Две лепты бедной вдовы

Людмила Либерцева
"Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все
пропитание свое, какое имела". -(Мк 12, 41; Лк 21, 2-4)

"Две лепты вдовы" по Максиму Исповеднику – Делание и созерцание.Правые рассуждения и добродетельная жизнь. Вера и благая совесть.Расположение к добру и осуществление его.

Говоря о двух аспектах христианского благочестия — деятельной и созерцательной жизни, святые отцы Церкви подчеркивают, что нельзя найти четкой грани между этими двумя сферами религиозного опыта. Связываясь между собой внешне и внутренне, они сосуществуют в одном человеке и имеют один общий источник — заповеданную Евангелием любовь к Богу и ближним.

Созерцательная жизнь в своем сокровенном содержании означает такой аспект благочестия, в основе которого лежит религиозное благоговение, открываемое "в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Пет. 3:4)

Уметь видеть жизнь свою, чужую, нашу через Священное Писание, через такое глубокое сочувствие, сострадание или сорадование с другими - это тоже созерцание.
Митрополит Антоний Сурожский писал о созерцательном:
"Мне вспоминается эпизод из времен войны. Ну, кто-то в нас стрелял, и мы как можно площе лежали - это естественное дело. Сначала было неприятно, что стреляют, но нельзя постоянно напрягаться, постепенно само напряжение заставляет расслабиться. Я лежал на животе, был месяц май, стреляли над головой, я становился как можно более плоским и смотрел перед собой на единственное, что было: трава была.
И вдруг меня поразило: какая сочная, зеленая трава, и два муравья ползли в ней, тащили какое-то зернышко.
И я загляделся; и вот на этом уровне вдруг, оказывается, есть жизнь, нормальная, цельная жизнь. Для муравьев не было ни пулеметов, ни стрельбы, ни войны, ни немцев - ничего; была крупица чего-то, что составляло всю жизнь этих двух муравьев и их семейств. И вот если бы мы умели быть более внимательными, то заметили бы, что при самых тяжелых обстоятельствах можно сойти на уровень  муравья, посмотреть и увидеть, что жизнь все равно есть.
Да, все трудности есть, но я дышу, я живу, и тысячи вещей происходят, которые как бы вне досягаемости среднего уровня жизни.
Такое видение истории или моей личной жизни, или семейной, или коллективной жизни на уровне Божием, либо наоборот, на таком простом, скромном, человеческом уровне, куда не достигает многое, - это тоже начало созерцательного настроения;

Это заставляет нас оторваться от напряжения и от суеты, от взволнованности, от того, что вся проблема сводится к моей личности: я - в центре. Вокруг целый мир, бесконечно расширяющаяся вселенная, а я в центре - крупица, малюсенькая крупица, но все-таки центр.
В момент, когда мы оторвались, мы можем смотреть и видеть сначала муравьев и мураву, а потом можно увидеть, что все-таки и небо есть, и не все время стреляют, и стреляли-то полчаса - и не попали; масса вещей вдруг, оказывается,вокруг нас есть, вещей живых, простых, - потому что мы не каждую минуту умираем".
 
И вот вдова, которая отдает последние две лепты, отделяется от своих личных проблем, потому что есть и другой уровень - уровень Божий. И всё, что её тяготит Богу известно, и эти её две лепты любви, её благая совесть, её расположение к доброму деланию не останутся для уровня Божия скрытыми и не принятыми. И она с верою в помощь Божию и благой совестью отдает в сокровищницу последнее, что у неё есть.