Возвращение блудной дочери

Римма Стаханова
       Деревня  Козляки  находится в низине.  Вокруг неё, куда ни глянь - поля, а дальше - лес. Кто решил там обосноваться первым, теперь уже  никто не помнит. Там выросло не одно поколение. Половина домов уже в запустении, даже если и есть хозяева, то давно не наведывались в деревню. Строения  потихоньку разрушались. Если бы стояли в выгодном месте, давно бы  были проданы. А кто поедет в такую глухомань?
       Остались в этой деревушке четыре старушки. Все они почти одного возраста. Всем  уже за восемьдесят, но бабули ещё - о-го-го! Жили далеко от цивилизации, зато свежий воздух, грибы, ягоды. Всё это благоприятно влияло на их здоровье. Надо сказать, что им крупно повезло! А может они так не считали.
       Приехал в их края как-то мужик, фермер, и облюбовал там место для строительства скотного двора.  Вместе с ним приехали его работники, в основном - гастарбайтеры - народ тихий, работящий.
       Поначалу бабушки испугались, забастовку устроили. Не будем, говорят, жить вместе с ними, с нерусскими! Но, бизнесмен  сумел уговорить жителей деревни, пообещал, что не будет у них, ни в чём нужды. Он им спутниковую тарелку на крышу дома поставил, и теперь они смотрели по телевизору несколько каналов. И магазинчик на колёсах им устроил. Раз в неделю приезжала торговая лавка, привозила им хлеб, крупу, сахар, и ещё много всякой всячины, но бабушкам много и не нужно было. Они ещё свою картошечку ели и капусту квашеную собственного приготовления. Бабули даже не отказывались от водочки. А чего бы в праздник не выпить? Купят парочку бутылок, так надолго хватало.
      А недавно к одной из них приехала дочка, похоже, насовсем приехала!
Матрёна  встретила её с иронией.
    - Чего, петух жареный в заднее место клюнул? Сколько годков-то не была здесь? Неужели уж совсем на мать наплевать?
     - Мама, ты прости меня! Я виновата, знаю! Сейчас-то мне что делать? Подписала я квартиру дочке, а они её продали. Купили себе новую, а меня вообще без жилья оставили, - обиженно, проговорила великовозрастная  дочка и добавила, - я только-только на пенсию вышла, а они меня в старухи записали. Что мне теперь, в дом для «престарелых» идти?
       - А чего? И шла бы! На всём готовом бы жила! Может, и мужика бы  себе нашла  там, - всласть решила поиздеваться над ней престарелая мать. - Или угомонилась уже? Сколько годков-то тебе? Шестьдесят?
      - Да нет, чуть меньше!  Пятьдесят девять! – обиделась дочка.
      - А ума, как не было, так и нет! – не унималась старушка. – Чего с тобой делать? Живи!  - смилостивилась над  дочерью мать.

