Высокий накал чувств

Николай Малашич
   
    О книге Н. Малашича «Бесстрашие любви»
          Геннадий Кузнецов, поэт.

 
   Поэт Николай Малашич известен многим россиянам не понаслышке. Военная профессия бросала его с Крайнего Севера на Юг, с Востока – на Запад. Служил он и в Заполярье, и в Забайкалье, и в Группе Советских войск в Восточной Германии. И везде он писал стихи, печатался в местных, столичных и зарубежных изданиях, встречался с читателями.
   Тема родной земли всегда была одной из основных в его творчестве. Самые проникновенные строки он посвятил малой Родине, где родился, где прошло его детство и юность. Вот и в этой книжке о дорогих его сердцу местах поэт пишет искренне и тепло.
 
Птиц перещёлк в кустарнике,
Говор гусят.
Бабушки две на завалинке
Нянчат внучат.

Пахнет вокруг антоновкой,
Будто в раю.
Топаю хутором Дёмовкой

В хату свою.

   Однако поэт не узок в теме «Родина». Мне довелось познакомиться с творчеством Малашича во время его пребывания в Забайкалье. Степную сторону этого края, Даурию, он воспел в своих стихах так, как не удалось сделать этого никому из читинских стихотворцев.
   Звучит в творчестве Малашича и сегодняшний день России. Надо сказать, что нынешнее её состояние вносит грустные размышления в его строки: «От какого насилия – я и сам не пойму – в тьму уходит Россия, в беспросветную тьму». Но перебарывая мрачное, поэт мечтает о неведомом городе «Португалии», где «давно настал конец бесправию», где из людей не делают рабов.
   Впрочем, муза Малашича – муза светлая, оптимистическая, умеющая даже в «беспросветной тьме» находить радующие читателя тона, и прежде всего в природе.

Сад - в цвету, дорога – в дымке.
Собирает мёд пчела.
Словно девочка в косынке,
У воды стоит ветла.

Характеризуя творчество некоторых поэтов, А. Твардовский писал:

Дрова, как будто и дрова,
Да не играет печка.
Слова, как будто бы слова,
Да правды ни словечка.

   Слово Малашича играет, хотя он нигде не стремится делать это специально. Нет у него нарочитой сложности, «поэтического» тумана, словесной витиеватости. Муза его проста. Но это та простота, за которой видится напряжённая работа мысли, изматывающий поиск нужного слова и огромный душевный и творческий потенциал.
   С другой стороны, стихам поэта свойствен высокий накал чувств. Горячее биение его сердца слышится едва ли не в каждом его стихотворении. Равнодушие, даже спокойная созерцательность чужда его перу. Замечательный цикл его стихотворений, посвящённых женщине-врачу. У кого не дрогнет душа, когда даже на расстоянии поэт чувствует заботу и искреннюю помощь в преодолении недуга.

Вот и рассвет чуть затеплился бежево.
И загашу я огонь над рекою.
А ощущение нежного-нежного
Прикосновения милой рукою.

   Взволнованности стихов сопутствует также внутренний заряд, который поэт вкладывает в каждую строку.
   У Малашича свой поэтический почерк, своё лицо. То есть, интонационность стиля, его рисунок своеобычны, присущи только перу этого поэта.


               
   Николай Ильич Малашич окончил военное училище войск ПВО Страны и Литературный институт им. А.М.Горького в Москве. Член Союза писателей СССР с мая 1979 года, член-корреспондент Академии поэзии с марта 2005 г.