3. Сварка взрывом развивается

Михаил Самуилович Качан
На снимке д.ф.-м.наук Андрей Андреевич Дерибас, возглавивший работы по развитию нового технологического процесса - сварки взрывом (explosive welding)


Надо еще сказать, что, несмотря на отъезд Седыха, который открыл явление сварки взрывом, я не переставал интересоваться, как развиваются в нашем институте работы в этом направлении. А работы шли теперь только в группе Дерибаса. Они за это время научились сваривать взрывом многие пары металлов, которые раньше было невозможно соединить друг с другом, например медь приваривали к стали. Они с гордостью демонстрировали шлифы образцов с характерной волнообразной линией между металлами и рассказывали, как долго они подбирали нужный режим, чтобы получить качественный шов.

С результатами своих работ они выходили на крупные заводы, стараясь найти такие задачи, где экономический эффект был бы значительным. Так, например, на Кузнецком металлургическом комбинате они изготовили сваркой взрывом опытно-промышленную партию биметалла (малоуглеродистая сталь
 нержавеющая сталь), которую в дальнейшем прокатали в листы. А на Орско-Халиловском металлургическом комбинате, Металлургическом заводе им. Ильича и других сваркой взрывом получились такие соединения, как сталь + медь, титан + ниобий и другие биметаллы, которые обычной сваркой получить было нельзя.

Мне эти работы нравились. Более того, меня тянуло, как магнитом, заняться теоретическими разработками, поскольку теории сварки взрывом все еще не существовало. Мне же казалось, что, несмотря на то, что эта задача несимметрична (в отличие от осесимметричной сходной задачи кумуляции, решенной М.А. Лаврентьевым), мне удастся найти подход к ее решению.
Более того, я частенько возвращался к теории функции комплексного переменного и писал уравнения, которые описывали бы эту задачу. Писать то я писал, но решения не находил.
А на практике – что у Дерибаса – в Академгородке, что у Седыха и Пашкова, которые сумели развернуть аналогичные экспериментальные работы в Волгограде, где они оба стали заведующими кафедрами в Политехническом институте, возобладал эмпирический подход к подбору параметров сварки для каждой задачи. Так и сложились две школы – Дерибаса и Седыха.

Продолжение следует: [http://proza.ru/2013/03/01/615]