Не упоминая всуе. О классике и реалиях жизни

Ирина Батюк-Белковская
   Почти каждое утро, едучи в троллейбусе, в культурной компании – именно по утрам – мне приходится сталкиваться с одной и той же картиной. На остановке, скажем, «Полтавская», интеллигентного вида, в галстуке и с культурными манерами, седой худощавый негр, с довольно приятными чертами лица, провожает троих своих детей в школу: дочь-старшеклассницу, сына и младшенькую прелестную девочку. Все дети одеты аккуратно, даже подчёркнуто опрятно. Отец целует дочерей в лоб, а сына мягко трогает за плечо, а потом долго машет им вслед.
   Детишки радуют глаз: такие приятные и ухоженные, в обычной одежде, с обычными портфелями-ранцами. Мне нравится последнее, поскольку очевидно, что для позвоночника ребёнка лучше ранец. Вежливость проявляется в мягких и доброжелательных лицах и том, как дети охотно уступают место бабушкам и изящно двигаются в салоне, проявляя гибкость здоровых и спортивных тел. Старшая девочка очень внимательно следит за младшенькой, что заметно по её практически не устающему зоркому взгляду. Она инстинктивно закрывает сестрёнку от толкания в случае переполненности троллейбуса.
   Иногда, правда реже, встречается мальчик, бывший у меня когда-то в ясельной группе, из молодой простой рабочей семьи, выехавшей где-то из Припяти. Обычно он едет тихенько, отрешённо, не замечая окружающих. Мальчишка в яслях был замкнутым и, кажется, внутренне печальным. Со временем, выровнявшись по коммуникабельности с другими детками, будто бы стал лучше себя чувствовать. Но в школе, как я узнала, ребёнок всё же учился намного хуже других, был предметом насмешек сверстников. Что ожидает доброго, улыбчивого ребёнка, который  умел еще в то далёкое время младшего дошкольника быть самодостаточным?
Вдумчивый читатель понимает, что без образования и поддержки в самом начале пути таких выпавших из общего уровня детей, жизненный путь их предсказуем печальным исходом. Нет больших проектов промышленных городов и строек, нет национальной идеи и нет гуманизма в обществе, где культивируется формула «это твои проблемы».
   Я знаю, исходя из своего опыта, и убеждаюсь всё более, при ознакомлении с различными рассуждениями педагогов и честных, считаю, исследователей философии и социологии, что расовые предрассудки – это гнусность – но вынужденная экономическая и политическая необходимость мира денег, мира либеральной демократии. На неё идут не мерянные средства, о чём напоминать и доказывать не буду в формате этой статьи.
Не поднимая сегодня всесторонне глубоких мировоззренческих вопросов, такого понятия как Отечество, Родина могу этого коснуться лишь поверхностно. Назовём такое понятие Домом, общим благоприятным культурным, политическим, экономическим полем, где чувствуешь себя защищенным среди своих соотечественников.
   И поле это, в моём понимании, которое совпало с выводами некоторых мыслителей, не имеет чётких физических границ и определённых хронологических рамок, поскольку исторические процессы происходят и на наших глазах.
   Поле, которое может тотально не ощущаться у смотровой площадки у Мариинского дворца поздним неосвещённым вечером выходного дня ( и это в столице Украины!) и не чувствоваться по игрушечному аэропорту Жуляны, вообще лишённого обзорного пространства на взлётную полосу (разве такое мыслимо было в  Советской Украине?). Но вот – в троллейбусе, когда бабуся в хусточке говорит маленькой негритянке «Сідай, дитино...» - чувствуется!  Это поле может чувствоваться вокруг радостно льнущей к старшим подругам юной медестрички, разговаривающей воркующей, льющейся как ручеёк, украинской мове.
К сожалению, почвы для объединения, для усиления такого поля все меньше. Одна почва незыблема – это страдания и беды людей, страны, которая интенсивно с 10 места по экономике в мире за последние два десятилетия упала до второй сотни.
   Если кто будет приводить в пример – объединение в спортивных зрелищах, то это совершенно несостоятельно. А еще вдобавок, можно вспомнить, что гладиаторы, даже самые сильные и популярные были рабами.
