БК. Что такое умами?

Дискуссионный Клуб Прозы
Написано в качестве ответных размышлений на статью Лены Ковалевой " Что такое интерес?" (http://www.proza.ru/2013/02/27/1356)

***

Если честно, то мне кажется, что проблему интереса, поднятую в статье Лены Ковалевой, можно было бы расширить до более глобального вопроса: чем вообще привлекает литературный текст? Какие в него могут быть заложены специи, что заставляют читать и перечитывать?

Тут я сразу немного отвлекусь, потому что не могу не рассказать: буквально полчаса назад, за обедом, мой товарищ поведал, что посмотрел передачу, в которой речь шла о признании учеными существования рецепторов "пятого вкуса" – умами. Я никогда не слышал об умами, а вот японцы знают его уже больше ста лет – этот вкус был открыт в 1908 году и стал пятым вкусом после соленого, горького, сладкого и кислого. Если просто, то умами – это "мясной" вкус, а подробнее – здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/Умами.

Я это к тому, что умами обладает синергетическими свойствами: сам по себе он не сильно выразителен, но подчеркивает и усиливает другие вкусы. Видимо, в литературе можно (и нужно) выделить что-то подобное. То есть, хорошо бы назвать основные вкусы художественного текста, например, такие:

   1) Эмоциональность (эмоциональный интерес, стимулирование эмоций)
   2) Сензитивность (чувственный интерес, сопереживание на уровне сложных чувств)
   3) Рефлективность (интерес на основе эффекта узнавания)
   4) Увлекательность (интерес на основе интриги)
   5) Занимательность (познавательный интерес)
   6) Деконструктивность (интерес на основе когнитивного диссонанса - это когда "вообще ничего не понимаю, но не оторваться")
 
Я постарался выстроить "вкусы" литературного текста по мере усложнения, при этом в основе каждого из вкусов лежит интерес, точнее, форма специфического удовольствия, получаемого читателем от чтения. Ведь в отношении литературы слово "интерес" означает не побудительный мотив, а наоборот – динамично развивающуюся реакцию на текст. Интерес от чтения – это что-то вроде электрического тока: пока в тексте есть разность потенциалов, поддерживающая интерес, мы читаем с удовольствием. Но как только интерес пропадает – чтение становится мукой.

И теперь вернемся к умами. Есть ли в литературе что-то подобное на вкус умами? На мой взгляд, есть! Это такая особенность текстов, которая не интересна сама по себе, но синергетически усиливает любой из выше названных вкусов. Я бы назвал это так:

   7) Эстетичность (удовольствие от красоты слова)

То есть это то, что мы называем стилем, хорошим, вкусным, сочным языком, умением владеть словом. Без этого литературного умами невозможно приготовить шедевральное блюдо для настоящих литературных гурманов. Да и чтиво для простых смертных тоже хорошо бы готовить с вниманием к слову, а не только к основным литературным "вкусам".

Всем приятного чтения и неослабевающего интереса,
БК.