнен ими, что на большинство внешних раздражителей мы выдаем стереотипные реакции. Например, слыша критику в свой адрес, кто-то, защищаясь, отвечает агрессией, а кто-то, испытывая чувство вины, занимается самоедством. И то, и другое поведение нельзя назвать здоровым.

Вы спросите: «При чем здесь прощение своих родителей»? Все дело в том, что именно обиды на родителей, которые сидят в нас с малых лет, продолжают руководить нашим поведением в настоящей жизни.

Для чего нужно простить своих родителей? Во-первых, любые тяжелые чувства, которые живут внутри нас, приводит к разрушению как нас самих, так и отношений с другими людьми. Во-вторых, отношения с родителями отвечают за любовь и принятие себя и своего партнера, а также, за самореализацию в жизни. Если я испытываю злость и раздражение по отношению к родителям, - то скорей всего, у меня большие проблемы в отношениях с партнером, с детьми, с карьерой и финансами.

Что означает простить своих родителей? Ведь не достаточно просто для себя решить, что я их прощаю. Прощение должно быть искренним и тотальным. Для этого нужно как минимум вспомнить как можно больше ситуаций из своего как можно более раннего детства, когда вы испытывали обиду на мать и отца. Сразу скажу, что одному, без помощи консультанта или группы, сделать это практически невозможно. Для этого должны быть созданы особые условия.

Второй шаг – это подробное описание этих ситуаций и чувств, которые вы при этом испытывали. Например, можно написать: «Мама, я прощаю тебя за то, что ты, года мне было 4 года, накричала на меня за то, что я разбил твою любимую чашку. Ты назвала меня негодяем, растяпой, тупым болваном, а потом поставили в угол. Мне было тогда больно, было жалко себя, я испытывал отверженность, одиночество, вину и злость на тебя одновременно. Ведь я не хотел разбивать эту чашку, и не знаю, как это произошло. Ты поступила со мной, как могла. Я не имел права осуждать тебя за это…»

Третий этап – это безопасная разрядка всех этих чувств при помощи консультанта или группы. В завершении работы происходит поиск и отработка здоровых альтернативных моделей поведения в подобных ситуациях. После такой работы, к примеру, я уже по-другому реагирую, когда слышу критику в свой адрес от партнера или начальника.

Совместно с Юлией Васюковой