Кулинарные загадки и ужасы

Дом Астрели
Нарытые в инете жуткие картинки с кулинарными креативами натолкнули меня на рассуждения о еде, способах ее приготовлениях и съедобных антипатиях из детства. В конце концов, едим мы как минимум три раза в день, и еда в нашей жизни занимает немалое место, так давайте об этом поговорим. У каждого в детстве, я так подозреваю, был персональный кулинарный ад, т.е. то, чем нас пичкали взрослые, невзирая на вопли, слезы и стойкое отвращение. Те, кто ,как и я родом из советского детства, застали и скудность продуктов, и странные изъебы советского пищепрома, и кухонный терроризм родителей: «Ешь, что дают, я кому сказала. Пока не съешь, из-за стола не выйдешь». Когда я вижу, как современные родители советуются с детьми, что приготовить на ужин, только за одно это мне хочется их расцеловать! Ну, начнем нашу сказочку.

Росла я в суровой хохляцкой семье на закате СССР. Семья не малая, но из детей – я одна, следовательно, еда готовилась взрослая, тяжелая и основательная, и никаких вам нежных пудингов и фруктовых салатов. Хохляцкая кухня – это отбойный молот, пришибающий нежный организм ребенка. Я ничего плохого не имею против нее, у украинского народа есть масса кулинарных шедевров (о них поговорим позже), но в массе своей (лично для меня) это адъ и ****ецъ.

Сало… сало во всех существующих видах: соленое, копченое, вы не поверите – вареное (я это пробовала, ощущения непередаваемые), смалец – перетопленное сало, на котором производилось обжаривание всего. Рафинированного растительного масла по каким-то мне непонятным причинам в советском союзе не было (по крайней мере, в Новосибирске), по-этому все жарилось либо на смальце, либо на перетопленном сливочном масле.

Котлеты – это отдельная песня, самой вкусной (и единственной вкусной в партии) была первая котлетка, т.к. она делалась маленькой и просто обжаривалась, чисто для пробы фарша. Остальные суровые котлеты лепились размером с кулак, в них от души было сала и хлеба, т.к. с мясом тоже был напряг, слегка обжаривались, вместе со всем жиром перемещались в толстую кастрюлю, заливались водой и тушились до посинения. После такой обработки, есть эти сочащиеся жиром котлеты, было не возможно. Первое, что я стала готовить по-человечески, как только повзрослела – были котлеты. Я делаю фарш очень тонкого помола из говядины и свинины (1:1), булочка, вымоченная в сливках там присутствует только для мягкости, я добавляю свои любимые прованские или итальянские травы, делаю маленькие котлетки и быстро обжариваю на сильном огне. ВСЕ! Феерическая нямка без жира и ужаса готова, она нежна, сочна и исходит умопомрачительными ароматами орегано и майорана.

Супы. Единственный суп, который я любила в детстве – грибной. И этот рецепт я и сама сейчас использую. Главное и вкуснейшее отличие украинского грибного супа от сибирского: он варится с мясом! И только из белых грибов. Эти загадочные сибирские болтушки на пустой воде и из непонятных подретузников подтопольников, пусть едят суровые сибирские вегетарианцы.

Борщ. Когда я была маленькой, я очень сильно не любила борщ. Теперь я сама готовлю его тем же способом и ем с удовольствием. Почему, спросите вы? Потому, что когда на неделю наварена гигантская (как щаз помню зеленая) дохуяведерная кастрюля, и каждый день обед начинается с него, на третий день от борща начинаешь тихо хренеть, мутит от одного только запаха.

Капустняк. Вот это персональный адъ моего детства. Даже сейчас я покрываюсь мурашками и начинаю зеленеть, когда его вспоминаю. Варится красный бульон: говядина, томатная паста, зажарки овощные… пока не страшно, да? НО, затем, финальным аккордом, берется большое количество квашенной капусты, она очень мелко перемалывается через мясорубку и выливается в супчик – ням-ням, бля! Жаль нельзя текстом передать всю «прелесть» вкусовых ощущений от этого «чуда». Попытаюсь. Представьте жидкую красную кашу, феерического кисло-соленого вкуса, мелко-дисперсную, пересыщенную маленькими острыми осколками многострадальной квашенной капусты. Рвотные позывы начинаются с первой ложки.

Рассольник. Ну, про рассольник, из плохого, я могу сказать только его дохуяведерность (как и у борща). Сейчас я его готовлю и ем с радостью раз в месяц.

Картофельный суп – радость голодных времен. Очень вкусный, не смотря на отсутствие мяса. Сытность ему придавала щедрая заправка сливочным маслом, а если туда еще добавлялись клёцки, то суп превращался в сплошное объедение. Единственный минус этого супа – съедать его надо было сразу, ибо на следующий день клецки разбухали и впитывали в себя весь суп.

Красный суп с рисом и болгарским перцем – вкусный летний суп с легкой кислинкой и ароматом паприки.

