Похвала глупости. Эразм Роттердамский

Наталия Южная
Рождена Глупость на тех Счаст­ливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы соби­рают. Нет на этих островах ни старости, ни болезней, и не увидишь там на полях ни волчцов, ни бобов и тому подобной дряни, а лишь лотосы, розы, фиалки и гиацинты. И питали дитя своими сосцами две прелестные нимфы — Метэ-Опья­нение и Апедия-Невос­пи­тан­ность. Теперь же состоят они в свите спутниц и наперсниц Глупости, а с ними и Кола­киия-Лесть, и Лета-Забвение, и Мисо­пония-Лень, и Гедонэ-Насла­ждение, и Анойя-Безумие, и Трифэ-Чрево­угодие. А вот еще два бога, заме­шав­шиеся в девичий хоровод: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непро­будный сон. С помощью этих верных слуг подчи­няет Глупость весь род людской и отдает пове­ления самим импе­ра­торам.

Узнав, каков род, каково воспи­тание и какова свита Глупости, навост­рите уши и внимайте, какими благами одаряет она богов и людей и как широко прости­ра­ется ее боже­ственная сила.

Прежде всего — что может быть слаще и драго­ценней самой жизни? Но к кому, как не к Глупости, должен взывать мудрец, ежели вдруг возже­лает стать отцом? Ведь скажите по совести, какой муж согла­сился бы надеть на себя узду брака, если бы, по обычаю мудрецов, пред­ва­ри­тельно взвесил все невзгоды супру­же­ской жизни? А какая женщина допу­стила бы к себе мужа, если бы поду­мала и пораз­мыс­лила об опас­но­стях и муках родов и о труд­но­стях воспи­тания детей? Итак, только благо­даря хмельной и веселой игре Глупости рожда­ются на свет и угрюмые фило­софы, и порфи­ро­носные госу­дари, и трижды пречи­стые перво­свя­щен­ники, и даже весь много­чис­ленный рой поэти­че­ских богов.

Мало того, все, что есть в жизни прият­ного, — тоже дар Глупости, и сейчас это будет дока­зано. Чем была бы земная жизнь, если б лишена была она насла­ждений? Сами стоики отнюдь не отво­ра­чи­ва­ются от насла­ждений. Ведь что оста­нется в жизни, кроме печали,

скуки и тягот, если не приме­шать к ней малую толику насла­ждения, иначе говоря, если не сдоб­рить ее глупо­стью?

Первые годы — самый приятный и веселый возраст в жизни чело­века. Чем объяс­нить нашу любовь к детям, если не тем, что мудрость окутала младенцев привле­ка­тельным покровом глупости, который, чаруя роди­телей, возна­граж­дает их за труды, а малюткам достав­ляет любовь и опеку, для них необ­хо­димые.

За детством следует юность, В чем источник очаро­вания юности, если не в Глупости? Чем меньше умни­чает мальчик по милости Глупости, тем приятнее он всем и каждому. А чем больше удаля­ется человек от Глупости, тем меньше оста­ется ему жить, пока не наступит наконец тягостная старость. Никто из смертных не вынес бы старости, если бы Глупость не сжали­лась над несчаст­ными и не поспе­шила бы им на помощь. По ее милости старцы могут считаться недур­ными собу­тыль­ни­ками, прият­ными друзьями и даже прини­мают участие в веселой беседе.

А каковы тощие угрюмцы, прида­ю­щиеся изучению фило­софии! Не успев стать юношами, они уже соста­ри­лись, упорные размыш­ления иссу­шили их жизненные соки. А дурачки, напротив, — гладенькие, беленькие, с холеной шкуркой, насто­ящие акарн­ские свинки, никогда не испы­тают они тягот старости, если только не зара­зятся ею, общаясь с умни­ками. Недаром учит народная посло­вица, что одна только глупость способна удер­жать быстро бегущую юность и отда­лить постылую старость.

И ведь не найти на земле ни веселья, ни счастья, которые не были бы дарами Глупости. Мужчины, рожденные для дел прав­ления и посему полу­чившие несколько лишних капель разума, соче­та­ются браком с женщиной, скотинкой непо­нят­ливой и глупой, но зато забавной и милой, дабы она бестол­ко­во­стью своей и подсла­стила тоск­ливую важность мужского ума. Известно, что женщина вечно будет женщиной, иначе говоря — дурой, но чем привле­кают они к себе мужчин, как не Глупо­стью? В Глупости женщины — высшее блажен­ство мужчины.

Впрочем, многие мужчины высшее блажен­ство находят в попойках. Но можно ли пред­ста­вить себе веселый пир без приправы Глупости? Стоит ли обре­ме­нять чрево снедью и лаком­ствами, если при

этом глаза, уши и дух не услаж­да­ются смехом, играми и шутками? А именно Глупо­стью заве­дено все это для блага чело­ве­че­ского рода.

Но, быть может, найдутся люди, которые находят радость лишь в общении с друзьями? Но и тут не обой­дется без глупости и легко­мыслия. Да что там толко­вать! Сам Купидон, виновник и роди­тель всякого сбли­жения между людьми, разве он не слеп и разве не кажется ему безоб­разное прекрасным? Боже бессмертный, сколько было бы повсе­местно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скра­ши­вали и не облег­чали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легко­мыслия, заблуж­дения, притвор­ства и прочих спут­ников Глупости!

Одним словом, без Глупости никакая связь не была бы приятной и прочной: народ не мог бы долго сносить своего госу­даря, господин — раба, служанка — госпожу, учитель — ученика, жена — мужа, квар­ти­рант — домо­хо­зяина, ежели бы они не потче­вали друг друга медом глупости.

