История одной газеты, или Как взрослело наше покол

Зося Ковалева
                Предпосылки для возникновения «СПИД-инфо»

          До 1985 года все СМИ бывшего СССР были под жестким колпаком цензуры. Это ограничивало, если не исключало, существование желтой прессы, как таковой. Хотя методами желтой прессы пользовались и сами советские «агитпропы». (сокращ. от агитационные пропагандисты – прим. авт.) Чего стоила газетная пропаганда поднятия целины при Хрущеве, или кинематографическая агитация БАМа. Тысячи молодых комсомольцев положили там своё здоровье, силы, молодость, а некоторые и жизни. Пресса в СССР служила мощным пропагандистом и агитатором и совершенно не стремилась никого развлекать.

          Во время перестройки М. С. Горбачевым была объявлена сначала антиалкогольная компания, что ударило население по «самому больному», затем был введен новый термин – гласность. Его понятие заключалось в том, что существенно ослабилась вездесущая цензура, и самое главное – ликвидировалось в советском обществе множество информационных барьеров. Резко ослабился контроль над периодической печатью. Наконец-то народ, живший столько лет за «железным занавесом», узнал, как живут где-то там, за пределами необъятной Родины.

          Несколько позже в сознание людей поселилось такое понятие, как «свобода слова». Можно было говорить то, о чем думаешь, и не опасаться за свою жизнь! Пресса начала освещать не только то, что нужно было Партии ЦК КПСС, а и рассказывать о том, что в стране наконец-то появился секс, о культуре которого многие даже не подозревали. Вот на этой волне «подъема с колен» великого народа, победившего фашизм, и стали появляться частные газеты, они уже открыто могли использовать приемы «желтой прессы». Но те заголовки, которые были раньше – небо и земля с теми, что мы видим сейчас, но об этом позже.

                Рождение и стремительно быстрый рост «СПИД-инфо»

          В просторах Рунета очень мало информации о газете. Ведь раньше никто не делал сканирования газеты или сохранял её в электронном виде. Возможно, что информация хранится в частных коллекциях в виде подшивок или отдельных номеров, но доступа к этой информации, увы, нет. Достоверно известно лишь то, что газета выпускалась с 89 года, и что изначально была пособием для молодежи. Своеобразным ликбезом по поводу СПИДа, который в то время только обнаружили ученые и совершенно не знали, что с ним делать, но было очевидно, что СПИД опасен.

          Первое название газеты было AIDS-INFO/СПИД-ИНФО. Аббревиатура AIDS и означала по-русски Синдром Приобретенного Иммунного Дефицита. Черно-белая обложка первых номеров значительно отличается от современной. О составе редколлегии, учредителей - ни слова. Дана лишь информация о том, что сын известного литературоведа и ответсека (ответственного секретаря - прим. авт.) «Медицинской газеты» Андрей Манн под эгидой Ассоциации борьбы со СПИДом начинает ликвидацию сексуальной безграмотности советского населения. Он возглавляет редакцию и руководит её на протяжении долгих лет. «Газета каким-то чудом пробивалась через ЦК КПСС, в этом была задействована куча людей и экспертов. Первый номер, его обложка по сравнению с тем, что сейчас есть на прилавках, — девственный листок. Но он вызвал взрыв — люди были в шоке» - говорит в интервью нынешний главный редактор газеты «СПИД-инфо» Олег Кармаза.(он сменил на посту Андрея Манна в 2002 году)

          Выходит первый номер газеты «СПИД-инфо» 26 сентября 1989 года. Полумиллионный тираж первого номера 16-страничной газеты печатается в Минской типографии ЦК компартии Белоруссии и за две недели триумфально расходится по стране, где говорить «про это» до сих пор считается непристойным. Разговор с читателем начинается с описания трагедии в Элисте и Ростове-на-Дону, с проблем профилактики и лечения СПИДа. Если раньше в Советском Союзе считалось, что заразившиеся СПИДом сами виноваты, так как ведут хаотичные половые связи. Некоторых за это даже сажали в тюрьму, вместо того чтобы начать давать противовирусную терапию. То случай в Элисте и Ростове-на-Дону потряс население. Там в больнице массово заразились СПИДом дети. До этого причинами заражения считалась наркомания, проституция, гомосексуализм и венерические заболевания.
 
           Буквально после первых выпусков на редакцию мешками посыпались письма читателей. Сексологический ликбез воспринимается как откровение; благодарные читатели спешили поделиться с редакцией своими многочисленными проблемами, им отвечают сотрудники газеты, ученые, специалисты и другие читатели, у которых «тоже так было, а потом все стало хорошо».

           Уже через пару лет «СПИД-инфо» выйдет в лидеры российской прессы. Обгонит по продажам таблоид «Экспресс-газету» и еженедельник «Мегаполис-экспресс». Тираж моментально взлетел — 50 тысяч, 70 тысяч, 100 тысяч, 200 тысяч, 500 тысяч, миллион, полтора, два миллиона: цифры посыпались, как снег с веток. К 1992г. тираж издания достигнет 3 млн экземпляров. В эпоху рыночной экономики высокодоходный холдинг «С-инфо», помимо выпуска многочисленных приложений, газет, журналов и учебников, будет также работать в сфере медицинских услуг и детских игрушек. На успехе «СПИД-инфо» вырос издательский дом: «Декамерон», «Изюминка», «Эгоист», «Вырастайка», «Смак», где Андрей Макаревич заведовал, появилось издание школьных учебников.

