Вопросы Бытия. Познание Ноя части 1-3

Владимир Юрьевич Соколов
Зря в корень, прародитель всех – Адам,
но, совершивши акт грехопаденья –
ослушавшись Всевышнего – он сам,
не ведая того, в себе самом
создал бациллу – ген непослушанья –
и с семенем потомству передал.

И злое расплодилось.
                Род людской
настолько развратился в злодеяньях
и помыслах сердец своих, что Бог
раскаялся, что создал человека
и плоть живую смыл с лица земли.

И через полтора тысячелетья
от сотворенья Богом человека
в живых остались только Ной с семьёй.
И от него родились все народы,
сегодня населяющие землю.

Каким же был наш прародитель Ной?



1. Молчание Ноя

Ной ведал тайну страшную: о смерти
грядущей всех живущих на земле.

И, зная это, сотню лет спокойно
сооружал ковчег. Был жив отец,
и в семьях младших братьев и сестёр
рождались дети – Ламеховы внуки.

Все соблюдали заповедь: «Плодитесь».
И женщины рождали обречённых.

Ной старшим сыном был в семье отца.

Когда-то, наклонясь над колыбелью,
счастливый Ламех радостно шептал:
«Он нас утешит, первенец, поможет
в тяжёлых земледельческих трудах».

Но Ной оралу предпочёл топор.

И век, упорных рук не покладая,
трудился в поте своего лица:
извёл он рощу дерева гофер,
тесал стволы и доски из стволов,
соединял всё в некое подобье
огромного и странного жилища,
длиной в сто тридцать метров, высотою
в семь ростов человеческих и выше,
какому без подпорок на земле
не устоять...

                Народ был поражён.
Родные и все жители селенья,
и даже всей окрестности, дотоле
не видели подобного творенья
рук человеческих и хором вопрошали:
«Что это будет, Ной? Сей труд зачем»?

Ной отвечал ухмылкой и молчаньем –
почти что сорок тысяч дней молчанья!

«Он нас утешит». Можно ли считать
молчанье утешеньем обречённых?

И в день сегодняшний гуманные врачи
и люди близкие –  смертельному больному
сочтённых дней его не называют.
Но он, бедняга,  сам всё понимает.
А те – не понимали ничего.

– Ной, что творишь ты?
– Божие творю.
– Что это будет?
– Поживёшь – узнаешь, –
бурчал под нос себе чуть слышно Ной,
считая дни до окончанья дела.
Стук топора глушил его слова.

Ной понимал, что любопытным жить
не более осталось, чем ему
до завершенья страшного подряда,
но всё-равно работал поспешая, –
цена работы слишком велика.

«Плоть извратила путь свой на земле,
весь род людской, погрязший в злодеяньях,
сыскал конец свой пред лицо Моё.
Умою землю водами потопа,
очищу от растления и зла».

Деянье Божье было объяснимо –
покончить с неудавшимся проектом,
дабы начать всё сызнова, надеясь,
что семя Ноя лучше чем Адама,
и примесь первородного греха
сошла на нет в десятке поколений.

Желанье Бога – уничтожить Зло.
Но было ли Добром молчанье Ноя?



2.Крещение Ноя


Когда Всевышний водами Потопа крестил весь мир,
выходит, только Ной – с семьёй –
одни остались некрещёны.
Все остальные – крещены посмертно.
Или – на смерть?

                Лишь Ной крещён на жизнь.
Но не водой, а созерцаньем смерти:
дотоле населявших  мир людей;
всей плоти, не вместившейся в ковчег,
где все места расписаны заране.

И крест его пожизненный – страдать.
Страдать за всех утопленных в пучине.
Посильна ль эта ноша одному?

Ной знал на что идёт. Осознавал
всю глубину намеченного плана,
возможно, ошибаясь в глубине
волны потопа, может быть надеясь,
что большинство спасётся на холмах.

Любуясь видом тихого залива,
он даже в страшном сне не мог предвидеть,
что моря хватит затопить собою
вершины гор, поднявшихся до неба.
Не знал он силу вод великой бездны,
не мог представить ропот родника
он рокотом смертельного потока.