Допусти мудреца на пир — и он тотчас же всех смутит угрюмым молча­нием или неумест­ными расспро­сами. Позови его на танцы — он запляшет, словно верблюд. Возьми его с собой на какое-нибудь зрелище — он одним своим видом испортит публике всякое удоволь­ствие. Если мудрец вмеша­ется в разговор — всех напу­гает не хуже волка.

Но обра­тимся к наукам и искус­ствам. Не подлежит сомнению, что любая вещь имеет два лица, и лица эти отнюдь не схожи одно с другим: под красотой — безоб­разие, под учено­стью — неве­же­ство, под весе­льем — печаль, под пользой — вред. Устра­нить ложь — значит испор­тить все пред­став­ление, потому что именно лице­дей­ство и притвор­ство прико­вы­вает к себе взоры зрителей. Но и вся жизнь чело­ве­че­ская есть не что иное, как некая комедия, в которой люди, нацепив личины, играют каждый свою роль. И все любят и балуют дурачков. А уж госу­дари, те своих дурачков любят, без всякого сомнения, больше, нежели хмурых мудрецов, ибо у последних два языка, из коих один говорит правду, а другой разгла­голь­ствует сооб­разно времени и обсто­я­тель­ствам. Истине самой по себе свой­ственна неот­ра­зимая притя­га­тельная сила, если только не приме­ши­ва­ется к ней ничего обид­ного, но лишь одним дуракам даро­вали боги уменье гово­рить правду, никого не оскорбляя.

Всех счаст­ливее тот, кто всех безумнее. Из этого теста испе­чены люди, которые любят рассказы о ложных знаме­ниях и чудесах и никак не могут досыта наслу­шаться басен о призраках, лемурах, выходцах с того света и тому подобной неви­дали; и чем более расхо­дятся с истиной эти небы­лицы, тем охотнее им верят. Впрочем, нужно помя­нуть и о тех, кто, читая ежедневно семь стишков из священной Псал­тири, сулит себе за то вечное блажен­ство. Ну, можно ли быть глупее?

А разве просят люди у святых чего-нибудь не имею­щего отно­шения к Глупости? Взгля­ните на благодар­ственные прино­шения, кото­рыми стены иных храмов укра­шены вплоть до самой кровли, — увидите ли вы среди них хоть одно пожерт­во­вание за избав­ление от глупости, за то, что прино­си­тель стал чуть-чуть умнее бревна? Так сладко ни о чем не думать, что от всего отка­жутся люди, только не от Мории.

Не только боль­шин­ство людей зара­жено глупо­стью, но и целые народы. И вот в само­обо­льщении британцы заяв­ляют исклю­чи­тельные притя­зания на телесную красоту, музы­кальное искус­ство и хороший стол. Фран­цузы только себе припи­сы­вают приятную обхо­ди­тель­ность. Итальянцы присвоили себе первен­ство в изящной лите­ра­туре и крас­но­речии, а посему пребы­вают в таком сладостном обольщении, что из всех смертных един­ственно лишь себя не почи­тают варва­рами. Испанцы никому не согласны усту­пить своей воин­ской славы. Немцы бахва­лятся высоким ростом и знанием магии. Рука об руку с само­обо­льще­нием идет лесть. Это благо­даря ей каждый стано­вится приятнее и милее самому себе, а ведь в этом и состоит наивысшее счастье. Лесть — это мед и приправа во всяком общении между людьми.

Говорят, что заблуж­даться — это несча­стье; напротив, не заблуж­даться — вот вели­чайшее из несча­стий! Счастье зависит не от самих вещей, но от нашего мнения о вещах, а знание нередко отни­мает радость жизни. Если супруга до край­ности безоб­разна, но мужу своему кажется достойной сопер­ницей Венеры, то не все ли равно, как если бы она была воис­тину краса­вицей?

Итак, либо нет никакой разницы между мудре­цами и дура­ками, либо поло­жение дураков не в пример выгоднее. Во-первых, их счастье, поко­я­щееся на обмане или само­об­мане, доста­ется им гораздо дешевле, а во-вторых, они могут разде­лить свое счастье с боль­шин­ством других людей.

Многие люди всем обязаны Глупости. Есть среди них грам­ма­тики, риторы, юристы, фило­софы, поэты, ораторы, а в особен­ности те, которые марают бумагу разной чушью, ибо кто пишет по-ученому, достоин скорее сожа­ления, чем зависти. Погля­дите, как муча­ются такие люди: прибав­ляют, изме­няют, вычер­ки­вают, затем, лет эдак через девять, печа­тают, все еще недо­вольные собственным трудом. Прибавьте к этому расстро­енное здоровье, увядшую красоту, близо­ру­кость, раннюю старость, да всего и не пере­чис­лишь. И наш мудролюб мнит себя возна­граж­денным, ежели похвалят его два-три таких же ученых слепца. Напротив, сколь счастлив сочи­ни­тель, послушный внуше­ниям Глупости: он не станет корпеть по ночам, но запи­сы­вает все, что взбредет ему на ум, ничем не рискуя, кроме нескольких грошей, истра­ченных на бумагу, и зная заранее, что чем больше вздора будет в его писа­ниях, тем вернее угодит он боль­шин­ству, то есть всем дуракам и невеждам. Но всего забавнее, когда глупцы начи­нают восхва­лять глупцов, невежды — невежд, когда они взаимно прослав­ляют друг друга в льстивых посла­ниях и стихах. Что до бого­словов, то не лучше ли не прика­саться к этому ядови­тому растению, хотя они и в великом долгу у Глупости.

Впрочем, никому нельзя забы­вать меру и границу, а посему говорит Глупость: «Будьте здравы, руко­пле­щите, живите, пейте, досто­славные сопри­част­ники таинств Мории».