                Как закалялся «СПИД-инфо»
          
          Попробуем всё-таки понять, как взрослело поколение «восьмидесятников» и как просвещались наши родители благодаря газете «СПИД-Инфо». В первых номерах тога ещё никому не известные специалисты сексопатологи описывали лучшие позы для зачатия, рассказывали о том, что изделие №2 нужно «выводить из тени» и называть его, как и весь цивилизованный мир, - презервативом или на английский манер – кондомом. Писали о методах и средствах контрацепции, о высчитывании «опасных дней». Это сейчас известно каждому школьнику, а тогда было просто ядерным взрывом, информационной бомбой разрывавшей стереотипные мышления. Газету, как «Искру» в 1905 году, передавали из рук в руки, показывали друг другу, читали всем цехом.

          Рубрика «Интим-клуб» пользовалась бешеной популярностью. Газета постепенно расширяла круг затрагиваемых вопросов и увеличивала объемы полос. Новые темы и жанры стали любимыми у читателей: семейные драмы на сексуальной почве, криминальные очерки о сексуальных преступлениях, пространные интервью «о самом главном» и, разумеется, рассказы о том, «как это бывает у великих».
 
          Но не всем нравится Спид-инфо и это нормальное явление. Были такие мнения:
"СПИД-инфо" издается в России с 1989 года и с того же времени имеет неизменную популярность в нашей стране. Выходит два раза в месяц тиражом 850 тыс. экземпляров и кормит читателей преимущественно фривольным возбуждающим чтивом, обильно приправленным эротическими иллюстрациями. Правда в регистрационных документах издание заявлено как "научно-популярная газета" – пишет Лана Чайка в своей статье Откровенная ложь весьма востребована обществом.

           Затем происходит трансформация названия и вместо AIDS-INFO становится SPEED INFO. Это меняет идейную направленность. На первое место вместо СПИДА выходит SPEED - скорость. Омонимичная подменяя идеи была сделана для того. Чтобы перейти на другой уровень. Вся информация в газете «скоростная», или оперативная, свежая, горячая, а впоследствии и «жаренная». За историю этой газеты происходило много случаев, когда с редакцией судились знаменитости попавшие на обложку газеты с непроверенной информацией.

                Феномен старейшего таблоида России

          Писатель Андрей Некрасов очень точно сформулировал принцип работы нейминга в книге «Приключения капитана Врунгеля»: «Как корабль назовешь, так он и поплывёт». Слоган «СПИД-инфо»: «Лучшее развлекательное издание России» - и этим всё сказано!
Много судебных исков и недовольных возгласов от звезд за те или иные материалы, которые звезды сами же и дают. Профессиональный журналист не должен искажать истины (за это уголовная ответственность), он должен её рассматривать под разным углом и с помощью своей богатой лексической базы подавать новости так, чтоб это было шокирующее. Но правда в том, что звезды не могут существовать без желтой прессы — страна про 95 процентов звезд не будет ничего знать, если о них не будут писать в таблоидах.

          Успех подобного рода газет в эпатирующих заголовках. В самой статье может быть абсолютно противоположная информация. Шокирующий заголовок: «Я пять лет спала с Пресняковым», а в самой статье искажение информации. Певица просто пять лет держала под подушкой фотографию кумира. «Алексей Кравченко сгорел на съемках», а на самом деле он просто сыграл роль пожарного. Сила современных таблоидов в анонсах. Правильный анонс для газеты — это половина успеха.

          Помимо шоу-бизнеса, эротики, секса поднимаются вопросы межличностных отношений. Но читая подобные издания, следует всё-таки фильтровать информацию. Ещё с древних времен нас учат отделять зерна от плевел.

          Сейчас журнал просто набит рекламой, что свидетельствует о его большой популярности. Рекламодатели мониторят газетный рынок и в умирающие газеты свою рекламу не дают. Реклама же здесь желает лучшего. Предлагается «наращивание», «удлинения», «поднятия мужской силы» и всего прочего, что, так или иначе, связано с интимной жизнью, удовольствием, эстетикой и красотой. Но по-другому и нельзя, ведь средства от рекламы составляют немалый процент дохода газеты. Есть реклама – есть газета.
Но зато в журнале нет политики, о которой уже тошно слышать.

           «СПИД-инфо» вошел в книгу рекордов Гиннесса, как газета с самым большим месячным тиражем в мире. За 23 года существования газеты никто не смог сделать ничего подобного. С уверенностью можно сказать, что это уникальное издание. «Наша газета — это путеводитель в страну секса, любви, межличностных отношений, научных знаний об интимной стороне деятельности человека» - рассказывает Олег Кармаза.

                Люди, делающие своё дело
 
           За все существование газеты первыми журналистами «нового жанра» стали: скандалист и хулиган Отар Кушанашвили, Слава Могутин и Игорь Григорьев, яркий в России научно-популярный обозреватель Александр Никонов (работал в «Огоньке», автор нескольких книг и интернет-проектов) выступает в газете в роли «скандального обозревателя». Очень сильный журналист, одна из лучших в стране, Мария Рипинская, она печатается под псевдонимом Рождественская. Она ведет криминальную рубрику, имеет великолепные связи с УФСИН, ездит по колониям, общается с людьми сложных судеб. В газете, по словам сотрудников, установлена очень жесткая субординация, главного редактора не все сотрудники знают даже в лицо. «Его общение было как сошествие Иисуса Христа с небес, он был как Стив Джобс» – рассказывает в интервью Олег Кармаза. Без жесткости и четко намеченных целей не может быть успеха. За долгую жизнь было многое. Но после кризиса 2008 года Спид-инфо сделал себе интернет страничку и до сих пор держится на плаву.

2 марта 2013 г.