        Вечером  все старушки собрались на посиделки. Обычно все приходили к Матрёне. Засиживались допоздна. Телевизор посмотрят, чайку попьют, молодость вспомнят, работу фермера обсудят... А чем им ещё заниматься?
        Гастарбайтеры  им не мешали. Они все жили в одном доме, бывшем клубе. Иногда заходили к Матрёне поговорить. Старушка не могла запомнить их имена, больно они у них чудные. В один из вечеров зашёл один из них к ним на огонёк. 
       - Бабушка, а у вас, случайно, лампочек нет? – спросил мужчина на ломаном русском языке.
       - А как им не быть, конечно, есть! А что, милок, в темноте сидите? – спросила  бабка Матрёна, открывая сундук.
       - В туалет темно ходить, - скромно ответил  гость, и тут увидел Веру, дочку хозяйки. Глаза у него округлились, смутившись, он часто заморгал.
        Баба Матрёна заметила его похотливый взгляд и решила сразу же поставить его на место.
      - Чего уставился? Дочка это моя!  Смотри у меня, не погляжу, что ты мужик, только замечу что, огрею чем попало!
         А у того, при виде красивой женщины слюнки потекли! Матрёна вручила лампочку просителю и выпроводила его за дверь.
      - А ты чего тут глазами застреляла? Приехала, так будь добра вести себя достойно! В городе не нагулялась?
      - Ты что, мама, не дело-то говоришь? Побойся Бога! Я уже сама бабушка! – обиделась дочка, – за кого ты меня принимаешь?
        Бабушка ушла в комнату, села у окна. «И чего  ей в городе не жилось? Переживай теперь за неё»  - думала про себя Матрёна.   
       Вера смолоду была неугомонной. И мужик хороший попался, и жила в достатке, так нет, надо ещё что-то было от жизни урвать. Вот и урвала!  Ушёл от неё муж, оставил с дочкой. Задуматься бы ей, а она начала мужиков менять как перчатки. А чего их менять? Все они одним миром мазаны! Сколько их было у дочери, Матрёна и не знает. Надоело ей на дочкины похождения смотреть, и, когда муж  Матрёны предложил уехать к его матери в деревню, она  согласилась, оставив квартиру дочери. Когда свекровь умерла, они остались жить в этой деревне.  Через некоторое время умер и муж. Почитай, полвека  уже Матрёна тут  прожила, виделись с дочкой один  раз в пять лет. А  сейчас, мать  уже и не помнит, когда дочка  в последний раз приезжала.
      - Мама, ты чего ушла-то? Ты, как будто и не рада, что я приехала! Ведь вдвоём-то веселее будет!
     - А я и так не скучала! Нас, таких брошенных детьми, четверо! Мы уже привыкли!  Кому старые клячи нужны? Вон у тебя  дочка, не церемонилась с тобой! Видать, хороший пример был!
     - Это ты про что?
     - Про то! Внучка о бабушке-то много знает? Наверное, ни разу не вспомнила! А почему? Потому, что ты сама забыла про мать!
       Их разговор прервал стук в дверь. Вера пошла открывать. На пороге стоял снова  проситель лампочек. Бабушка, выглядывая из-за косяка, спросила:
     - Чего опять-то?
     - Да я вот тут подумал, может,  согласитесь нам готовить обеды?- сказал он, обращаясь к Вере.
     - Это с какой такой стати?  - вмешалась в разговор Матрёна, – до этого обходились, и сейчас обойдётесь! А ты не вздумай соглашаться! - сказала  она, обращаясь к дочке.
     - Так ведь мы будем платить, вы не беспокойтесь! - попробовал уговорить бабушку мужчина.
     - И чем, интересно? Знаешь, что, милок, иди–ко, ты  отсюда, - и она выпроводила гостя.
     «Видно,  закончилась моя спокойная жизнь!» - подумала Матрёна.
      Только зря она так беспокоилась! Ведь жизнь меняет людей. Вера давно уже поняла простую истину: только один раз брак благословляется на небесах! А все остальные - это трата времени и нервов. Она часто вспоминала своего первого мужа и жалела о том, что не сохранила семью. Теперь вот и дочка пошла по стопам матери. Но преуспела  ещё больше! Мать ей стала мешать! Она так и заявила: «Может, тебе, мама, в дом для  «престарелых» пойти?»
Долго тогда Вера обижалась на дочку, а потом решила: «Пусть живёт, как хочет! Внучка уже большая, и моя помощь не нужна. Поеду я к маме жить в деревню!»
        Дочка, как только узнала о решении матери, тут же нашла покупателей и продала квартиру, не дожидаясь, пока  мать уедет. Пришлось Вере спешно собирать вещи и уезжать. Вот так она оказалась в Козляках!  Ехала, не зная, жива ли ещё её мать? Надеялась, что жива!
       Вера понимала, что виновата перед матерью и хотела загладить свою вину, но как? Мать ведь до сих пор ей не верит!
       На следующий день Вера  решила  прогуляться по деревне. Она  вспомнила, как отец впервые привёз её сюда, к бабушке. Тогда девочке было всего пять лет. Сейчас деревня выглядела уныло: заколоченные окна, заросшие огороды, повалившиеся изгороди. И только одно строение выделялось среди убогих домишек: это недостроенный дом фермера. Тот пока жил в городе, а на доме трудились  строители. Вера проходила мимо и увидела вечернего гостя. Он тоже заметил её и подошёл к ней.

       - Здравствуйте! Ваша мама вчера обиделась на меня! За что? – спросил он женщину.
      - Да Бог её знает? Не в настроении была! – ответила Вера.
      - А я Вам серьёзно предлагаю работать у нас! Вы же приехали сюда жить?
      - Да! А сейчас кто вам готовит? – поинтересовалась женщина.
      - Никто. Нам хозяин сам предложил. Ищите, говорит,  повариху, я буду платить, только быстрее заканчивайте работу! А кого тут найдёшь? Одни бабушки, - ответил мужчина.
      - Хорошо, я подумаю! А когда ваш хозяин приедет?
      - Завтра должен привезти материал.
      - Ну, ладно, вот завтра и приду!
       Они попрощались. Вера вернулась домой. Мать сидела за столом и рассматривала фотографии.
     - Где шлялась? – сердито спросила Матрёна.
     - Мама, да не шлялась я! По деревне прошлась! Перестань ты меня, как школьницу отчитывать! 
      - Вон, посмотри, какая ты маленькая была! На отца  похожа! Он тебя всё время ждал! До последнего дня надеялся, что выберешь время навестить его. Болел он сильно, - проговорила мать, смахивая морщинистой рукой слёзы.
       Вера посмотрела на мать, и у неё защемило сердце. «Как же я так смогла? Откуда во мне эта чёрствость»? Ей стало жаль мать. Она понимала, как той обидно. Ведь Вера сама сейчас переживала то же самое: её предала  родная дочь!
      «Почему у  меня не хватало времени на родителей? Зато находила его на мужиков! И где они сейчас? Хоть один вспомнил обо мне»? – думала Вера, обвиняя себя в недальновидности.
       Вера перебирала в памяти события долгих лет и поражалась, как быстро прошло время! Глядя на старенькую мать, Вера вдруг с ужасом поняла: «А  ведь если бы дочь не обошлась со мной так, то я, навряд ли, застала бы мать живой! Выходит, что это для меня - благо! Я поняла, какой урок мне преподала жизнь! Если бы это могла понять моя равнодушная дочь?! Но, к сожалению, люди  учатся только на своих ошибках!»
         Спит мирно деревня. Только одинокая луна висит в небе, освещая окрестность. Тишина. В доме Матрёны тикают часы. Вера  лежит с открытыми глазами, прислушиваясь, как похрапывает за стенкой спящая мать, а перед глазами пробегают картинки  детства. И она представляет себя маленькой девочкой, а впереди  - целая жизнь…