Экономика, Культура и Религия. часть 1X

Раддай Райхлин
ОБОЛОЧКА ОБЩЕСТВА

Новое для социологии понятие «оболочка общества». Можно использовать также
выражение ««мембрана общества». Если выше шла речь о том, что социальные
процессы невозможно решить техническими средствами, то в данном случае
техническая терминология позволит лучше понять процессы в обществе. По аналогии с
термодинамикой можно утверждать, что оболочка оказывает давление на членов общества
и сплачивает их. Чем выше давление, тем выше сплочение. Чем выше давление, тем
прочнее должна быть оболочка. Чем прочнее оболочка, тем она «толще» и, разумеется,
менее проницаема. Чрезмерно Сплоченное Общество (ЧСО) изолировано «очень толстой»
оболочкой, законсервировано и не развивается.

Оболочка очевидна и ощутима тогда, когда она естественная и совпадает с
географическими границами. Изолировать общество могут моря, горы, девственные
леса и т.п. Например, Галапагосские острова, удалены от материка на 1000 километров.
Именно здесь Чарльз Дарвин сделал свои наблюдения, приведшие его к теории эволюции.
Все первобытные племена были обнаружены в таких изолированных местах. Однако
общество может образовать оболочку и изолироваться в результате принятия им
сплачивающей его религии или идеологии. Именно так изолированы разного рода секты,
ложи, банды и пр. Вот тогда-то для подкрепления оболочки создается «граница на замке»,
как это было в СССР, или в виде монастырской и даже «Берлинской» стены.

СПЛОЧЕННОСТЬ ОБЩЕСТВА

Здесь вводится понятие «Сплоченность общества». В отличие от житейского
понятия «сплочение», сплоченность - это тот параметр, который социологи, экономисты
и другие ученые жаждут измерить. Но нет у них такого проба, как, например, у химиков
рН-метр, который может измерить главный параметр общества. Именно сплоченность
общества влияет на поведение, как самого общества, так и на поведение его членов.
Отсутствие проба ведет к тому, что состояние общества (его разновидность)
определяют «на глазок», по симптомам.
Вслед за немецким социологом Ferdinand T;nnies44 будем использовать его
классификацию обществ - Gemeinschaft и Gesellschaft данную им в его одноименной
работе в 1887[4]. К этим двум добавим третью - Anomie45[5], предложенную французским
социологом Эмилем Дюркгеймом.
Расположим эти общества в порядке их деградации от высшего к низшему:
1. Gemeinschaft – Диктатура. Чрезмерно Сплоченное Общество. (ЧСО).
Сплоченность близка к 100%
2. Gesellschaft – Оптимальное общество. Сплоченность - 50%.
3. Anomie – Аномия. Общество раскололось на националистов и
интернационалистов, и развалилось, его сплоченность близка к 0%

44

Фердинанд Тённис (нем. Ferdinand T;nnies; 26 июля 1855, Ольденсворт — 9 апреля 1936, Киль)
— немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии,
основатель «понимающей социологии», сторонник «формальной социологии».
45 Аноми;я (др.-греч. ;- — отрицательная приставка, ;;;;; — закон) (от франц. anomie — беззаконие,
безнормность) — понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения
отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное
поведение). По Дюркгейму, аномия — это состояние общества, при котором наступают разложение,
дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок.

35

ЭНТРОПИЯ

Ниже приведена цитата из Википедии для того, чтобы читатель-гуманист получил
некоторое представление об энтропии.

Энтропи;я (от греч. ;;;;;;;; — поворот, превращение) в естественных науках —
мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов. В частности, в
статистической физике — мера вероятности осуществления какого-либо
макроскопического состояния; в теории информации — мера неопределённости
какого-либо опыта (испытания), который может иметь разные исходы, а значит
и количество информации; в исторической науке, для экспликации феномена
альтернативности истории (инвариантности и вариативности исторического
процесса).

Понятие «Энтропия» впервые введено Рудольфом Клаузиусом46 в термодинамике в
1865 году для определения меры необратимого рассеивания энергии, меры отклонения
реального процесса от идеального. Определённая, как сумма приведённых теплот, она
является функцией состояния и остаётся постоянной при обратимых процессах, тогда как
в необратимых — её изменение всегда положительно.
Среди различных определений энтропии самое лучшее дано физиком Арнольдом
Зоммерфельдом47, который сравнил энтропию с директором, направляющим работу.
Можно дополнить это сравнение и указать, что для закрытой термодинамической системы
энтропия – это мера той энергии, которую мы не можем использовать для работы.

