За секунду до войны

Дмитрий Потапов
После вчерашней пьянки вспомнить что-то было трудно… Помню Захар поспорил с Петровичем на бутылку, что тот не сможет с соседнего огорода стащить кочан капусты.То что Захар проспорит было ясно. После началась пьянка, только не могу вспомнить из-за чего мы собрались, но было не до этого. Надо бы заехать в соседнее село и перевезти 40 мешков картошки. Чёрт, голова раскалывается… Надо заглянуть к Захару. Проехав на своем ЗИЛе через пол деревни оказалось, что Захар в отключке, но его щедрая матушка все же дала мне бутылку самогона. Ех,  после того как я опустошил пол бутылки стало легче. Ну что же, пора ехать. Черт,  в бензобаке топлива только до моего дома, а мой поставщик Федор Иваныч живет в противоположенной стороне от моего дома. Топлива хватало чтобы до него доехать. После долгих раздумий я все же поехал к нему. Фёдор Иваныч был добрый, тощий старик лет 65-ти. Жил он в ветхом с виду доме, который вот-вот должен развалится. Закрыв ЗИЛ я пошатываясь пошел к нему в дом. Сколько я не стучал, никто не открывал. Вдруг, хромая на левую ногу, к двери подошла его жена Шурка.
-Тебе чего? – Спросила Шурка.
-Иваныча позови.
-Он отсыпается после вчерашнего. А ты разве не с ними был?
-С ними. Я уж ничего и не помню.
-Зачем пришел- то?
-Мне бы топлива который Иваныч делает, а то я последнее израсходовал, доехав до вас.
-Я не знаю где он его держит.
Т0лько я хотел спросить Шурку, как она захлопнула дверь. “Ну, придется переждать в ЗИЛе” – подумал я. Надвигалась большая туча. Что же, все равно отсюда мне некуда и не смыться. Сидя в ЗИЛе я старался вспомнить кто же ещё с нами был. “Так, был Петрович, Иваныч, Захар, и кто-то ещё…” – не мог вспомнить я. Ах да, точно, ещё генка с нами был. Генка был самый молодой из нас. Он был сын нашего друга Васьки, который умер где-то пол года назад. Генке было 45. Он был высокий, немного накаченный мужик. Сидя в ЗИЛе, я услышал молнию. А вот и дождь, но он не мешал мне. Вдруг, я услышал чей-то хриплый голос. Это был Фёдор Иваныч. Он выбежал под дождь и быстро заскочил ко мне в ЗИЛ.
-Привет, дружище! – Сказал я.
-Привет. Что хотел то?
-А тебе Шурка не сказала?
-Нет, она мне нечего не говорила. Я проснулся, вышел похмелиться, и увидел твой ЗИЛ.
-Ясно. Собственно, я за твоим фирменным топливом. Мне надо сегодня или завтра в соседнюю деревню съездить, картошку перевезти.
-Без проблем.
Выбежав из ЗИЛа, Фёдор Иваныч побежал в дом. Через минут 5 он вышел из дома с тележкой, в которой  было 9 канистр топлива по 25 литров где-то.
-Вот, держи!
-Заходи в машину, чего ты там мокнешь?
-А топливо?
-Давай загрузим назад.
Я вышел из машины. Загрузив топливо и залив пару канистр в бензобак, мы двинулись к Генке в гараж. Долгое время мы ехали молча, и только к концу нашлась тема для разговора.
-А как Генка то поживает?
-Не знаю, Иваныч. Ну вот приедем, увидим!
Ещё пару десятков метров и мы у его дома. Я трижды нажал на сигналку и Генка вышел.
-Вы что, ребята, снова собираетесь? -Спросил с ухмылкой Генка.
-Нет, мы по делу. Впускай в гараж!
Генка вывез свою машину из гаража и я поставил свою.
-Ну что, с чем пожаловали? -Опять же с ухмылкой спросил Генка.
-Надо залить топливо, а то дождь мешает.
Сразу же убрав свою заядную улыбку, Генка и я принялись за работу. Почему-то после моих слов он долго молчал, будто задумался о чем-то. Оставалась последняя канистра. Переливая топливо, Генка спросил нас: “Вы похмеляться будете?”
-А почему бы нет? -Сразу же сказал Иваныч.
-я уже похмелился. -Сказал я.
