Ковчег гоп-стоп парвеню Глава 15

Алекс фон Джаго
   Совместный с ТФ проект, хоть и "увели", разумеется, на Балтику, но Макаров не расстраивался - тот конец России ведь так же в обороне нуждался. Разве что самолично попытался в процесс базирования под.флота вмешаться. Съездив в Адмиралтейство, сумел таки от Кронштадта своих питомцев уберечь. База подлодок начала строиться на более труднодоступном для шпионов и агитаторов Моозундском архипелаге и была комплексной - вплоть до аэродрома.
  За то, что прислушались, согласился адмирал на создание под своим патронажем не только школы подводников, но и аналогичного с авиационным "кадетского класса" (нахимовцев короче). Посовещавшись с Василием Егоровичем Флугом - военным губернатором Приморской области, не задействовать уже наработанное сочли неразумным. А уж до кучи и подготовку кадров для зарождавшейся зенитной артиллерии присовокупили. Тем паче, что, несмотря на различность стихий, общего между флотом воздушным и морским немало нашлось, а за год авиаторы программу обкатали изрядно. 
       Потому, чтобы велосипед не изобретать, просто расширили "моё" учебное заведение, и кадеты помимо синей джинсы еще и в чёрной и в зелённой ходить стали, а преподавателей спецдисциплин стал ещё поставлять флот и артиллерия. Но многому и им учиться пришлось.   Например, стерев даты и неясные аббревиатуры, изначально заставил я офицеров-педагогов штудировать (с целью последующей передачи подопечным):
летунов - "Боевой устав ВВС РККА 1929-1930 г."
мореманов - "Боевой устав ВМС РККА 1930 г."
зенитчиков - "Боевой устав зенитной артиллерии 1941-1944 г."
Не говоря уже о всяких там "Караульной службы" и пр.
       И это не было ещё самым страшным. Ведь ту же Информатику вновь пришедшим как Устав выучить, поручить было невозможно. Благо, что изначально, наш программист отобрал дюжину "головастеньких" и факультативно втюхивал в их соображалки всё, что сам знал и не знал (научив обращаться с уч. материалом). Эти детки так заболели компами, что уже после семестра обучения заявили мне "На фиг Ваши самолёты! Первым делом ... хотя бы Бэйсик!". Чему я только обрадовался - самостоятельный выбор профессии результат давал наилучший. Теперь  вот эти второкурсники-информатики (а не авиаторы уже) будут выводить из чайниковского состояния вновь прибывших (есть в педагогике такой метод, когда дети учат детей - эффективный кстати), а в свободное от "основной работы" время учиться сами - им ведь постижения Уставов (и прочего букета кадетских знаний) никто не отменял. 
        Благо, что изначально  титулование и погоны в заведении были отменены - все ходили в одинаковой джинсе, и обращаться абсолютно всем (СВОИМ) велено было только ТОВАРИЩ, а дальше добавлялось "учащийся", "преподаватель" или "воспитатель". Кто есть ХУ и фамилию прочесть можно было по бэйджику на клапане кармашка. Так что эти обучающие малявки, во время преподавания тянуться перед зашедшим пополнить знания офицером были не обязаны.
      Разумеется, и тут дедуля подсуетился, и в процесс вмешался. Наряду с утроением компьютерных возможностей (по железу), он приволок ОТТУДА для мореманов пенсионерного кап-лейя - гидроакустика. Полного аналога нашего "Марконни", то есть и фаната дела, и способного "вопросы порешать" (в одном флаконе). Военные склады ТОГО мира ломились от массы ставшего вдруг не нужным барахлом дорогостоящего и трудноизготовимого имущества. Чтоб не мордоваться с налаживанием собственного сложного производства, тянущего за собой обычно огромный шлейф не менее сложных производств, прихомячивалось практически всё, что можно было скупить на частых аукционах МО и что пролазило "в дыру". Очень кстати оказались тренажеры. И если на Ан-2 по первости ещё возможно было имитатор "на коленке" сварганить, хотя в последствии прикупить получилось и "фирменный". То вот для подводников, и особенно зенитчиков, "самопал" не годился, и "дары судьбы" пришлись очень своевременно - боевые стрельбы удалось свести до минимума (с соответствующими расходами соответственно). Обязательные двухчасовые "стрелялки" для зенитчиков подняли престиж этой профессии невероятно, и даже немало появилось рапортов с просьбой о переводе на этот поток. Пока серьёзного спец. обучения не проводилось, это было возможно, ведь в будущем все равно тасовать придется. Среди "подводников" найдутся страдающие клаустрофобией, а у "летунов" выявятся боящиеся высоты. Только креста на них ставить не будем - и механики в авиации, и береговики во флоте не менее важны, потому то и приучать друг-друга ТОВАРИЩАМИ считать, изначально курс взят был.   
