Общение мирами

Игорь Гудзь
Работая редактором объединенного театрального блога NRGblog.com,я встречаюсь с актерами московских театров, некоторые их размышления о профессии, и вообще о жизни, как мне видится, возможно покажутся интересными читателю.

ЕЛЕНА ПОДКАМИНСКАЯ, актриса театра Сатиры:

Если человека действительно влечет в актерство, он всегда испытывает некие непроизвольные чувства и желания быть вот где-то именно там. Если его привлекают какие-то внешние факторы, если для него важны известность, публичность, какая-то даже эффектность в этой профессии, удовлетворение, допустим, своего творческого тщеславия – то чаще всего, как мне кажется, такой человек, в конце концов, «разбивается» о некие подводные камни профессии, становится поверхностным, «сериальным», что ли, в худшем смысле этого слова! Либо, если он относится к профессии серьезно, по настоящему - тогда это огромный труд, труд души, использование своих уникальности и индивидуальности, стремление создать нечто новое, ни на что не похожее, только свое! И, конечно, желание уже со всем этим многообразием придти к зрителю, и что-то свое личное ему рассказать. Я для себя так формулирую, что моя профессия приводит, в общем-то, к простой вещи – к общению посредством … художественной формы, которую я, как актриса создаю. Я открываю некий новый смысл, а для того, чтобы его открыть, нужно его понять, вскрыть, создаю нечто целое, посредством которого я и общаюсь со зрителем. Это такое очень своеобразное общение мирами, тем миром, который создаю я, моя душа, с миром зрителя, таким же уникальным и неповторимым! Конечно, этот мир создаю далеко не только я: здесь и очень сложная связь с автором, у которого уже что-то заложено, и я должна это «что-то» услышать и почувствовать, это и режиссер, его видение, его позиция, его мысль…, и мои партнеры, ну и все-таки - я, как индивидуальность, как инструмент. Я часто себя спрашиваю, зачем все это…в моей жизни, ведь действительно, не так уж просто существовать в этой профессии, особенно сейчас, в наше время. И меня здесь окрыляет такая поэтическая мысль, что, по сути, желание быть артистом, есть желание общаться в красоте, имея ввиду, что красота – это «наивысшее проявление художественной формы». Ты создаешь нечто, что является красотой, конечно, в философском смысле, посредством которой и общаешься со зрителем.
Я никогда не смотрю, ни до начала спектакля, ни во время действия в зрительный зал, никого там не рассматриваю, мне это, как-то и не нужно! Мне это никак не помогает в работе. Правда бывают такие вещи, как например, наш дипломный спектакль по мотивам рассказов Аверченко «Летние страсти», я играла трех разных женщин – так вот там все было выстроено таким образом, что почти в каждом движении своей роли я разговаривала со зрителями. Я вообще считаю, что подготовить зрителя к адекватному восприятию, особенно сложных, психологических спектаклей просто невозможно. В жизни каждого человека или случается вот такое приобщение к культуре с самого детства, к каким-то вечным ценностям - есть ли у человека душа, а это значит, есть ли у него разговор с самим собой - о нравственном и безнравственном, о честном и бесчестном, о добре и зле, или …такого приобщения к культуре не происходит! Поэтому, как-то искусственно подготовить зрителя к конкретному спектаклю не получится, поскольку каждый человек в силу просто судьбы своей и степени подключенности во все «художественное», может или воспринимать по-настоящему произведение искусства, если таковые еще остались в нашей профессии, или … отторгать их, или …. просто оставаться равнодушным.

БЛОГ ЕЛЕНЫ ПОДКАМИНСКОЙ - http://www.nrgblog.com/blogger/blog-5-155.htm