Вехи моих встреч

Юрий Кротов
                Вехи   моих     «встреч»
                ( Э с с е )

  Если говорить с читательских позиций, то каждый писатель находит своего читателя не только однажды, но и с укладом повтора, если не с чередой. Это замечание мной выстрадано опытом истого книголюба, да  это только и может быть.

  С безусловностью можно написать по каждому любимому имени автора даже повествовательные истории на несколько авторских листов! Настолько здесь сопряжена личная внутренняя духовная жизнь с тем, что расписано авторским своеобразным волшебством, знаменующим так называемую третью реальность, следуя литературоведческим канонам.

   Более того, всё сказанное согласуется с литературоведческим законом, который был озвучен талантливым филологом Франции в конце 19-го века:
«На читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психические качества автора которой аналогичны психическим качествам данного читателя»!

   1964 год. В бывшем СССР впервые вышла книга Антуана де Сент-Экзюпери «Сочинения». Книга попала сначала в руки моей сестры, работавшей в краевой библиотеке после окончания пединститута. Я же учился после армии в политехническом институте на первом курсе.

- Вот, почитай, нового автора, бывшего лётчика, - тебе понравится! – проговорила сестра.

  Я сначала как-то робко просмотрел томик свежей книги, полистал, нехотя начал читать «Южный почтовый»…. И как-то углубился в чтение и несмотря на трудное время первого курса, на котором приходилось осваивать основы высшей математики,начерталки, физики, химии, вдруг незаметно для себя прочитал всё до конца!

  Помнится лишь то, что всё в сюжетах меня трогало искренне, с заинтересованностью, ведь, до армии, ещё в школе я прыгал с парашютом, летал на планере, любил небо и те незатейливые самолёты, которые были на виду (ПО-2, ЯК-12, АН-2, даже допотопный гидросамолёт «Каталина»).

  Но учёба отнимала львиную долю времени, так как я учился прилично. И на чтение книг было мало времени, да и по молодости  постоянно влюблялся… Был на время забыт и Экзюпери.

  Работал сначала после вуза преподавателем техникумов, затем в научном институте,я в один из отпусков побывал в туристической поездке по Молдавии. Там, мы,несколько человек отдыхающих «скооперировались» и ездили по сёлам, ища книжные магазинчики «Луминица», в которых находили интересующие нас книги. И вот, попалась где-то книга Экзюпери «Планета людей», изданная в Кишинёве в 1973 году. Она мной любовно хранится в личной библиотеке до сих пор. Вновь читаю с первой до последней страницы… и возникли (по тому же Эмилю Геннекену) «сочувственные переживания»! Я как бы духовно обогатился от всеохватной искренности автора, от встречи с его прикровенными мыслями, с исповедными чувствами.

  …Великий книжник России Николай Рубакин, ещё в начале 20-го столетия писал о том, что чтение может быть самым основательным, если вчитываешься  в произведения с карандашом в руке, делая для себя маленькие пометы. С этой книгой я работал таким образом!

  Возникало стойкое душевное спокойствие, некая умиротворённость, слад жизни, унаследованной мной – читателем – от умудрённости автора. Всё в подобии со слов одного сюжетного героя: «Небо спокойно, как вода в аквариуме»! Главное, что дал Экзюпери, - повод к устремлениям знать всё, знать свою, я бы сказал, необходимость на земле – свою этическую и нравственную стороны существования!(«Теперь я догадывался, что смысл видимого мира постигаешь только через культуру, через знание и своё ремесло» - «Планета людей»).

  Вот теперь на большом книжном опыте я пришёл к убеждению, что если в душе зародится любовь к писательскому труду конкретного автора, то близость к нему может возникнуть: и через год, и через 10 лет, - но она возникнет!

  ….После общения в порядке нескольких десятилетий с известным в стране библиофилом – Иваном Маркеловичем Кузнецовым – я был от него наслышен об ульяновском книголюбе Николае Ильиче Яценко, с которым мэтр книги был долгое время знаком в переписке, который страстно собирал материалы по Экзюпери. В конце концов и я приобщился к этому знакомству, сыгравшее большую роль в моём творчестве.

 Я сработал около 60 экслибрисов по теме великого гуманиста, написал множество заметок, статей о нём, выполнил в живописи несколько его портретов.
  …В моих творческих опытах не однажды появлялось прикровенное имя писателя – творца бессмертного «Маленького Принца»!

 Вот снова и снова жизнь сталкивает с душевно любимым автором, но уже по другому поводу, по стойким реминисценциям к нему. Так, в самом первом издавшемся сборнике стихов в Красноярском книжном издательстве в 1999 году в моём автопредисловии к сборнику возникла естественным образом мысль  об Антуане де Сент-Экзюпери, когда необходимо было оттенить некоторое умозаключение. «Конечно же, с какой-то  таинственной определённостью автор безусловно встретится на жизненных просторах с прикровенными ему – другими душевными содержаниями личностей. И этим родственным читателям незримо преподносится всё поэтическое содержание написанного. Тогда-то и реализуется (по А. де Сент-Экзюпери) «истинная радость – в радость соучастника»!

  А несколькими годами ранее что-то меня подвигнуло вновь прочитать все произведения лётчика-философа. И что удивительное – я вдруг обнаруживал для себя новое у него, не находя ранее! Скорее, я сам, как читатель, со временем поднимаю планку постижимого, и она даёт возможность осмыслить более углублённо написанное у любимого автора. Вновь возникает, если можно так выразиться, коррекция своих философских убеждений в области безграничных вхождений в нечто углублённое в своём внутреннем мире!

  Так, житие упомянутого выше литературного закона Эмиля Геннекена в призме своей личностной жизнедеятельности, неотторжимо живёт и действует в моей судьбе, связанной как с книгой, так и с жизнью.

   Более того, сейчас, как бы отвечая на довольно-таки избитый традиционный вопрос: «Какие книги ты бы забрал с собой, чтобы остаток жизненных лет прожить на необитаемом острове?» - Я бы ответил с определённостью всего своего жизненного опыта: Библию, Тургенева и… Экзюпери!

  Бог, ты, мой! Экзюпери! Как самую пресветлую награду соотношу с трогательной дрожью (почти что от него!) к себе вот эти прикровенные строчки  умудрённой жизнью и Поэзией поэтессы из Казахстана Надежды Филипповны Сосинович по случаю присылки ей моих сборников стихов:

 «…Теплота Вашей богатой души чувствуется во всём – в каждой строке, в каждом слове, не говоря о той высокой оценке, которую Вы дали моим стихам! Я волновалась, переживала, смею ли посвятить Поэту-профессионалу, известному, издающемуся, имеющему столько превосходных сборников…

  А Вы не просто успокоили меня, Вы возвысили жестом истинного интеллигента, как великодушно это делал Экзюпери!...»  (Из письма от 07.09.07г.)
Это ли не Божья благодать!
                Юрий Кротов

(Для сборника статей "Венки памяти Экзюпери",готовящегося к изданию в Ульяновске)
                26.02.13 г.