ЭНТРОПИЯ ЛИЧНОСТИ

На графике на фигуре 3 представлена зависимость энтропии личности от сплоченности
общества.
График сплоченность – энтропия. Фиг.3
На этом же графике отмечены
расположения трех разновидностей обществ.
Мы не имеем возможности вдаваться в подробное определение энтропии. Далее
покажем влияние сплоченности, как на поведение самого общества, так и его членов. На
представленном здесь на фигуре 3 графике показана зависимость энтропии отдельной
личности от сплоченности его общества.
Энтропия характеризует степень свободы личности. Как видно из графика, максимум
энтропии имеет место при сплоченности общества 50%. Поскольку мораль общества
зависит от энтропии, то этот же график указывает, как зависит мораль общества от его
сплоченности, которая измеряется в процентах.
Выражение «деморализация» в его современном понятии весьма неудачно. Из графика
видно, что общество с высокой сплоченностью не имеет морали, так же как и общество
с очень низкой сплоченностью. Чтобы избежать двузначности, будем говорить о
деградации общества. По мере падения сплоченности общества оно деградирует.

(Рудольф Юлиус Эммануель Клаузиус (нем. Rudolf Julius Emanuel Clausius, имя при рожд. — Рудольф
Готтлиб (нем. Rudolf Gottlieb); 2 января 1822, Кёслин — 24 августа 1888, Бонн) — немецкий физик и
математик.
47 Арнольд Иоганнес Вильгельм Зоммерфельд, (нем. Arnold Johannes Wilhelm Sommerfeld; 5 декабря 1868,
Кёнигсберг — 26 апреля 1951, Мюнхен) — немецкий физик-теоретик и математик.

46

36

Gemeinschaft
Крайне правая часть графика там, где сплоченность близка к 100 процентам, отделена
пунктирной вертикальной линией. Любое общество, которое располагается в этой
области, имеет очень высокую сплоченность. Именно такое общество в социологии
называется немецким словом Gemeinschaft или в нашей трактовке ЧСО (Чрезмерно
Сплоченное Общество).
Поскольку религия сплачивает людей, то на графике перечислены некоторые религии
соответствующие этой области. Обычно это широко распространенные религии как-
то: Христианство, Ислам, Буддизм, Коммунизм и пр. Характерными признаками этих
религий является подавление личности: аскетизм, самоистязания. Полное отсутствие
экономики или, как прежде выражались отсутствие «духа капитализма». Люди молятся,
распластавшись на земле. Стопроцентное сплочение общества, жестокая диктатура - это
минимум свободы личности. Личность задавлена, превращается в голема, и делает все по
указке вождя. Вот в таком-то обществе появляются шахиды, камикадзе и др. добровольцы
пожертвовать своей жизнью на благо общества. В условиях войны общество должно быть
очень сплоченным..

АНОМИЯ

Противоположный конец графика, когда общество развалилось, и сплоченность
минимальна, соответствует Аномии. Несмотря на, казалось бы, полную свободу, человек
– стадное животное и нуждается в обществе, а не в «свободе». Он чувствует «своим
нутром», шестым «чувством локтя», чувством «хевраав48» исчезновение, распад
общества. Отсутствие общества, человек пытается компенсировать чрезмерным
выпендриванием, чтобы привлечь к себе внимание. Так появляются хиппи, панкисты и
прочего сорта стилисты - големы. Эти «выпендрючие» помечены на графике на своем
месте.
В зависимости от уровня сплоченности общества плавно меняется его «инерционность».
На графике фиг.3 грубо определены две области: «инерционное» и «безынерционное».
Эти понятия относятся к стабильности общества, его чувствительности к случайным
воздействиям: мутациям и флуктуациям. Далее об этих свойствах общества будет
рассказано более подробно.

ЭНТРОПИЯ ОБЩЕСТВА

На фигуре 4 показано изменение во времени скорости выброса энтропии сквозь оболочку
общества наружу. Согласно законам термодинамики скорость выброса энтропии
снижается и стремится к некоторой минимальной постоянной величине, соответствующей
стационарному состоянию системы. Минимальная величина соответствует минимальным
диссипативным силам.

48

Хевраав – словосочетание двух слов языка иврит, хевра – общество и раав – голод. Это слово следует
понимать как чувство голода по обществу.

37

Фигура 4. Изменение скорости выброса наружу энтропии общества.

Стационарное состояние системы отмечено на диаграмме горизонтальной пунктирной
линией – это ее устойчивое состояние. Любое отклонение от него за счет необратимых
внутренних изменений флуктуаций, как это показано на кривой, заканчивается
возвращением системы в исходное состояние. В силу принципа Ле Шателье, система
должна вернуться в устойчивое состояние путем внутренних изменений в ней. Так в
обществе происходят «структурные преобразования».

