Арабская мудрость

Саид-Хамзат Нунуев
  АРАБСКАЯ МУДРОСТЬ

  «О сын мой! Слушай слово мое, следуй  совету моему и пом-ни речь мою.

О сын мой! Если ты услышал слово, пусть оно умрет в серд-це твоем. И не открывай его другому. Чтобы не стало оно уг-лем и не сожгло язык твой, не причинило бы страдания телу твоему и не навлекло бы на тебя позор, дабы не осрамился ты пред богом и людьми.

О сын мой! Когда услышал ты весть, не разглашай ее, и ко-гда увидел что-либо, не рассказывай об этом.

О сын мой! Пусть легка будет беседа твоя для слушающего и не спеши с ответом.

О сын мой! Узел, запечатанный не развязывай и не распус-кай, а узел распущенный не запечатывай.

О сын мой! Не желай наружной красоты, ибо она удаляется и проходит, а память добрая остается во веки.

О сын мой! Пусть не обманывает тебя легкомысленная жен-щина словами своими, чтобы не умер ты злосчастной смертью и не запутала бы она тебя в сети так, что ты окажешься пой-манным.

О сын мой! Не желай женщины, разукрашенной платьем и мазями, а в душе наглой и легкомысленной. И берегись слу-шаться ее в чем либо или доверять ей то, что  у тебя в руках, дабы не увлекла она тебя на грех, и не разгневался бы на тебя Бог.

О сын мой! Не будь похож на миндальное дерево, которое прежде всех деревьев покрывается листьями и позже всех кор-мит плодами. Нет, будь подобен дереву тутовуму, которое при-носит плоды прежде всех деревьев и последним покрывается листьями.

О сын мой! Преклони долу голову твою, смягчи голос твой, будь благовоспитан, шествуй по праведному пути и не будь легкомысленен. И не возвышай голоса своего, когда смеешься, ибо если бы можно было построить громким голосом дом, то осел каждый день строил бы много домов. И если бы крепкой силой двигался плуг, то не удаляли бы плуга из-под плеч верб-людов.

О сын мой! Переносить камни с человеком мудрым лучше, чем пить вино с человеком дурным.

О сын мой! Не пей вместе с невеждами и грубыми людьми.

О сын мой! Держись людей мудрых, боящихся Бога, и будь подобен им и не приближайся к невежде, чтобы не сделаться похожим на него и не научишься путям его.

О сын мой! Когда ты приобрел друга или товарища, испытай его и потом уж дружи и веди общение с ним. Без испытания же не хвали его и не оскверняй речи своей беседой с человеком неразумным.

О сын мой! Пока обувь на ногах твоих, ступай по шипам и прокладывай путь для своих сыновей, твоих домашних и детей и правь корабль, прежде чем выйти в море с волнами его, что-бы не потонуть и не смочь спастись.

О сын мой! Когда богач ест змею, то говорят, что «это от его мудрости», а когда ест ее бедный человек, то говорят люди: «это с голоду».

О сын мой! Довольствуйся  своим насущным хлебом и дос-тоянием и не жаждай другого.

О сын мой! Не помещайся по соседству с глупцом, не вку-шай хлебы вместе с ним и не радуйся бедствиям соседей твоих. И когда причинит тебе зло враг твой, встречай его добром.

О сын мой! Глупец падает и спотыкается, мудрец же, хотя и спотыкается не пошатнется и, хотя упадет, встанет скоро. Ко-гда же он заболеет, то сам излечивает дух свой. Что же касает-ся до невежды, то нет лекарства недугу его.

О сын мой! Когда приближается к тебе человек, который ниже тебя, стоя встреть его. И если он не вознаградит тебя, то Бог воздаст тебе награду за это.

О сын мой! Не щади ударов сыну твоему, ибо побои сына твоего подобны навозу для сада, завязке для отверстия ко-шелька, подобны путам для животных и запорам для дверей.

О сын мой! Удерживай сына своего от зол и воспитай его прежде, чем он возмутился против тебя, обесчестит тебя среди людей и принизит голову твою на улицах и на сборищах, так что поплатишься ты за зло его скверных поступков.

О сын мой! Добудь себе жирного необрезанного быка и осла с большими копытами и не приобретай себе быка рогатого и не водись с плутом; не добывай себе раба разбойного, ни рабыни воровки, ибо погубят они все, что ты доверишь им.

О сын мой! Не доводи родителей твоих до проклятий тебе, чтобы Господь не услышал их, ибо сказано: кто поносит отца и матерь свою, тот смертию да умрет — смертию греха, — а кто почитает родителей своих, — долгими будут у того дни его жизни и узрит он всякое благо.

О сын мой! Не ходи в путь без оружия, ибо не знаешь ты, когда встретится тебе враг, чтобы быть тебе готовым для встречи с ним.

О сын мой! Не будь подобен обнаженному, безвластному дереву, которое не растет, но будь как дерево осененное, по-крытое листьями и ветвями, ибо такой человек, у которого нет ни жены, ни детей, презираем и ненавидим на этом свете, по-добно безлистному и бесплодному дереву.

О сын мой! Будь подобен дереву, покрытому плодами, стоя-щему у края дороги, так что каждый проходящий питается плодами его. А зверь пустыни находит себе сень под ним и пущу в листьях его.

О сын мой! Овца. которая отбилась от своего пути и от сво-их подруг, становится добычей волка.

О сын мой! Не говори: «господин мой глуп, а я мудр». — и не произноси глупых и безрассудных слов, чтобы не сделаться презираемым в его глазах.