      Как чувствовал я раньше, что расширяться придется. Потому, затевая кап. строительство с целью переселения кадетов из бараков, запас в проекте немалый заложил. Так что сильных изменений архитектору и делать не пришлось. А то, что "морякам" да "зенитчикам" какой годик в уже обжитых сборно-щитовых пообитать придется, так про тяготы и лишения воинской службы изначально молодежь именно практическим путём в известность ставить надо. Но из детишек разве кто на такую мелочь внимание обратит, когда в личное время возможность представится мультики посмотреть?

       Хотя, увы, всё равно о многом приходилось хлопотать. Электросварки для запускаемой верфи, к примеру, натащили с избытком. Даже электроды импортные закупить, по первости проблемой не было. Но та скорость, с которой эти железные прутики потреблялись, заставила о собственном производстве задуматься. ТУТ металл, даже из Америки, обходился много дешевле чем ТАМ. А возвращаться к клёпке, увы, не позволяла нам костлявая рука рынка - обещанные акционерам 8% прибыли без внедрения новых технологий выдать было невозможно. Вроде, с какой стати так о буржуйских прибылях радеть? Только ведь для того, что бы фабрики рабочим отдавать, их вначале кому-то построить требуется. Тогда справедливей бы было отдавать строителям - рабочие то уже на готовое пришли. Но и для строителей кому-то требовалось кирпич да цемент приготовить, значит и они владения не достойны. И так долго ещё бы можно было истинного хозяина искать, кто по правде владельцем фабрики достоин быть. Если бы начиная с самого первого глиномеса ему за труд какое-никакое вознаграждение не выплачивалось. По Марксу - ПРОДАЛ(!) пролетарий уже свои руки, и никакими другими цепями, кроме денег, его к станку не приковали. А уж кто сколько стоит - рынок решает, каждый вправе кусок жирней искать, но такое же право и у промышленника есть. И такая кучерявая замануха закладывалась для того, чтоб и Путиловский, и Обуховский заводы Питербурга, и Рижскую "вагонку", и ещё множество предприятий Варшавы, Ревеля, Гельсингфорса копеечкой на ДальВо заманить. Плотинка то на речке Сунгари продвигалась, и пора наступала уже и о турбинках для ГЭС подумать. Можно, конечно, было по чертежам их и у "развитых" заказать да морем привезти, но тогда сами делать никогда не научимся, а пока мы первые - шанс есть. И хоть в Европейской России пролетариат на смуту раскачивают, об его бедствиях талдыча, в Китае пока приветствием фраза "Вы кушали сегодня?" является. Эти старательные руки и за чашку риса ни от какой черной работы не откажутся - они своему желудку больше чем речам агитаторов доверяют. Конечно, среди "эксплуататоров" и неблаговидные персоны часты, но ведь и "эксплуатируемые" не все повально ангелы - такая уж природа у человека. Подлая! И эксплуатируя один из самых мерзких человеческих пороков - зависть, демагоги различных мастей, прежде всего, о своей будущей корысти пекутся. За исключением одураченных идеалистов - вот они то самые опасные. Дурак и так страшен, а дурак с идеей - вдвойне. Вот от него заводы и надо подальше держать.
           А за морем лучше брать то, чем совсем небогаты - те же бокситы получались рентабельней привозные. Хоть из Африки! Но и поближе очень приличное сырье имелось также. Пришлось даже с губернатором острова Борнео познакомиться. Не подумайте что это я на "нарушителя конвенции Паниковского" наткнулся (хотя подобного рода лица встречались тоже частенько). Реально, пришлось сплавать на упомянутый, не очень и далеко от Порт-Артура расположенный остров, и о концессиях на "что найдём" подоговариваться. Как и все колонизаторы начали с бананов - деткам витаминчики пользительны. Затем, как бы наткнулись на бокситы, и заплатив смешной "налог" (в два адреса - один в карман) даже скоренько обогатительный комбинатик на месте сварганили. Так что к производству "крылатого металла" приближались мы с неизбежностью коммунизма. А на перспективу ещё на островке планировалось "обнаружение" нефти, и прочие приятные "неожиданности".

