Мысли флорентийского философа Никколо Макиавелли

Татьяна Морозова 7
«… познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретённые мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанном изучении дел минувших…»

Он писал о щедрости и скупости, о жестокости и милосердии, о тех качествах, за которые людей, в том числе и правителей, хвалят или порицают, о том, что государи должны избегать ненависти и презрения, о том, что человеческие страсти одинаковы, о том, что уроками истории пренебрегают…

Мысли флорентийского политика и философа эпохи Возрождения Никколо Макиавелли многократно подтверждались ходом исторических событий в разные времена и в государствах демократических, и в государствах с тираническим правлением, в которых борьба приводила к падению монархического абсолютизма и установлению республик. Оправдал его представления о тиранической власти и ХХ  век – век жестоких преступлений против человечности.

За несколько часов до смерти Макиавелли видел сон и рассказал новеллу, что отверг нищих духом и согласился идти в ад, чтобы толковать там о государствах с благородными душами. Он до последнего вздоха спорил в мыслях с монахом, сжигавшим книги Плутарха, Платона, Аристотеля, Вергилия и Овидия в «кострах очищения», мечтавшим о равенстве, братстве, добре и справедливости для всех в обществе с ограничением свобод...

Он поставил в центр своих исследований человека с его интересами, страстями, потребностями, как непосредственного участника любого политического процесса и предупредил человечество, что «…все происшествия мира имеют всегда соответствующие отношения с теми, которые уже прошли. Это происходит потому, что все человеческие дела вершатся людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти, и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты».

Его мысли предупреждали человечество о том, что изучающие историю должны уметь делать из неё выводы, что во всех государствах и у всех народов существуют одни и те же стремления и страсти, что природа человеческая неизменна, что тираническая власть развивает худшие из человеческих страстей: появление мелких тиранов и зависть их к крупным, алчность и жажду господства, стремление к интригам. Он определил, что народ, смиренно терпящий долгие годы  тиранию - народ развращённый, утративший смелость, стремление к свободе, честность, независимость, патриотизм.

Он не только предупреждал, но и обвинял власть, устанавливающую режим тирании и превращающую народ своей страны в развращённый, готовый покорно служить любым господам, продаваться, лицемерить и подкупать: «Примеры, представляемые древними историками, доказывают, как тяжело народу, привыкшему жить под тиранической властью, сохранять потом свободу, если он даже и приобрёл её по какому-нибудь случаю…, и это понятно, ибо такой народ не что иное, как грубое животное, которое хотя свирепо и дико, но вскормлено в тюрьме и в рабстве».

Он изучал дела минувшие и преподал уроки человечеству, но оно не поверило его рассуждениям и решило, что можно «железной рукой привести... к счастью», уничтожив частную собственность, заменив эксплуатацию человека человеком на эксплуатацию человека государством и установив тиранический режим диктатуры одной партии. Однако жизнь преподала урок и флорентийскому философу. Стремясь вернуться ко двору и избавиться от бедности, он написал свои знаменитые Максимы (советы) государям, в которых рассказал, как с помощью хитрости, жестокости, циничного обмана, демагогии, страха, поощрения и других средств можно сохранить, расширить и усилить свою абсолютную власть. Эта работа вызвала негодование у правителей: одни обвиняли его в стремлении разоблачить режим абсолютизма власти, другие в неслыханном цинизме. Он пытался собрать напечатанные экземпляры и их уничтожить, но и здесь не преуспел…