И тёплый дождь, что орошал поля
его отца, – сорокадневным ливнем
воды холодной, льющейся стеной
со всех сторон в  распахнутые окна
небес, –
              рассудок Ноя не нарисовал
ему и в самых тягостных картинах.

Ной не поверил Богу: посчитал,
что план Его невыполним, поскольку
Ной видел больше суши, чем воды:
глазам он верил, тайного – не ведал.

К тому ж – он в первый раз общался с Богом!
И Бог ему так много посулил:
во-первых, жизнь – ему, жене и детям,
а во-вторых, простого землепашца
избрал в родоначальники народов:
ты будешь прародитель всех людей,
твои потомки мир займут собою.

Как было не вскружиться голове?

Несчастый Ной не знал, что эта плата –
лишь часть, лишь лицевая сторона.

Но если есть орёл, то есть и решка.
Ной оборотной стороны не ведал –
в то время ещё не было монет.

А решка – суть крещенье видом смерти,
равно и крест пожизненых страданий,
который Ною выпало нести.



3. Страдание Ноя


Родоначальник новых поколений,
что пережил он на борту ковчега,
когда вода пучины подбиралась
к жилью: его, сестёр и младших братьев; 
и злая сила мутного потока
поля, изрядно политые пОтом,
смывала прочь с лица земли;
                и люди,
ещё не осознав масштаб последствий,
бежали от воды,  безумным взглядом
смотря как поднимался на волнах
тот странный дом огромный, на подпорках,
который сотню лет на их глазах
Ной строил в столь загадочном молчаньи?

Но это лишь вначале, а потом,
когда вода по грудь и даже выше
залила всё вокруг, – они поплыли
к плавучему жилищу, внутрь какого
взошёл сам Ной с семьёй и взял с собою
животных всяка рода и зверей,
и птиц, и гадов разных – всех по паре,
а некоторых даже по семь пар.

Ломая ногти о борта ковчега,
кричали люди: «Ной, и нас возьми»!
Но Ной молчал.
                Узрев свою кончину,
его родные из последних сил
младенцев над потоком поднимали
на скрюченных слабеющих руках
и умоляли Ноя: «Выбрось гадов,
хотя бы их. Хоть малышей – прими».

Но Ной был глух и продолжал молчанье.
Бог не ошибся в выборе объекта:
Быть молчаливым – быть угодным Богу.
Но только ль это в Ное Бог узрел?

А поступил бы кто-нибудь иначе,
коль был бы он, другой, на месте Ноя?
Никто не может знать наверняка,
как он себя повёл бы в этой шкуре
ответственности за своих детей
и будущую жизнь на всей земле.

Не осуждайте Ноя: он был мудр:
как Бог решил – так всё равно свершится.
Никто не вправе поправлять Творца.
Нам не дано нарушить волю Бога.
Ослушался бы Ной – сгубил бы всех,
а значит, обезлюдела б земля,
а может быть, и жизнь во всей Вселенной.

О чем Ной думал на борту ковчега,
почти что год дрейфуя по воде
и пребывая в замкнутом пространстве
с волненьями о психике жены;
в заботах о кормлении животных,
зверья и птиц, и даже гнусных гадов;   
их стойла вычищая от навоза,
дыша внутри зловонием и смрадом –
о чём Ной думал? 
                Как всех сохранить?
Или о том, что Бог его забыл:
не сорок дней проектных – много больше
вода всё умножалась над землёю,
а после ещё дольше убывала.

Жалел ли он, что тяжкую обузу
взвалил на плечи своего семейства ?
И сожалел ли он, что в злой пучине,
как всяка плоть земная, сам не сгинул?


Лишь только через год и десять дней
Ной и сыны его сошли на землю.


Не испытав физических страданий
в пучине погибающего  тела
в борьбе неравной с силами природы
за жизнь свою и жизнь своих детей,
в душе Ной испытал избыток боли.
Он умер бы. Но надо было жить.
И жизнь его – была страшнее смерти.

Страдания утопленных не длились:
их смерть сама   собой остановила.
А Ной страдал три с лишним сотни лет
после Потопа. Ноша – непосильна.
И, уходя из жизни в мир иной,
он передал потомству своему
обет и крест пожизненных страданий.


Всевышний знал кому доверить дело.

...............................................................