           Заехать пришлось и к Ямото. Приближалась дата Тунгусской непонятности и не покошмарить на этом было неумно. Но, разумеется, не в форме запугиваний, а как раз напротив - испрошения совета у Лучшего Друга Русского Народа и пр. пр. пр.   Описывать сколько "Хиросим" в приближающемся камушке было бессмысленно - не поймёт всё едино, но вот сказать проще - "Всей Ниппон КИРДЫК!" (по самым последним вычислениям учёных!) получилось убедительно. Причём, чтобы убедиться в верности сказанного, ждать недолго оставалось. Но давалась и надежда! Мол, наш рэмбо-камикадзе на специально разработанном сверхвысотном летательном аппарате, поднявшись в стратосферу, направленным взрывом одновременно отводит болид в сторону и, раскалывая, заставляет взорваться на большой высоте. Осталось только вот с местом "отвода" согласовать - имеются ли предложения? На Корею слать опасно - промахнуться можно и энергия взрыва, стебанув по морю, ну очень большое цунами вызовет, что для горячо любимой Японии не менее опасно. Остаётся только Китай - возражения имеются? Поехали, мол, теперь на пару с тамошним императором конкретное место согласовывать. И поехали. 
        Реально правившая Поднебесной на тот момент баба, несмотря на расовые особенности, сделала очень круглые глаза, когда про сюрпрайз услыхала. И также возопила, что не желает ничего, ну, в крайнем случае, за пределами Стены дозволила территории паскудить. Нарекая Манчжурии впредь особый статус - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗОНА. За что ухватившись, сразу же ченьч предложил. Мол, если космическое тело до территории Российской империи дотащить удастся - чья тогда ЗОНА остаётся? И чтоб по-честному всё, а то следом комету Галлея ждать недолго, обманите - не Пекин завернём. И чтобы смогли убедиться, что не треплюсь, шлите скоренько наблюдателей в Иркутск. Ближе к Тунгуске пока подходить не рекомендуется, а после взрыва - ради бога - хоть насквозь всю сгоревшую тайгу излазьте.

          Еще в Поднебесной вновь столкнуться довелось с полковником Корниловым. Нынче пребывал он там в должности военного агента (легального шпиона) и очень грамотно наблюдения вел.  К примеру, заметка "Описание манёвров китайских войск в Манчжурии" (как и прочие), даже недурственным литературным слогом обладала. Ещё со времен "конфликта" прониклись мы с этим смелым, умным и порядочным человеком взаимной симпатией, и посоветовал я на составление местных карт время и средства не расходовать, а энергию сосредоточить всё на той же Манчжурии. Намекнув, что года через четыре ждать в здешней империи смуты, и тогда следует прихватизацию до ума довести, а то найдутся и другие умные. А картами я и так завалю любыми, хоть игральными. Мне некие А.П. Гутман, А.З.Сейфитдинова и А.А.Дурасова под редакцией Ю.П.Куриленко их сколь желаете наготовили. Упоминание фамилий прозвучало убедительно и по Генеральному Штабу поползли слухи о сверхсекретной шпионской картографической команде. А ещё то, что при кадетском училище какой то ГУГЛ есть, так он вообще всё знает. 
          И если бы только на картографии там специализировались. А то ведь вообще странных лабораторий масса образовалась, и чокнутых изобретателей туда со всего света заманивают. Говорят недавно из САСШ какого-то Ли де Фореста сманили. Так тот от изобилия, что ему училищный радиотехник продемонстрировал, чуть не рехнулся поначалу, а теперь уже экспериментальное производство радиоламп налаживает и настроен радио с морзянки на голос перевести. А ведь если затея удастся, то помимо военного предназначения, у аппарата и "штатское" будущее огромно - и доходы соответственно тоже. 
