Одиссея капитана Йорка окончание

Станислав Сахончик
Загадочная миссия  экипажа Йорка

Однако вернемся к  началу  повествования, к тому моменту, когда  капитан Йорк, убедившись, что топлива до Китая недостаточно, взял курс на Владивосток.
И точно вышел на аэродром ВМФ Унаши, а отнюдь не на первую попавшуюся ровную площадку, (как часто поступали летчики в критической ситуации на незнакомой местности), где вполне благополучно приземлился.
Сразу возникают несколько вопросов:
-почему у Йорка расход горючего превысил расчетный уровень - ведь самолет  был технически исправен и двигатели перед полетом тщательно проверялись, машины были  новые, специально подготовленные для длительного перелета.
Двигатели Райт «Циклон»  - серийные, надежные, достаточно отработанные в эксплуатации. Из  24 «Митчеллов» были отобраны  16  лучших, в техническом состоянии машин, с лучшими пилотами.
- при бомбардировке Токио и последующем полете над Японией в самолет не было попаданий, а, следовательно, и повреждений двигателей и приборного оборудования, могущих повлиять на расход горючего.
- метеоусловия были неблагоприятными - над морем и побережьем  стояла сильная облачность  и визуально, не имея  карт местности, точно выйти на аэродром очень сложно. Оставались радиомаяки, частоты которых еще нужно было знать.
- пилоты перед рейдом были предупреждены командованием о нежелании советской стороны принимать у себя на аэродромах поврежденные американские  боевые самолеты,  в условиях действия Пакта о нейтралитете с Японией, заключенного 13 апреля 1941г. Была  еще и реальная опасность быть сбитым советской зенитной артиллерией или атакой  истребителей при нахождении над территорией Приморья.
Да и сама посадка «Митчелла» на советский  аэродром после бомбардировки Токио ставила под угрозу  состояние зыбкого нейтралитета и могла привести к непредсказуемым последствиям - Япония  могла признать это поводом для начала конфликта на Дальнем Востоке и, тем самым, поставить под угрозу ход войны в Европе.
Тем более, что 1942 год  был для Красной Армии годом поражений и громадных потерь, а переломная Сталинградская битва, после которой Япония и Турция отказались от своего участия в войне, еще не состоялась.
Тем не менее, самолет никто не сбил, и он благополучно приземлился  на территории СССР. И с самолетом и летчиками обошлись в соответствии с нормами международного права. Прецедент был создан…
Все стороны этого прецедента  неоднократно изучались  историками России и Америки.
Российский историк А.Х.Паперно, посвятившая  немало времени архивным поискам и детальным описаниям  инцидентов с американскими самолетами и  ленд-лизовским поставкам через Дальний Восток, приводит цитату из письма американского историка Стефена Л.Леа Велла от 7.12.1994г.: «В результате анализа материалов наших архивов я открыл, что капитан Йорк мог иметь приказ военных стратегов США сесть в Приморском крае, и заявить о нехватке горючего для достижения намеченного места  назначения в Китае.
Это могло быть секретное поручение, известное только ему и никому другому из членов экипажа. Целью такого поручения  могла быть оценка  пригодности советских военных аэродромов для возможных операций американских тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков против Японии. Американские власти запрашивали такую информацию через советское посольство  в Вашингтоне в течение 1941 и начала 1942года,
но Сталин каждый раз отказывал».
Настойчивость американцев Леа Велл объясняет тем, что они готовились  к совместным с СССР, военным действиям против Японии.
Разумеется, пойти на такой шаг и открыть второй фронт на Дальнем Востоке  Советский Союз  в то тяжелое время  не мог - это явилось бы самоубийством для страны.
Подтверждением этой версии явилось и признание Нолана Херндона, бывшего штурманом экипажа, сделанное им в 2007 году. Он уверен, что это была секретная миссия -прощупать русских как союзников, столкнуть их с японцами и получить базы у Владивостока.
 В подтверждение этой версии он приводит факты, свидетельствующие о том, что  карбюраторы моторов «Митчелла» были  специально отрегулированы так, чтобы расход горючего был  больше чем у других самолетов примерно на 15галлонов в час, что и послужило причиной ухода в Россию - туда было ближе, чем в Китай.
Их  самолет был добавлен в отряд буквально в последнюю минуту по личному указанию Д. Дулиттла, а   командир экипажа Эдвард Йорк и второй пилот Ричард Эмменс тренировались отдельно от остальных пилотов  отряда.
И Йорк и Эмменс (как считает Херндон) имели сверхсекретное задание, подробностей которого они никогда не разглашали и тайну эту унесли с собой в могилу. Тем более, что впоследствии они продолжали службу в разведке. Жена Йорка  входила в близкое окружение президента Рузвельта.
Херндон считал, что задание было дано лично Рузвельтом и его целью было проверить возможность посадки американских самолетов в Приморье и, что немаловажно, реакцию русских и японцев на это событие.
И эта цель была успешно достигнута - самолет не сбили, с экипажем обошлись хорошо и японцы на Россию  напасть не рискнули.
В результате  этого подбитые американцы на протяжении войны садились на Дальнем Востоке и  250 человек получили возможность спасти свои жизни.
Судьбы пилотов экипажа Йорка и участников рейда Дулиттла после войны сложились вполне благополучно. Их  чествовали как национальных героев, рейду на Токио было посвящено в США множество книг, все события были выяснены буквально до минут. Второй пилот Р. Д.Эмменс  написал книгу «Гость Кремля», где описал все приключения экипажа. В  Интернете есть множество англоязычных сайтов с подробностями рейда.
Из экипажа «Митчелла» №  40-2242  на сегодняшний день жив только самый молодой участник рейда - стрелок Дэвид Пол. Останки их самолета ушли в переплавку в 60-х годах прошлого века.
Они были солдатами второй мировой войны, честно выполняли приказ своего командования,  рискуя жизнью, и действовали в интересах своей страны. Вряд ли кто в наше время , осмысливая   историю по-новому, без идеологических штампов прошлого, сможет их осудить.

У нас же это факт малоизвестен, и только благодаря историкам-энтузиастам А.Х Паперно, профессору В.Рощупкину, Ю.Уфимцеву, пробивавшим годами броню военных и других государственных архивов, читатель может узнать подробности.

Перечень сайтов Интернета, рассмотренных в процессе изучения вопроса, не привожу сознательно, дабы не утомлять читателя.
(на фото Б-25 Йорка на палубе "Хорнета".)