Всё. Мы долили последнюю канистру. Сажась в ЗИЛ, Генка сказал в дорогу: “приезжай ещё”.
-Конечно! Сказал я в приподнятом настроении.
Иваныч остался с Генкой. Время было ближе к 15:00, я решил отправиться в дорогу . Хотя побыстрее получить деньги за перевозку картофеля, я прибавил газу.

В соседней деревне я был в 17:00. Натощив картофеля, я с двумя клиентами поехал назад.
-Эй, мужик, картофеля не желаешь вместо денег за доставку? Сказал мужик с хриплым голосом.
-Не интересуюсь.
-Ну, как знаешь.
В пути оба задремали. Я думал о вчерашнем. Вдруг, меня остановил лесничий, появившейся из ниоткуда. Керосинчеку не найдется? Спросил лесничий.
“Да, конечно” – сказал я. Думаю, эти два не проснутся.
Взяв с собой остатки керосина, который у меня валялся с прошлой перевозки, я зашел в дом. Домик состоял из одной комнаты. В углу стоял столик с керосиновой лампой. “Иди сюда”- сказал лесничий. Мы залили керосин в лампу, зажгли её и сели за стол.
Лесничий протянул мне бутылку самогона. “Бери, раз помог” – сказал он.
-Не надо, старик, я за рулем.
“Ну, как знаешь” – пробормотал лесник. Покинв помещение, я направился в машину. Эти двоя ещё спали. Я завел мотор и вот-вот хотел поехать, как послышался хлопок. “Чёрт, колесо лопнуло, а я даже не взял запасное” – проборматал я. Эти два проснулись.
“Что случилось?” – спросонья спросил он.
-Колесо лопнуло… Помощь ждать только завтра.
-А где же нам ночевать?
-Можно в ЗИЛе, а можно попросить лесничего переночевать.
Я пошел к старику.
Старик, как я понял, тоже услышал хлопок, поэтому и спустил сразу меня.
Объяснив всю ситуацию, мы попросились к нему на ночевку. Добрый лесничий расположил нас около растопленной печи. Мы заснули.

Я проснулся как всегда раньше всех. Немного побродив по домику, я нашел старый железный чайник и решил сделать себе чаю. Ну, пока чайник нагревался, пошел проведать что же случилось с Зилом. “Ничего такого особенного” – подумал я. Километров через 7 близлежащая, по словам старика, деревня. Находясь будучи на улице, я решил взять пару наколотых дровишек для печи и вернулся. Все по-прежнему спали. Я растопил печь, заварил чаю, и сидя на печке пил его. Лесничий проснулся после того как я допил чай.
-Чаю? -сказал я лесничему.
-Да, да, конечно – спросонья пробормотал старик.
Заварив ещё 2 чашки, мы сели на печку и начали беседовать.
-Ты здешний? Заинтересовался старик.
-Нет. Моя деревня в 70 километров отсюда.
-Не очень уж и далеко…
-Я помню эти края. Не знаю почему, но эти места мне напоминают моё детство.
-Мне такое, как ни странно, не ты один говорил. Многим оно что то напоминает.
-А у тебя бывает много людей?
-Ну, не то что-бы много, но один я тут редко бываю. В неделю человека два обязательно остановятся что-то спросить, а то иль переночевать.
Допивая чай, я сказал старику:  ”надо-бы мне собираться в деревню, о которой ты мне говорил и наконец-то заменить эту покрышку”.
-Ну, как знаешь…
Я начал собираться. “Эти двое проснутся часа через два” – сказал я. Кокрас, если без остановок, за эти два часа я уже буду там. И вот я покинул этот домик. Отправившись в путь, я с самого начал пошёл по самой грязной дороге, и из-за этого пришел в деревню только через три часа. Мужики, как видно, очень хорошо знали друг-друга и поняли что я не здешний.
“Ты зачем тут?” – Спросил один из них.
-Я за покрышкой для ЗИЛа… Может, кто продаст или обменяет на что?
Вдруг оттуда вышел молодой парень, который где-то мне в сыновья, а то и внуки годился.
“У тебя машина-то далеко?” – спросил парень.
-В 7-ми километрах отсюда.
-Ну ладно, пошли за мной.
Он отвел меня к себе домой. По счастливой случайности у него был похожий ЗИЛ.
-Не такие колеса? – спросил он.
-Хмм… Нет, не те…
-А тебе куда надо?