Переведем сказанное здесь на язык социологии. Стационарное состояние – это
абсолютная диктатура (ЧСО), представленная на данной диаграмме горизонтальной
пунктирной линией. Динамика общества представлена в полярных координатах на
круговой диаграмме, на фигуре 5.
Сектор 1 соответствует массовым репрессиям, которыми заканчивается революция
и становление новой религии. Так, например, большевистская революция в России в
октябре 1917 года и окончание гражданской войны в 1920 году имели место в секторе
1. Тогда же произошла замена в стране Православной религии Коммунизмом. Можно
вернуться к временам более далеким, когда король Англии Генрих VIII отделил
английскую церковь от римско-католической. Это так же имело место в секторе 1.

Флуктуации в обществе
приводят к мутациям.
При диктатуре
в «жестком»
инерционном секторе 2
круговой диаграммы
флуктуации
минимальны.
Постепенно по мере
деградации общества и
перехода его к
демократии и далее в
аномию растет
его «гибкость». Оно становится безынерционным. В какой-то момент, отмеченный на
диаграмме фигуры 4 вертикальной пунктирной линией, флуктуации оказываются
достаточными, чтобы вывести общество из стационарного состояния. Происходит
революция, бифуркация и все, что с ними связано. Скорость выброса энтропии резко
возрастает. Идет гражданская война. В стране большой балаган. Репрессии возвращают
общество к стационарному состоянию. Этот процесс обозначен кривой репрессий 2 на

1. Массовые репрессии. (Глубокое замораживание)
2. Абсолютная диктатура. (Хранение при низкой температуре.)
3. Появление олигархии. (Легкое нагревание)
4. Коллективное руководство.(Нагревание)
5. Демократия. (Сильный нагрев)
6. Нам можно вам нельзя. (Перегрев)
7. Аномия. (Чрезмерный перегрев)
8. Двоевластье. (Кипение)
9. Революция (бифуркация) и гражданская война. Переходной
процесс, в конце которого сектор 1, массовые репрессии
и энтропия резко падает (Резкое охлаждение и возврат к
глубокому замораживанию).

Фигура 5.

38

фигуре 4.

РАСКОЛО  БЩЕСТВА НА ДВА АНТАГОНИСТИЧЕСКИХ ЛАГЕРЯ.

В любом обществе имеется олигархия и иерархия. Для любого общества, особенно того,
которое называется «демократическое» характерен раскол его на два антагонистических
лагеря. Один из них со времен французской революции называется «левые».
Противоположный лагерь в таком случае называется «правые». Эти лагеря имеют
также иные названия, характеризующие их наклонности, а именно, интернационалисты
и националисты. Иногда им лепят такие названия как либералы и консерваторы, и
социалисты и капиталисты.
Не миновало раскола и израильское общество. И в нем есть левые, интернационалисты,
либералы с одной стороны и правые, националисты, консерваторы – с другой. В
условиях арабо-израильского конфликта антагонизм этих лагерей проявляется в том,
что первые, левые готовы отдать вторых на растерзание арабам. Левые выставляют
себя защитниками мира и дружбы народов, а своих антиподов выставляют в качестве
агрессоров, оккупантов, расистов и т.п. Это противостояние выражается и в том, что
левые настолько ненавидят правых, что готовы продать и передать свою страну и
свой народ. Это позволяет мне вытащить из архива слово «капо49» и приклеить его, в
дополнение ко всем перечисленным выше, к левым, интернационалистам и пр.
Сегодня Израиль раскололся на левых «ашкеназийскую элиту» и «русских», которые
имеют в Кнессете свою партию НДИ (Наш Дом Израиль) и, если не формируют, то в
большинстве своем поддерживают правый лагерь. «Ашкеназийская элита» взяла на себя
функции капо и юденрат. Незаметно, чтобы кто-то из этой «элиты» готов застрелиться,
лишь бы не выступать против своей страны и своего народа.

Среди «русских» затесался и я. Это вопреки тому, что мой дед Рафаил Райхлин прибыл
в Израиль еще в 1925 году. Моя бабушка Этель Райхлин похоронена на берегу озера
Кинерет рядом с могилой своего племянника Берла Кацнельсона.
Я «прожженный националист», как и моя мать «зал» Элишева Альтерман (девичья
фамилия). Брат матери известный израильский поэт Натан Альтерман. Евреями-
националистами нас сделала советская власть. Мы бежали из России не от «диктатуры
пролетариата», как полагает газета «Гаарец», а от антисемитизма. Мне плевать какая
власть в Израиле: диктатура или демократия. Это моя, еврейская власть. Я предпочитаю
диктатуру в стиле генерала Пиночета вместо прогнившей нынешней демократии. Мы
наелись в России столько антисемитизма, что я готов перегрызть глотку любому капо
из «ашкеназийской элиты».