Когда удалось, наконец, скопировать двигатель Ан-2 , то сразу с ним самолёт городить страшновато было. По первости обкатать новый мотор решено было на "газолинках" - входивших в моду торпедных катерах. На воде отказ движка был менее трагичен, чем в воздухе. Проект катера взят нами был сравнительно недорогой - деревянный, и в технологию его производства наша "столярка" вписывалась. Разогнаться на мерной миле скорлупке удалось до 45 узлов и Морское ведомство обеспечило нас заказом на строительство 50 шнеллеботов. Особенностью этих судов была возможность их транспортировки по железной дороге - то есть столь необходимая России мобильность. Но пока острой нужды тащить крупногабаритное готовое изделие через всю Евразию по далёкой ещё от совершенства железке, не возникало - не война. Проще было плотненько забить стандартные вагоны фанерой и движками и по уже отработанной технологии организовать производство по месту заказа - на Балтике. Сосны на стрингеры и шпангоуты в Прибалтике ещё не все спилили, а особо квалифицированного персонала для столярки не требовалось. Станочником на циркулярку, бывший крестьянин уже на второй день работы считался заправским - смотри только, чтоб диск пальцы не отмахнул - с похмелья поберегись. Так и набрали мы на о. Эзель, где строилась база подлодок, эстонских аборигенов на вновь открытый филиал Порт-Артурского судостроительного завода.
          А детальное изучение и этого авиационного двигателя вошло в учебную программу кадетов. Кстати, к огромной радости учащихся, ибо движок УАЗика даже зенитчикам уже по ночам снился, а так - всё ж свеженькое что-то.

        В порядке эксперимента на лето решено было отправить на Эзель кадетов-второкурсников для прохождения практики. Моряки там своих обозвали юнгами, а юные авиаторы и зенитчики так особых названий и не получили. Но особо это никого и не расстроило, ведь после практики пацанам (в основном) полагался заслуженный отпуск, а так как по большей части были они выходцами из Европейской части Империи, то "крюки" для побывки получались не великие.
Более того, родители, способные позволить себе некоторые траты, так же стали проводить свой отпуск на Моозундском архипелаге. Дабы и по каменистым пляжам побродить, местные грязи попользовать и с отпускаемыми в увольнение любимыми чадами пообщаться. Ведь от Питера несложно было добраться хоть на пароходике, хоть по железке (с пересадкой). Чтоб соответствовать, по последнему писку затеяно было строительство сразу нескольких отелей. У России зарождался тем самым новый модный курорт, а рубли всё меньше уходить стали в Баден-Бадены и Ривьеры. 
Ребенком, в ТОЙ истории довелось мне побывать на Саареме, и здешний Эзель в чем-то будто и не менялся, а в чём-то был совсем другим. ТАМ епископский замок был отреставрирован, а сам древний Киркинес (в ту пору так называемый) походил на пряник. Теперь же в Аренсбургском замке реставрационные работы только начинались, и сколько раз им ещё прерываться суждено? Благо, что традиционно принято здесь было лодки делать, так что на "верфь" народ нашёлся. Но вот то, что мне показали, назвав "аэродромом", меня, мягко выражаясь, смутило. Просто убрали с можжевеловой полянки камни - и "Битте!". Я, конечно, не ожидал двухкилометровой ВПП со слоем бетона в 60 сантиметров, но увиденное - был явный перебор (или недобор?). Странно, что никто ещё не навернулся при посадке на такое. Оказалось, что для строительства на острове просто не хватает рабсилы. Та же беда одолевала и моряков. Землечерпалка канал кое-как углубила, а дальше для подлодок "удобства" строить было некому. В отличие от частного бизнеса, военные объекты весьма сметой ограничивались. Подрядчики же "болячки" только усугубляли, закладывая на каждого работника не то что тройное, а прям десятикратное жалованье. Если бы ещё эти деньги до мастеровых доходили. В общем - всё как всегда.
          Срочно пришлось отправляться в Санкт-Питербург, где уже с 1906 года в финансовой комиссии Государственного Совета служил Оскар Рейнгольдович Экеспарре. До того пребывавший предводителем обособленного дворянства о. Эзель и прекрасно знакомый с ситуацией на своей малой родине. Некогда он с тестем приятельствовал и даже жёнушку мою крестил, так что в этот раз как бы она меня в Свет вводила. Гофмейстер двора принял нас очень благосклонно, и сам будучи по образованию инженером, не мало дорог в России построившим, просьбой моей проникся и обещал похлопотать. А просил то я всего, разрешения гастов из Китая завести! И вскоре оно было получено. В неограниченных размерах, но для ограниченной территории - Моозундского архипелага.