   Может объединятся пивом(его так усиленно пиарят по любому поводу), материальными вещами? – но это совершенно абсурдно для вменяемого человека, получившего наше образование, основанное на традициях Просвещения. Ставить под сомнение, а то и отрицать право народа прикосаться к высоким смыслам и презирать обсуждения обычным людям важных вещей, якобы они не профессионалы – это, я считаю, вообще даже противоречит буржуазной, любимой либералами, демократии.
   Читать от корки до корки про крестоносцев, морские войны Рима, конкистадоров, полевые дневники командиров Великой Отечественной, «Сільські вісті», «Правду» – не простые тексты – это как характеризует человека? Простого между прочим колхозника – сама свидетельница. Или в разговорах в поезде камчатский рабочий и оренбургская медсестра рассуждали о рыбных богатствах северных морей и космических полётах последних лет СССР – это как назвать? Не советским народом, приобщённом к высоким смыслам в стране, самой читающей, что признавал Кенедди? Разве не существовал или теперь он не существует, затихший, растерянный, разочарованный, страдающий, безработный, люмпенизированный, болеющий – советский народ? И я – его представительница.
   Ни в коем случае брутальность и неопрятность, я считаю, не является протестом, бунтом личности против существующего мещанства и рафинированного интеллигенства. Это возмущение спокойствия – способ, дискредитирующий культурность, но не требование свободы. Свобода рождается из человеческого достоинства и знаний. Хочеш сделать рабом человека –сделай его невежественным.
   В отдельных особых случаях, что подтверждается историей, возмущение спокойствия самодовольных обываетелй даже такая форма протеста имеет эффективность. Последняя прицельно бьёт по мещанству и высокомерию, если исходит на самом деле от замаскированного высококультурного человека.
   Я б хотела поделиться мыслью, как бороться с мещанством и бескультурием, но протянут ли мне руку? Хлопотно и эфемерно, не возможно видеть плоды сразу, как сразу видны результаты поздравления хорошим подарком ребёнка, например, новой куклой. Но пару часов, может пару дней ребёнок будет в восторге, но потом ноги куклы будут торчать между книгами или на полке с носками. Недолговечность и поверхностность общения с народом, и народом самим с собою, демонстрируется т.н. «элитою» ( кстати, слово то из сельхоз лексики – бывают элитные кони, коровы, свини, пр.), когда суётся в лицо иллюзорная радость от массового разгулья: во время стагнации экономики и падения жизненного уровня, увеличении безработицы. Порядочному человеку, по моему мнению, должно быть это отвратительно.
   Общение, как это ни звучит парадоксально, исключительно человеческое, может дать нам простой образец: кошка-мать с котёнком. У животных действительно есть чему почучиться., к стыду человека совеременного, не обременённого архаичными табу тысячилетий. Котёнку только месяц, а кошка подолгу играется с ним, терпеливо снося царапины и укусы, будучи первою подругою, воспитательницей и ума и природной приспособляемости новорожденного существа. Ею выполняется некая, скажем социальная(пусть некорректно звучит по отношению к царству животных) руководящая роль для помощи в адаптации к внешнему миру, способу поимки еды, навыки отбиваться от других опасных хищников, умение прятаться и оберегать себя.
   Часто человеческие дитёныши лишены умелого учителя в лице матери, заботящейся о материальных вещах, ложных псевдоинтеллектуальных ценностей существенно не влияющих на ребёнка.
   Теперь то дерзаниями космических наук, Юрием Гагариным мы врядли можем быть объединены. Врядли можно легко найти те важные связки для родства, для взаимной любви между сотечественниками, даже матерей, отцов к детям и наоборот. Где те культурные эталоны, точки отчёта? Так, всячески на все лады повторяют заклинания по поводу поиска национальной идеи, которая никак толком не находится. Потому что подлинные сокровенные струны нации не оживут искусственными и фальшивыми схемами, штампами, пропагандистскими уловками, коммерческим духом эпохи.
   Какие-то звёзды эстрады, навязчиво и технично втирающиеся в сознание, звёзды, облепленные скандалами и пикантными историями? Смешно и глупо.