Суп с фрикадельками. Прошел мимо меня. Для меня до сих пор это странная еда, этакая смесь супа с котлетами. Готовлю очень редко, в плохом настроении.

Гречневый суп. Нежно и трепетно люблю его и сейчас. Аромат гречки, луковой поджарки, говядины – то, что доктор прописал холодным зимним вечером.

О супах вроде все. Остальные супы ничем особым не запомнились и прошли стороной: уха, суп с лапшой, зеленые щи, пшенный суп… И я очень рада, что сейчас есть столько чудесных продуктов и приправ, сколько замечательных супов можно варить не повторяясь в течение пары месяцев: харчо, гуйяш, японский мисо-суп, густые немецкие зимние айн-топфы, чешские с копчеными колбасками, солянку, овощные супы-пюре…

Вторые блюда.

Конечно, главную радость украинских вторых блюд являют собой ВАРЕНИКИ. Боже, как я их люблю. Особенно те, которые делала прабабушка. Настоящий украинский вареник делается с КАРТОШКОЙ и МЯСОМ ОДНОВРЕМЕННО! Никакого сибирского изврата, типа вареники с картошкой, с картошкой и грибами, с капустой. Это ЕРЕСЬ! Настоящий вареник делается из толстенького теста и поэтому не разваривается и не превращается в сопли. Начинки там от души. Остренький фарш из мелко перемолотого, жаренного с лучком мяса и картофельного пюре. Размером он с кулачок пятилетнего ребенка. Вареников наваривается огромная миска, обильно сдабривается маслом и вперед. Едят их исключительно со смЯтаной и никакого ****ского маЯнезика. Поскольку сделаны они из крепкого толстенького теста, то не съеденное отправляется в холодильник, а на следующий день разжаривается на сковороде, от чего вареники покрываются чудесной золотистой хрустящей корочкой. ОХ, все, ушла давиться слюнками….

Но не все в хохляцкой кухне так чудесно, как вареники. Котлеты я уже упоминала. Мясо с черносливом… Абсолютная хрень, сочетание говядины и сладкого чернослива повергает меня в уныние.

Холодец. Редкостный ужоснах! Мясное желе… Для меня это такой же оксюморон, как гавкающая кошка. Может я такая зашоренная, но для меня желе – это нечто такое сладкое, цветное и с фруктами, но ни как не застывший мясной суп, подернутый белым жирком сверху. Бррррр! Кстати, мне пришлось его научиться варить, поскольку почему-то окружающие меня мужчины любят эту гадость до дрожи. Они такие странные, эти мужчины…

Рыба в томате. Тоже печальная повесть. Буквально этюд в багровых тонах. Берется большая-большая кастрюля, много рыбы, второе помещаем в первое и заливаем густой пряной томатной заливкой. Ставим в духовку на медленный огонь и забываем до вечера. В итоге получаем очень мягкое рыбное филе (косточки полностью размягчаются, как в консервах), с ароматом специй и… сладкое на вкус (большое количество томатной пасты, как вы помните). Я так-то рыбу не люблю, а сладкая рыба вообще вызывает у меня оторопь. И опять суровая правда жизни. Мужикам эта хрень нравится, и снова я совершаю подвиг самопожертвования.

Плов. Как ни странно, в моей семье готовили частенько плов и весьма вкусный, таки да. Как он затесался в нашу хохляцкую семью – для меня загадка.

Жаркое. Простое, скучное, как мычание жаркое из картофеля и мяса. Еда ни о чем. Какое разнообразное и вкусное я делаю жаркое теперь, вай-вай. Овощи, приправы, всевозможные грибы, глиняные горшочки, плита, духовка – просто песня.

Макароны по-флотски. Готовились в нашей семье очень вкусно, мяса там всегда было больше, чем макарон. Их я могла съесть сколько угодно. Еще одна интересная вариация на эту тему – лазанки. Макароны с творогом, соленым, естественно. Как ни странно это звучит, но лазанки – действительно вкусно, хоть и необычно.

Азу. Тоже засланец и интервент неизвестного происхождения. Редкостный отврат из говядины, тушеной с солеными огурцами.

Блины. Простые и фаршированные. Всегда удивлялась, почему у моих бабушек-пробабушек, взбивающих тесто вилкой, пекущих на жутких сковородках, получались такие вкусные воздушные блины. Я тоже пеку вкусные блины без напряга, но у меня со всеми миксерами, разрыхлителями и спец-сковородками, все равно получается не так вкусно, как у них.

Тушеная капуста. Еще один кошмарик. Квашенная капуста, перетушенная с мясом в духовке. От одного запаха хочется бежать. Будете смеяться, но есть капусту с удовольствием я начала только во взрослом состоянии, когда стала готовить ее сама.