Я рекомендую отправить в Россию на перевоспитание всю эту «ашкеназийскую элиту».
И хотя там В.Путин борется с «русским стержнем» в руке за «дружбу народов», я
не сомневаюсь, для нашей «элиты» тем есть антисемиты. Когда я смотрю на фото
мусульман, склонившихся в молитве возле московской мечети, у меня мурашки бегут по
спине. Завтра там будет Иран.
Не надо думать, что мы «русские» были единственными, с кем воевала «ашкеназийская
элита». Было время, когда её врагами были «марокканцы». Почитайте мемуары

Капо — привилегированный заключённый в концлагерях Третьего рейха, работавший на
администрацию. «Капо» — в узком смысле это категория лагерного актива, находившаяся по иерархии
ниже оберкапо и выше бригадиров, могли выполнять функции старосты барака, надзирателя. В широком
смысле капо — это вообще актив нацистских концентрационных лагерей, привилегированная прослойка
заключенных, осуществлявшая непосредственный, низовой контроль над повседневной жизнью простых
заключенных.

49

39

Голды Меир50. Там она описывает, как эта рехнутая на социализме «элита» пыталась
превратить «марокканцев» в колхозников. Эти «марокканцы» первоначально создали
трущобы в Тель-Авиве и Хайфе, а потом породили Черных Пантер. Сегодня наша «элита»
выступает за мир и дружбу с арабами, но в те времена стреляли в «марокканцев».
Сегодня «ашкеназийская элита» ненавидит Еврейскую религию. Она не знает её. Не
читала Талмуд, но устраивает провокации против харедим51.

+

+

+

Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданных.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приемов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова.
И кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.

Все это оттого, что вновь и вновь
Решаю я одну свою задачу:

Я о тебе пишу, моя любовь,
И то же сердце, те же силы трачу.

Все то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной!

Сонет 76 Шекспира в переводе С.Я.Маршака.

Читателю покажется, что я все хожу вокруг да около. По этой причине я привел здесь
Сонет 76 Шекспира. Имеется не менее десятка переводов этого сонета на русский язык,
но я выбрал перевод выполненный Самуилом Яковлевичем Маршаком. Великолепный
перевод, а главное выполнен евреем.
В конце этого своего произведения я обращаюсь к замечательной русской поэтессе
Марине Цветаевой. Нет нужды расхваливать ее творчество. Я обратился к ней, чтобы
показать, как власть в России пыталась обгадить своих лучших писателей и поэтов и
забыть о них. Творчество писателей не могло угодить идеологии властей. Первый, кто
пытался установить памятник Марине Цветаевой, был еврей. Поставить памятник Марине
Цветаевой в те годы – это был подвиг. Я горд, что этот подвиг совершил еврей. Крохи
этого подвига прилипли ко мне. Я ведь тоже еврей.

Моя задача показать причины раскола общества, появления капо и дикой ненависти
лагеря левых к правым. Я покажу это первоначально на «макроскопическом» уровне.

40

На следующем этапе я покажу это уже на «микроскопическом» уровне, посредством
описания самочувствия отдельного члена нашего общества.
Чтобы мои описания были лучше поняты читателем, я предварительно дам краткое
описание социологии.

СОЦИОЛОГИЯ

Религия общества

Человек – коллективное животное. Еще Фройд, Вебер и другие ученые указали, что
людей сплачивает в коллектив, удовольствие. Игры, секс, и другие процессы, которые
доставляют удовольствие, имеют вторую функцию – они сплачивают в общество. Все
первобытные племена сплочены именно такими скрепами.
Однако есть что-то, что отличает человека от животных, и крепко сплачивает
огромные массы людей. Таким скрепом является религия. Первоначально религия
пропагандировала многобожие. Такая религия, подобна нынешней многопартийной
системе, раскалывает общество. Переход к единобожию был прогрессом на пути развития
религии. Таким прогрессом была Еврейская религия. Следующим этапом были религия
пропагандирующая аскетизм. Все «большие религии»: Буддизм, Христианство, Ислам,
Коммунизм и т.п. – это религии, пропагандирующие аскетизм. Такие религии сплачивают
людей много крепче, чем удовольствия. Почти сто процентов. Настолько крепко, что член
такого общества теряет свою индивидуальность и превращается в голема.
Еврейская религия запрещает аскетизм. Из этого следует, что в еврейском обществе
не может быть чрезмерного сплочения и диктатуры. Этот факт можно рассматривать как
достоинство, так и недостаток еврейского общества. Этот недостаток проявляется, как
увидим далее, во время войны, когда для победы требуется весьма высокое сплочение.