Мы перестали болеть человеком, мы, кто получил образование в советской школе, объявленной наивным гражданам вместе с нашей историей сплошной глупостью и недоразумением, а где и чёрным пятном. Мы, отставив в сторону проблемы философии, науки , искусства, предались либеральной глобалистской моде, имея еще и надёжный иммунитет от деструктивного влияния антикультуры,легкомысленно забавляемся, любуемся её безопасной, якобы, оригинальностью. Но при том легкомысленно забываем о тех, кто идёт влед за нами, лишённые иммунитета!
   Объявите, господа либеральные интеллектуалы, народ, не приобщённый к бизнес-риску и подвигам на почве спекулятивных сделок, неспособным, слабым, презренным, которым только и помалкивать себе, преклоняясь перед сомнительными благодеяниями «элитариев», электоральным быдлом и этим плюньте в память гуманистов нашей золотой эпохи русского Ренессанса: Пушкину, Лермонтову, Салтыкову-Щедрину, Чехову, Шевченко, Лесе Украинке, Ивану Франко, Коцюбинскому, Квитке-Основ*яненко, Гоголю, в конце концов, из «Шинели» которого они и многие другие достойные образцы, по словам французского критика, вышедших. Всех отриньте, кто жизнь и помыслы ложил на служение народу, считал своим долгом нести просвещение и освобождение, часто не видя и перспектив к нему.
Но позвольте, читать и увлекаться йогами, восточными учениями, иностранными ментальными накоплениями без усвоения базовых отечественных основ, повторения, так сказать, мат части, разве не грозит сумбуром и кашей в голове? Объяснения, конечно, есть такому положению вещей в поиске смыслов на стороне: обтекаемость и абстрактность, обещание быстрых успехов и приобретения ясности в понимании жизненных ситуациях – вот, что дают учения восточных философий, по моему мнению. А вот размышлять над образами Болконского, Миколы Джери, Солохи, Мавки, Безухова, Обломова, Собакевича, Манилова, Базарова, Раскольникова, Катерины, Софьи, Чацкого, пр. – это не легко, это отталкивает школьничеством, трудностями, схожими на мыслительные потуги в написании сочинений, творив. А именно уроки литературы обязывали к формированию системного мировоззренческого сложного мышления, как и сама жизнь – сложна и наполнена тонкими подробностями и полутонами.
   Освобождение огромных масс от невежества и беспросветности, которую провела Советская цивилизация и, именно вслед за нею, соревнуясь, уже и западная( хоть и возразите, что грамотность в той же Германии была лучше, чем в царской России) происходило благодаря в том числе и огромной культурной работе классиков художественной и публицистической литературы. И эта гигантская работа проделана, и теперь есть грамотное квалифицированное население. Но опасность иного рода –моды либерального долларового агитпропа, СМИ с их идиотскими шоу и культом брутальности и хамства, матерщины, сексуальной распущенности, и, главное, культа «золота». Человеческое достоинство и ценность духа, труда ( практически любого, кроме создания и ведения своего бизнеса и его обслуживающих сегментов достойных профессий) нивелируется.
Не видите некой аналогии между кандалами, поркою, розгами, кнутами, каторгами и оскотиниванием СМИ и искажением школьных программ? «Чем дальше от истины, тем ближе к крови» - как повторяет часто в своих философских работах мой преподаватель философии, профессор Новиков Б.В.
   Ясно, что против официальной машины власти единичное человеческое возмущение не эффективно и грозит опасностью. Но призывать к здравомыслию и зрелости, взрослости – вниканию в исторические реалии – это в силах каждого.
Сочинительство, как и размышления, как и критика, обсуждения, споры – не просто необходимость, но более того, долг, по моему мнению, каждого здравомыслящего человека. А уж, если кому-то покажется нелепым такие дерзновения в отсутствие сколько заметных талантов, покажется посяганием на высокие профессиональные ступеньки в ореоле классиков и талантов, то это уж его собственно дело. Считайте себе на здоровье, что это посягяние! Но раз профессионалы отгородились по своей или не своей воле от нас, то мы, предоставленные сами себе, будем расти, развиваться по собственно выработаным планам, оригинальным, неповторимым, какими являются наши индивидуальности.
   Читатель – положительный пример ума, культуры и доброты – может расценить мои тектсы как морализаторские и скучные, неинтересные. Даже если пару мыслей будут полезными, то для меня это уже радость.