Крещатик. Архитектор В. Н. Николаев

Влад Каганов
АРХИТЕКТОР ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ НИКОЛАЕВ (1847-1911)

  Владимир Николаевич Николаев - выдающийся архитектор, педагог, общественный деятель, один из самых плодовитых киевских зодчих.
В.Н.Николаев учился в рисовальной школе Петербургского общества поощрения художеств, в 1871году с большой серебряной медалью окончил Петербургскую императорскую академию художеств, а уже в следующем году - был приглашен для работы в Киев.
За почти сорок лет свой деятельности в Киеве, В.Н.Николаев возвёл 18 церквей, 3 монумента, 27 зданий общественного характера и сотни частных домов, так что , практически, не найти улицу в центральной части города, на которой не было бы хоть одного здания, построенного Николаевым.
Построенные В.Н.Николаевым здания, и сегодня поражают совершенством отделки и великолепием интерьеров. С другой стороны, Владимир Николаевич сумел добиться значительного удешевления строительных работ, использовав такие качества местного кирпича, как прочность и равномерный желтый цвет. До этого, не штукатуря возводили только сооружения Киевской крепости, теперь же здания Николаева тоже стали походить на крепость своими зубцами и башенками.

Заметное место в этом перечне занимают здания гостиниц, построенных им на Крещатике: это «Англия» (Крещатик, 8), «Универсал» (Крещатик, 19,2), «Франция» (Крещатик,30 ), «Бель-Вью»(позже ставший «Отель Савой») (Крещатик, 38), «Национальный» (Крещатик, 47)
     ( Более подробный рассказ о них читайте в очерке 2 "ОТЕЛИ" http://www.proza.ru/2012/05/28/162)

КРЕЩАТИК 52

В 1875-78 гг., на Крещатике 52  архитектор В. Николаев  совместно с архитектором Александром Гроссом  строит четырехэтажное здание для «кирпичного» короля Якова Бернера, который сдавал в нем в аренду недорогие квартиры.

Следует отметить, что в первой половине XIX века, на этом месте была усадьба Сухоставских с небольшим домом и садом. В 1846 году, в ней жил украинский историк и писатель Николай Иванович Костомаров у которого бывал Тарас Шевченко.
Вот как сам Николай Иванович вспоминал об этих встречах: «Познакомился я с Тарасом Григорьевичем в Киеве в 1846 году. До того я знал о нем, как о поэте, чрезвычайно ценил его талант, но никогда не видал в глаза. В апреле 1846 года, после пасхи,  кто-то из моих знакомых явился ко мне с Тарасом Григорьевичем. С первого же раза произвел он на меня такое приятное впечатление, что достаточно было поговорить с этим человеком час, чтобы вполне сойтись с ним и почувствовать к нему сердечную привязанность. Шевченко принес с собой расшитую тетрадь своих нигде ненапечатанных стихов, читал их, и довел меня до полного упоения».

В этом здании, на первом этаже находился знаменитый магазин «Депо музыкальных инструментов» известного предпринимателя, члена Киевской городской думы, председателя Чешского доброчинного и просветительского общества, им. Я.-А. Каменского- Йиндржиха Йиндржишека.

  С вхождением в моду синематографа, в начале ХХ века,  на втором этаже здания был оборудован смотровой зал, который сдавали в аренду под различные нужды, даже под казармы. Некоторое время в доме находилась домовая церковь Херсонского пехотного полка –единственное за все времена  культовое сооружение на Крещатике.
В ноябре 1908 года, в этом здании прошла выставка картин современных русских художников «Звено» (группы «Венок» и «Золотое руно»), устроенная художницей Александрой Экстер при участии художника, музыканта, философа, теоретика художественного авангарда и меценат, одного из организаторов первых художественных объединений и выставок нового искусства  - Николая Ивановича Кульбина.
В феврале 1914 года здесь открылся первый в Киеве постоянно действующий «Художественный салон», в котором проходили выставки отечественного и зарубежного искусства.
В 1921–1934 годы здесь находился Музыкально драматичный институт имени Николая Лысенко.

КРЕЩАТИК 27

В 1875 году, по заказу купца Карла Пастеля, на Крещатике 27, Владимир Николаев надстроил еще двумя этажами,  стоявший там двухэтажный дом. В конце 1880-х годов,  здесь, в первом этаже разместился винный магазин братьев Елисеевых. Любопытно, что владельцы магазина не проявляли особенного рекламного рвения. Они, очевидно, считали, что название «Братья Елисеевы» говорит само за себя. К тому же и место было достаточно посещаемое.

        В 1888 году, на Крещатике 15,  архитектор Владимир Николаев совместно с инженером Артуром Адольфовичем Абрагамсоном(1854-1924)  в здании, в котором  находилась популярная в Киеве кондитерская Бернарда Семадени, надстроил этаж. 
На этом этаже был оборудован зал, в котором Киеское литературно-артистическое общество проводило встречи и концерты, а позднее был организован так называемый «Малый театр».

ЗДАНИЕ КУПЕЧЕСКОГО СОБРАНИЯ

Безусловно, жемчужиной во всем творчестве Владимира Николаева, является, построеное им в 1882 году, на Царской ( ныне Европейской) площади, в самом начале Крещатика и Владимирского спуска, трехэтажное здание Купеческого собрания.
 
К началу 1880-х годов, значительную финансовую  мощь приобрело киевское купечество. После десятилетия, когда киевское Купеческое собрание обреталось в разных местах города, в 1881 году оно наконец получило разрешение городской Думы на строительство каменного здания для своего клуба.
Сначала  для здания Собрания  архитектор  Николаев предложил проект простого и лаконичного сооружения в классическом стиле. Однако заказчики во главе с Председателем Совета старейшин Купеческого собрания - купцом первой гильдии Михаилом Парфентьевичем Дегтеревым были недовольны – им хотелось здания с настоящим, купеческим, размахом. Тогда Николаев предложил  небольшой, но вместительный дом , включающем  как элементы классики,  так и русские национальные мотивы, а потолок украсила лепнина- жезлы Меркурия – покровителя торговли.
На первом этаже клуба Купеческого собрания расположились служебные кабинеты  и большая столовая, на втором – курительная комната, гостиная, библиотека и читальня.
Но особую ценность представлял  концертный зал, отличавшийся совершенной акустикой. Ходили разговоры, что Николаев лично подбирал породы дерева для кресел и ткани для их обивки в разных частях зала.
В  Купеческом клубе проводились самые разнообразные мероприятия: от уютного семейного вечера до концерта знаменитостей, устраивались театральные представления,  рожлественские маскарады, благотворительные лотереи, литературные и музыкальные вечера.
2 апреля 1902 года  здесь выступал Федор Иванович Шаляпин, который настолько проникся любовью к украинским мелодиям, что трижды повторил «на бис» народную песню «Ой у лузі, та ще й при березі», а затем, уже в свойственной ему манере, исполнил арию из оперы Н.В. Лысенко «Тарас Бульба».
В 1903 году в зале Купеческого собрания состоялось празднование юбилея Николая Витальевича Лысенко, которое стало настоящим триумфом украинского музыкального искусства.