Стойкость

Валентина Товпегина
Говорят, что несчастье хорошая школа: может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному ...

А.С.Пушкин               
                Ко мне приехала подружка, с которой мы  очень давно не виделись. Конечно, нашей радости  от встречи не было конца. Она очень изменилась: седые волосы, собранные в пучок на затылке, сильно старили ее. Лоб, щеки в глубоких морщинах.  Под глазами темные круги. Только  большие голубые  глаза по – прежнему лукаво поблескивали на ее потемневшем от переживаний лице.
       - Ой, Валентина, не смотри так на меня жалостливо! То, что я пережила, на десятерых матерей хватит!   Сначала о Володьке ничего не было известно  целых семь месяцев, а потом сама слегла. Думала, что не доживу  до возвращения сына из Чечни, не хватит мне стойкости.
                - А ты обращалась к его начальству?
- Да разве я могла спокойно жить, если от сыночка не было никакой весточки! Куда только я не посылала запросы о сыне, но никто толком не отвечал. Сначала сильно паниковала; заболев, поняла, что никто не поможет, надо надеяться на себя да на Бога.                А еще мне помог Уголек, кот, которого   откуда – то принес и вырастил Володька (это было  как раз перед его службой в армии). Вот смейся – не смейся, а он был моральной поддержкой для меня. Сын с детства был кошатником, а Уголька он любит больше, чем других кошек. Еще у нас кошка Муська живет.
- Почему Уголек?  Черный ? –спросила я.
                -Да, весь, как смоль, черный. На работу Володьку всегда провожал. Сын до армии поработать еще успел. Так вот утром, когда  сын уже соберется выходить из дома, кот запрыгнет на плечо к нему и «доезжает» так до столбика у ворот. Сын закрывает калитку, а кот перебирается в это время с плеча на столбик. Перед приходом Володи  с работы Уголек (как он об этом узнавал, не понимаю) снова обосновывался на столбике.
- Как же тебе – то помог Уголек?
- Когда  стали поговаривать, что погиб солдат мой, я не верила, вот сердцем чувствовала, что это не так, хотя переживала очень и молилась. Ездила даже в область, чтоб помолиться, у нас же нет церкви. Все сердце себе надсадила. А помолюсь Богу, вроде, полегче. Может, внушение это. А потом смотрю, Уголек на «своем» месте, будто поджидает хозяина.  Представляешь, все смотрит в ту сторону, куда уходил Володя.                - Нет,- думаю,- жив мой сын, раз поджидает его Уголек! Так и смотрела на столбик, а на столбике, как  пышная  черная шапка, возлежал Уголек. И так продолжалось очень долго, когда я с замиранием сердца выходила из дома,чтоб увидеть кота на столбике. Естественно, кот не все время находился на"дежурстве", но даже, если раз в день я его видела на столбике, мне было легче, когда не видела, все вылетало из рук, а в голову приходили всякие нехорошие мысли.
                Потом вдруг пачкой приходят  все письма от сына, которые он  писал домой. А попозже и сообщение, что он в госпитале. Оказывается, он был ранен в голову. Естественно, помчалась к нему. Как увидела, обомлела! Уходил  в армию здоровый и красивый, а тут, как цыпленок, только что вылупившийся,- кожа да  кости; да что говорить, хорошо, что живой, а мясо нарастет!                Володька, сразу после госпиталя, хотя еще слабый был, находил себе работу. Сначала корзинки плел, дед его обеспечивал работой, а потом ремонтом машин стал заниматься. Ни одного дня не сидит без дела, таксует  еще.                Вот и в пекле побывал, а характер не изменился, как был оптимистом, весельчаком, таким и остался, только жадным до жизни стал.Всюду успевает, всем помогает, всех жалеет, конечно, и люди к нему тянутся.И у меня жизнь изменилась, прошло оцепенение, радость, надежда появились в жизни.  Два внука (погодки) у меня!                Говорю, жалеючи его: « Володя,  уволься с одной работы, тяжело же». А он мне: «Ничего, мать, прорвемся! Задумал тебе и  жене море показать, надо подработать!  Ты лучше потихоньку настраивайся на путешествие».   Глядя на счастливую подругу, и я радовалась: приятно,  когда у людей  все хорошо!