          На Ляодунском полуострове наша совместная с японцами первая пятилетка завершилась плановым пуском металлургического комбината. Не будь между нами и китайцами так же азиатского посредника, вряд ли задуманное  удалось. Точно так же Лифляндия в составе России развивалась только благодаря прослойке остзейцев. И теперь, высвобождающийся на Дальнем Востоке китайский трудовой ресурс (под приглядом японского десятника) за недорого стало возможно перебросить на запад Империи. Тем самым не только довести до ума непотопляемый авианосец, но даже в неприступную крепость покруче, чем форт Боярд превратить. Правда на каждого островного аборигена временно по ханьцу выйдет, но это местным рыбакам даже на руку - как сразу спрос на салаку подскочить должен! 
Кроме морепродуктов и расположения, Эзель ещё и доломитом очень богат оказался, так что стройиндустрия сырьём оказалась обеспечена сверх меры. Так что по стандартной схеме начать здесь локальную индустриализацию возможно было с цементно-шиферного завода, затем элеватора и т.д. Хотя избыток раб силы параллельно позволил и в мягком камне так же одновременно базу подлодок вырубать, аналогичную той, что под Севастополем в ТОМ мире видеть довелось, а извлеченное из шахт - сразу в дело. 
        А ещё с годик взлетать придется, мягко говоря, с "грунтовки", благо, что скорость У-2 пока такую возможность предоставляла. Но прямо из дикого камня и брёвен срочно принялись мы у полосы КП воздвигать, "колдуна" полосатого на шесте вывесив и радиомачту установив. Наш "штатный" радиотехник, совместно с отселектованными им из числа кадетов молодыми энтузиастами радиодела из перетащенного от ТУДА всякого - разного, смастерили весьма сильную приемо-передающую станцию. Вынужденную пока из за "окружения" функционировать на морзянке, но уже способной и на большее. Так же работающую и в режиме радиомаяка.

          На аэропланы так же установили ещё в ТУ войну "содранные" у америкосов радиокомпасы АРК-5 .Отто со своей Клушей уже давно только с их помощью над зленным морем тайги и ориентировались. Вроде бы наипримитивнейший аппарат. Ан нет! Славное наше уже летающее офицерство что-то без восторга очередное новшество изучать кинулось. Чем голову загружать, предпочитая с чухонками утруждать головку, да посредством головы только водку как бы в личное время пьянствовать. Ведь навесив на себя этакий ореол отчаянных парней, до другого лозунга чем "В авиации пьют всё что горит и ... всё что шевелится!" не додумались. А с похмелья летать всё ж нежелательно. И так над морем ориентацию потерять очень даже легко, а если ещё и с бодуна ...! И таких молодцов на Эзеле уже по меркам РККА аж целый авиаполк натягивало (здесь мы условились считаться всё ж эскадрой, хотя в ТОЙ истории этим грозным словом Государь всего лишь десяток "Муромцев" окрестил - что только на покоцанную эскадрилью у нас натягивало ). Требовалось срочное вмешательство и моё появление с кадетами оказалось тут очень кстати. Подростки то ведь ещё не "хулиганили" и дабы они "славные традиции русской армии" (и тем более зарождавшихся ВВС) не переняли, требовался наглядный пример террора. И преподан он был. Вначале всему лётному составу нашим радио-техником прочитан был курс радионавигации, но к его погонам старлея у аудитории пиетета на проснулось и серьёзного восприятия предмета не получилось. А ведь именно ради сохранения их жизней затевалась вся эта морока. Даже рации, ввиду значительно большей сложности, пока на аэропланы не ставили, понимая с кем дело имеем. Но чтоб совсем уж примитив не одолеть! И распределил я своих кадетов-второкурсников по самолётам (благо, что У-2 двухместные) командирами кораблей. Штатных пилотов им в помогающие определив. А ведь у господ офицеров гонор! Но вернуть былой титул возможно только через пересдачу экзамена по предмету. Правда, в освоении его, теперь уже "командиры"- кадеты своим "подчинённым"- лейтенантам помощь оказали, да и вообще основной массе смогли внушить, что служить в дальнейшем желательно мозги напрягая. Но несколько чрезмерно обиженных "авиаторов" всё ж рапорта о переводе подали - их никто удерживать не стал.