-В деревню надо тогда в свою, которая в 70 километрах примерно отсюда.
-Ах да, я примерно даже знаю где это. У меня там дед живет.
-Значит, знаю я его скорее всего.  Как его зовут-то?
Он затруднился в ответе.
-Что, даже не знаешь как деда зовут?
-Знаю я… Мой отец с ним поссорился лет 5 назад,  давно не видел его, вот я и подзабыл. Гм, имя не помню, а мужики на деревне его Захаром зовут.
Я был удивлён.
-Хех, так друзья мы с ним, по соседству практически живем.
-Вот это встреча! Ну ладно уж, помогать тебе надо.
У меня не было слов. Очень редко я видел таких добрых и бескорыстных среди молодежи как он.
-Как зовут-то хоть?
-Дима. Меня называют Димка Мельник.
-А почему Мельник?
-Не знаю. Народ так придумал.
-Ну и забавный ты, народ придумал. Есть за что, значит.
После этих слов мы сели в машину, и Димка поехал в сторону деревни.
-Ты только к лесничему заскочи, я дорогу покажу.
-Без проблем!
Далее, всё это время он расспрашивал меня о своем дедушке и о том, как оказался-то я здесь. Мы приехали. эти двое ещё спали. Димка начал говорить с лесничим. Они,как я понял, знакомы уже были. Я не стал им мешать. Собственно, я пошел к себе в машину достать свою сумку, которая мне была нужна, да и решил пройтись по лесу, так как Димка всё еще о чем-то говорил с лесничим. Эти мило беседовали, как вдруг, раздался душераздирающий крик, который разбудил всех, и тех двоих тоже. Димка, подбежав, увидел, что я угодил в капкан ногой, и после крика сразу потерял сознание.

Очнулся я уже на следующий день в больнице. У меня ужасно болела нога. Потом ко мне в палату зашел полевой хирург. Осмотрев мою ногу он немного с ухмылкой сказал: “жить будешь. Как это ты умудрился так попасть в капкан, и что самое главное, даже не повредить кость?”
“А бог знает” – прокряхтел я. Что с теми двоими…которым я перевозил картошку?
-Не знаю о ком ты, но тебя притащили 2 мужика каких-то и рядом с ними ещё один был, молоденький такой. А ты давай отдыхай, отдых тебе необходим.
Не прошло и двух часов, как в палату зашёл Димка Мельник.  ”Как ты тут?” – произнес он.
-Плохо…
-Что, рана такая серьёзная?
-Да какая рана… У меня заказ сорвался…
-Вот именно за этим я сюда и пришёл!
Димка достал из сумки деньги.
-Это мне?
-Да. Я довез этих двоих. Кстати, они к тому же подарили тебе один мешок картошки.
Димка достал кулёк с отварной картошкой и парным молоком.
“Держи!” – ответил он мне. “Картошка от них, а молоко от деда!Он сам не стал ехать сюда, а вот молоко передал.”
-Ну что, как с дедом повидался?
-Хорошо. Моего отца он так и не хочет видеть, а вот меня с дружелюбием принял. Я, наверно, ненадолго у вас останусь.
Нашу беседу прервал врач. Он возмущённо пробормотал: “да как вы смеете врываться в палату и мешать раненому”. Пожав мне руку, Димка молча покинул палату. После делать было нечего. Я читал книги, которые были в больнице. Была скука, разве что мне часто присылал письма мой друг лесничий. Мы с ним на протяжении всего времени переписывались. И вот остался один день до моей выписки. Меня опять же пришел проведать Димка Мельник.
-О, привет. – Сказал я.
-Привет. Мы тут с дедом твой ЗИЛ починили.
-Ну, там и не много чинить-то, но все-равно спасибо. Ех, скоро в дорогу!
-А я хотел тебе сказать одну новость.
-Какую-же?
-Я решил остаться жить у дедушки! Сейчас последние вещи забрал из своего дома.
-А зарабатывать как будешь?
-Да найду где-бы подработать, не за деньги так за еду.
-Я могу предложить работать со мной. Помогать мне таскать в ЗИЛ грузы, да и одному скучно уж перевозить.
-Серьёзно? Я только за!
-Ну вот и хорошо! С завтрашнего дня будем искать заказы, а если и повезет, куда нибудь и съездим.
-Отлично! Ну я пойду уж, выздоравливай!