Выпечка и сладкие блюда. Вы удивитесь, но в нашей семье почему-то не пекли… совсем не пекли. Первым человеком, который начал печь пироги, сдобу и торты – была моя мать. Вторым – я. Учились мы с ней совершенно разными путями и в разных местах, но обе печем замечательно. Правда она сильно сосредотачивается на декорировании, а я больше уделяю внимания новизне и необычности рецепта. Я пеку замечательные пирожки всех видов и чудеснейшие многоярусные торты, маленькие воздушные пирожные, многослойные суфле, чизкейки, кексы…. В общем, пеку я замечательно, с учетом того, что всему училась сама. Вот такая вот я няшка. Единственное, что у меня почему-то не получается – сдобные булочки. Вот хоть ты тресни! Да и вообще, сладкое в нашей семье почему-то не готовили. Единственными условно-десертными блюдами были сырники, молочное желе и варенье. Лето, окна затянуты сеткой и открыты, а все столы заставлены тарелками с застывающим молочным желе и вся квартира пропитана ароматом ванили. Но, честно говоря, от отсутствия сладкого я не страдала, я вообще не люблю сладкое. Ем его очень редко, раз в 2-3 месяца и то за компанию. А шоколад или конфеты вообще не выношу. Более-менее лояльна к мороженому, и то в сильную жару. А уж как можно пить чай или кофе с сахаром – для меня непостижимо: кофе сразу превращается в бурду, а любой чай, какого бы он ароматного и чудесного сорта ни был, сразу становится абсолютно одинаковым и вообще никаким.

Напитки. Особый ужас детства – кипяченое ТЕПЛОЕ молоко, с ПЕНКОЙ. Блять! Невыносимо! Я впервые узнала, что молоко вкусное, во взрослом возрасте, когда попробовала его холодным. Теперь я пью его много, очень много и со вкусом. Я вообще фанат молочных продуктов, но чистых (никаких сладких йогуртов и творожков с хрензнаетпоймичем): молоко, сметана, кефир, чистый йогурт, творог, айран не переводятся в моем холодильнике. У меня может не быть мяса, но молоко и сметана есть всегда.

Морсы и компоты из сухофруктов – в детстве любила, а сейчас абсолютно равнодушна.

Кофе. Кофе я люблю страстно и трепетно, всей душой. С молоком, обязательно с молоком. Сейчас повсеместно детям кофе не дают, считают вредным. А мне в советские времена давали и ниче, я не померла, тентакли не выросли.

Чай. К чаю я равнодушна, честно. Без разницы: черный, зеленый, белый, красный, ароматизированный… Для меня это вообще напиток ни о чем, я лучше воды попью. Из чаеподобных напитков я люблю матэ и ройбуш. Ну а кофе, конечно, напиток вне конкуренции.

Люблю айран. Сильно, до судорог, могу пить его декалитрами. Но вот из моих друзей и знакомых никому он не понравился, все плевались… глупые.

Молочные коктейли не люблю, для меня молоко вообще ни с чем, кроме кофе не совместимо.

Из соков люблю больше всего сливовый, иногда пью клубничный, грушевый или ягодный микс. Ненавижу до дрожи апельсиновый и виноградный.

С соками тоже связан один кошмарик из детства. Болела я много и часто. Мои бабушки были помешаны на народной медицине и регулярно выкапывали какие-то жуткие народные рецепты. И вот, в очередной раз, наслушавшись народной мудрости, они решили витаминизировать чахлого ребенка, то бишь меня. С этой целью была создана ядерная смесь (все забываю пожаловаться в ООН, т.к. использование пыток, даже для военнопленных, запрещено Женевской конвенцией). Смесь состояла из ряда соков: свекольного, морковного, капустного и… (барабанная дробь!) РЕДЕЧНОГО. Вы можете себе представить вкус этого чудовищного микса?! Потом ребенок отлавливался (так как добровольно пить этот чудесный витаминный «нектар» я отказывалась), нос зажимался и в рот заливалась порция снадобья. Меня спасало только то, что потом я бежала на улицу и могла спокойно блевануть в кустиках, поскольку мой желудок не мог удержать в себе эту жижу. Из подобных народных снадобий еще вспоминается жуткая смесь из перемолотых грецких орехов, кураги и меда. С учетом того, что на мед у меня аллергия и от одного его запаха у меня наступают отчетливые рвотные позывы. Все шло по такой же схеме: поимка, зажатие носа, ложка «целебной смеси», улица и спасительные кустики.

Вот такая вот экскурсия на кухню детства. Думаю у многих сейчас всколыхнулись воспоминания о собственных детских кулинарных радостях и ужастях. На самом деле, я очень рада быть взрослой: готовить только то, что мне нравится, не жрать борщ пять дней подряд, не выбирать, давиться ли сладкой рыбой или лечь спать голодной, лепить вареники, тогда и столько, сколько я захочу. Если у меня когда-нибудь будут дети, я торжественно обещаю, что не доставлю им таких печальных воспоминаний хотя бы о домашней еде.