О сын мой!  Не будь из тех рабов, которым говорят господа их: «убирайтесь вон от нас!» Нет, будь из тех, кому говорят: «Приблизьтесь и подойдите к нам».

О сын мой! Не выказывай любви рабу твоему на глазах его товарища, ибо ты не знаешь, кто из них будет полезнее для те-бя в конце.

О сын мой! Не бойся Господа твоего, сотворившего тебя, дабы не онемел Он для тебя.
О сын мой! Украшай речь свою и услащай язык свой и не допускай товарища твоего наступать тебе на ногу, чтобы дру-гой раз не наступил он тебе на грудь.

О сын мой! Когда ударишь ты мудрого словом мудрости, ос-танется в сердце его некое высокое пылание, но когда ударишь невежду даже палкой, он не уразумеет и не послушает.

О сын мой! Когда посылаешь ты мудрого по делам своим, то не поучай его много, ибо он и так исполнит поручение твое, как ты хочешь; а когда ты посылаешь глупца, то не поучай его вовсе, но пойди сам и исполни то, что тебе нужно; если бы ты научил его, он не исполнит так, как ты желаешь. Когда же по-сылают тебя по какому-нибудь делу, старайся поскорее испол-нить его.

О сын мой! Не враждуй с человеком сильнейшим тебя, не то он взвесит мерой твоей и отомстит тебе.

О сын мой! Испытай сына и слугу своего, прежде чем вве-рить им достаток свой, дабы не погубили они его, ибо тот, у кого полны руки, называется мудрецом, хотя он глупец и неве-жа, а человек с пустыми руками называется бедняком и невеж-дой, хотя он и глава мудрецов.

О сын мой! Я ел колоквинт и глотал сок алоэ, но не нашел ничего более горького чем бедность и недостаток.

О сын мой! Приучай сына своего к нужде и голоду, чтобы он хорошо управлял домом своим.

О сын мой! Не поучай невежду словам мудрых, ибо они тя-желы для него.

О сын мой! Не открывай другу своему свое положение, что-бы не стать презренным в глазах его.

О сын мой! Слепота сердца тягостнее слепоты глаз, ибо сле-пой глазами может быть направлен мало-по-малу на путь, а слепоту сердца нельзя извести — она оставляет прямой путь и идет по кривой дороге.

О сын мой! Споткнуться ногами  лучше для человека, чем споткнуться языком.

О сын мой! Искренний друг вблизи лучше самого лучшего далекого брата.

О сын мой! Красота пропадает, а знание остается; блага жиз-ни проходят и уничтожаются, но имя доброе не уничтожается и не исчезает.

О сын мой! Для человека, не имеющего покоя, смерть лучше жизни, звук плача лучше звука песни, ибо скорбь и плачь, в ко-торых таится страх Божий, лучше звука песни и веселья.

О сын мой! Баранья кость у тебя в руках лучше гуся в котле другого; овца близкая к тебе лучше далекого быка; ничтожный воробей в твоей руке лучше тысячи летающих воробьев; бед-ность, которая собирает, лучше большого, но рассеянного бо-гатства; живая лисица лучше мертвого льва; фунт шерсти луч-ше фунта золота и серебра, ибо серебро и золото спрятаны и скрыты в земле и не видны, а шерсть остается на рынках, видна и служит украшением для тех, кто ее одевает.

О сын мой! Малое достояние лучше рассеянного.

О сын мой! Живая собака лучше мертвого бедняка.

О сын мой! Бедный человек, творящий добро, лучше богача, умершего во грехах.

О сын мой! Храни слово в сердце своем и оно будет счасть-ем для тебя и берегись раскрывать тайну друга твоего.

О сын мой! Не выпускай слова из уст твоих, прежде чем не посоветуешься с сердцем своим, и не стой среди спорщиков, ибо от слова злого бывает спор, от спора бывает драка, от дра-ки бывает убийство, и тебе придется быть свидетелем, но ты беги от этого и будь спокоен.

О сын мой! Не выступай против сильнейшего тебя, но при-обрети терпение, выносливость и мерную поступь, ибо нет ни-чего превосходнее этого.

О сын мой! Не выказывай ненависти к первому другу твое-му, ибо второй не бывает надолго.

О сын мой! Посещай бедняка в дни тягости его. Говори о нем перед властителем и старайся спасти его от когтей льва.

О сын мой! Того, кто смеется над тобой, уважай и почитай и первый говори ему привет.

О сын мой! Если бы вода остановилась на небесах, черный ворон побелел и горькое стало сладким, как мед, только тогда невежды и глупцы уразумели бы и стали мудрыми.

О сын мой! Если ты хочешь быть мудрым, то удержи язык свой от лжи, руку от воровства и глаза от лицезрения злого, — тогда назовут тебя мудрецом.

О сын мой! Пусть бьет тебя мудрец палкою, но пусть не умащает тебя глупец благовонными маслами. Будь смиренным в юности и почтут тебя в старости.

О сын мой! Не противься человеку во дни владычества его, ни реке во дни ее полноводия.

О сын мой! Не спеши с замужеством женщины: если ей бу-дет хорошо, то она скажет: «господин мой, корми меня», а если ей будет плохо, то она проклянет.

О сын мой! Всякий кто прекрасен в своей одежде, таков же в слове, а тот кто кажется ничтожным в платье своем, таков же и слове его.

О сын мой! Дружи с тем, чья рука сыта и полна, а не с тем, чья рука зажата и голодна. Есть четыре вещи, пред которыми не устоит ни царь, ни его войско: затруднение визиря, дурное управление, злонамеренность и притеснение поданных. И че-тыре вещи, которых не скрыть: ум, глупость, богатство и бедность».