Весь остаток дня я  не знал чем мне заняться. Для начала я собрал вещи, то малое количество, что у меня было с собой. После зашел в соседнюю палату. Там играли в Домино. Не долго думая, они позвали и меня сыграть с ними. Всё было хорошо как никогда! Ближе к ночи я лег спать. Долго думая о завтрашнем дне, я не мог заснуть. Всё же после часа раздумий я заснул сном младенца.

Утро. Меня разбудила медсестра, чтобы поставить мне укол. После я пошел в соседнюю палату, не думая о том что мне надо собрать вещи. Они уже были со вчера собраны!
Мы как всегда посидели, пограли и поболтали. Ко мне подошла медсестра и выдала бумаги, которые я должен был заполнить. Всё! Я официально выписан из больницы. Теперь я оделся и готов был идти. И тут как неоткуда пришёл Димка.
-Я готов работать! – с радостью сказал он.
-Вот так быстро. Хоть бы поздаровался.
-Ах да, здрасте.
-Ты приехал на моей машине?
-Нет, на своей. А я уже и заказ нашёл. За него очень много денег дадут, но он далеко.
-ну и как далеко?
-В Бресте…
-Что? Где ты такой заказ нашёл?
-У меня друг в Бресте живёт. Ну вот когда мы переписовались, я ему написал что у меня новая работа и я ищу заказы. Вот у него отец и хочет сюда привезти немного вещей и продать их. Выгода как ни как.
-Ясно… Ну чтож, в путь поедем только завтра.
-Почему?
-Как почему? Я с друзьями сколько не виделся. Сейчас отпразднуем, а завтра и в дорогу.
-С удовольствием. -улыбнулся Дима.
-Ну тогда поехали отсюда.
И вот мы пошли к машине. Вдруг, Димка мне сказал: “кстати, у меня сюрприз для вас, но увидете его только дома.”
-Что же это за сюрприз?
-Увидите!
Мы сели в машину и поехали до моего дома, а точнее до нашей деревни. Она была в километрах 20 отсюда. Димка распрашивал меня: не болит-ли у меня нога, как проводил всё это время, и не скучно-ли мне там было. Я отвечал довольно кратко, так что у Димки всё-таки кончились вопросы,а вот я кое-что спросил у него.
-Ну так что за сюрприз?
-Узнаешь…
Ну наконец-то мы были в деревне… До дома оставалось ехать где-то минут 5. Всё, мы подъехали к моему дому, но мы даже не останавливались, а наоборот проехали его.
-Мой дом там. -Сказал я.
-Я знаю,но мы не к тебе едем.
-К кому же?
-К Гене.
И вот мы у Генки. Генка дружелюбно встретил нас. Мы немного поговорили и решили позвать всех моих друзей. Каждый принёс то, что было. Захар картошки варёной принёс, Петрович 2 бутылки самогона, Иваныч своей жгучей смеси, после которой даже самый стойкий падал с ног с третьей рюмки. Матушка Захара насушила нам сухарей с чесноком, а Димка пожарил зроровущую курицу, которая до этого времени лежала в Зиле. После ужина и рюмки самогона мне всё же показали тот самый сюрприз. Оказывается это был полностью покрашеный и починеный Зил.
-Это мой Зил? -Немного с удивлением спросил я.
-Да, твой. Мы с дедом и Генкой долго над ним работали.
-Вот это сюрприз.
Я сразу же сел за свой “новый” ЗИЛ. Он был великолепен. После я предложил проехаться на нём кружок другой. Всё согласились. Когда мы приехали мы и омыли наш ЗИЛ. Мы выпили за все колёса, мол чтобы больше не пробивал их. За движок, чтоб работал исправно, ну и за то что меня выписали. После пьянки мы легли спать.

Я проснулся, лёжа на столе. Комната, где мы праздновали, была разгромлена. Как не удивительно, но у меня даже не болела голова. Время было 12:00. Осмотревшись, я не увидел Димку Мельника. Как я понял, он был самый трезвый из нас и просто после пьянки пошел домой. Выпив остатки самогона, я двинулся к нему. Я пошел за руль своего нового ЗИЛа. Я зашел гараж и вот-вот как начал открывать ЗИЛ, как из него с противоположенной стороны вышел человек. Я не понимал что происходит. Я с криками:  ”Вор! А ну стоять! вор!” побежал к тому человеку. Оказывается это был Димка мельник.
-Ты что перебрал что-ли?! Это я, Димка Мельник!
-А… Это ты…
-Именно!
Только я хотел у него кое-что спросить, как он убежал с криком: “скоро буду!”.
Всё ясно… По видимому, он и выходил из ЗИЛа для этого. Наверное, его желудок не смог всё это переварить, что было вчера. Через 5 минут он был тут.
-Ну что, в Брест? -Спросил я его.
-Конечно.
-Ну что, пошли тогда соберем припасов, на 2 дня что-бы хватило.
Мы взяли Остатки сухарей, кулек варёной картошки (так как её никто не стал есть), бытлку самогона, немного соли, 10 литров воды, 2 литра молока и остатки курицы. “Думаю, хватит” -подумал я. Мы начали грузить всё это назад, как я обнаружил что там лежало 80 литров топлива, которое делает Фёдор Иванович.
-Ну, в дорогу. -Сказал я.
Мы покинули нашу деревню. Димка спросил меня: “а сколько по времени мы будем ехать?”
-Я примерно подсчитал. Если без аварий и без остановок, то 22 числа, к 4:00 или 5:00 часам утра будем там.
Дорога была долгой, но красивой. По дороге в Брест мы увидели много красивых городов, строений и пейзажей. По дороге мы с Димкой старались убить время. Мы говорили о чем угодно,что в голову придет. Даже решили каждые километров 60 меняться местами то есть пока первый водил машину, то другой мог спокойно отдыхать. По такой же схеме мы и ели. Пока первый ведет машину, другой ел. Останавливались только по нужде, или чтобы в бак залить топливо. Вскоре мы почти приехали. 22 июня, был час ночи. Я вёл машину, Димка спал. Эх, до Бреста оставалось километров 120. Была очередь Димки садится за руль, но я его тревожить не стал. Он так сладко спал, что я не смог разбудить его. Время 03:26.
Всё-таки мне пришлось разбудить Димку. Вставай соня! -Сказал я.
Он быстро проснулся.
-Мы в Бресте? -спросил Димка.
-Да. До нашей точки осталось 3 километра.
-Ясно…
-Можешь перелезть в багажник и принести сюда остатки еды?
-Конечно!
Всё! Мы на месте! Надо было постучать дом и разбудить наших заказчиков. Время 03:41. Мы доели картошку с солью, догрызли сухари и выпили по рюмке самогона.
-Ладно, пошли твоего друга будить!
-Пошли!
Мы постучали в дверь. Через несколько минут нам открыли. Хозяин дома и одновременно наш заказчик душевно принял нас. Он накормил меня и Димку. После Димка пошёл в комнату, поговорить с давним другом. Я же договаривался с нашим заказчиком. Всё. Пора было ехать. Мы загрузили все те вещи, которые приготовил заказчик. Время 03:51. Мы собрались. Вот уже хотели садится с машину, как раздалзя грохот. Сначала мы не поняли что это. После мы заметили, что это был танковый снаряд. Вдруг, дозорный, который был на вышке, нажал на сирену. Все проснулись. И, вдруг, раздался голос: “немцы!!! Туча немецких танков и вертолётов приближается к нам!!”Вдруг в город со всех сторон начали наступать немцы. Я Помню голос дозорного: “О господи, им нет числа!!!” Мы мигом забежали в ЗИЛ и поехали на всех порах.
-Боже, что это!?
-Не знаю, надо как можно быстрее уезжать!
Мы помчались к выходу из города. И произошло самое ужасное… Мы на всех порах поехали к выходу, как его перекрывает танк. Я резко нажал на тормоз. Димка, из-за резкого тормоза вылетел через лобовое стекло прям на танк. Неуспел он и встать как его расстреляли. В этот момент я оцепенел. Я не мог пошевелится. Заказчик со всей силы закричал: “газуй назад!!!”
Он понял, что я был в оцепенении. Он быстро сел на моё место, точнее на меня самого и сделал полный назад. Успев промчатся через единственный выход, мы умчались в лес, а после в соседний город…

Всё-таки я до сих пор не могу забыть Димку Мельника… Если-бы не он, то немцы не отвлеклись и тем самым захватили-бы нас всех. Но ничего с этим не поделаешь. Это-жизнь, а жизнь никого не щадит…