Пасхальный огонь osterfeuer

Золото Зари
12 Апреля 2009 год. Воскресенье. Пасха.

Сладкий аромат цветущих деревьев доносится из сада в открытое окно. Все фруктовые и не фруктовые деревья расцвели в этом году очень рано. Птичий хор из близ лежащего леса, на протяжении нескольких часов, не умолкает. Утреннее солнышко приветстует своими тёплыми лучами, ловко проскользнувшими меж неплотно задёрнутых гардин.
 
Сегодня мы ночевали  у друзей. Мы с мужем провели в кругу друзей неповторимый субботний вечер. Нам всем было так хорошо, что помоему, ни кто из нас и не заметил, как подкралась ночь. Кроме нас на ужин были приглашены, племянник Виктора, Андрей  и его жена Ольга.

Познакомившись и обменявшись последними впечатлениями прошедших дней, мы сели ужинать на террасе ведущей прямо в сад. Сначала мы лакомились ещё горячей свеже-копчёной форелью и печёной на костре картошкой. Потом, позабыв о времени, долго слушали песни, лирические и другие, в исполнении автора. Андрей исполнял свои авторские песни под гитару. И это у него получалось задушевно и очень здорово

Спать пошли  уже в третьем часу ночи.

А утром, мы с подругой сходили, к родничку, набрали водицы и накипятили чаю. Из ключевой воды чай почему-то намного вкуснее. Позавтракав, мы поспешили в церковь. До курортного гордка Бад Дрибург всего десять минут езды на машине.

- Как же давно я не была в церкви, подумала я . . .

Утренняя праздничная церемония должна была начаться в девять часов утра и проходить в Евангелическом Храме, в курортном городке Бад Дрибург. 
Сегодня нам ни в коем случае нельзя опаздываь,  потому что праздничную мессу будет вести наш добрый старый друг, Пастор Вегнер. 
Хоть он уже несколько лет находился на заслуженном отдыхе, сегодня он почётный гость в Храме, и сам будет вести торжественную церемонию Святой Пасхи.

          С пастором Вегнером я познакомилась в декабре 1990 года. В тот день я  впервые привела мою маму в церковь . . .
Она, до приезда в Германию, никогда не была в настоящем соборе-церкви.
Она с детства мечтала об этом.

Наш переезд в эту страну совпал с периодом подготовки к Рождественским праздникам.
Курортный городок сверкал в торжественном убранстве. . . .
В Бад Дрибург нас, по нашей просьбе, после прохождения регистрации в пропускных приёмных пунктах в Щёнберге, и потом в Унна-Массене, направили на постоянное место жительства, поближе к родственникам. Недалеко  - в Беверунгене, жила, и до сих пор живёт, моя младшая сестра Катя с мужем Андреем и с тремя детьми.
   
От совершенно новой для нас обстановки и от радушного приёма на «новой Земле», у меня, нет-нет, да наворачивались слёзы.  Состояние необъяснимое. Всё было очень трогательно и красиво.

После Рождественских праздников пастор Вегнер пришёл с визитом к нам домой.  В тёплой беседе он рассказал немного о себе. Потом пошли вопросы, и наши  рассказы, беседы, встречи, мамины переживания, что я, крещёная католичка, выросшая в семье евангелической конфессии. Потом организация встреч аусзидлеров (наших русских немцев), решения всевозможных проблем..


За короткий период времени я успела понять, что пастор Вегнер, очень справедливый, искренний,  добрый и образованный человек.
Он уже мого лет уважаемая личность не только в Бад Дрибурге. Почётный гражданин и желанный гость на всех ответственных мероприятиях проходящих в городах Детмольде, Лирштате, Падерборне, Дюссельдорфе

Под его руководством на общественных  началах проводилась  забота о судьбах беженцев и переселенцев не только из России, но и Польши, Румынии, Венгрии. Чехии, Республик Прибалтики,  и других не только европейских стран.

      

Самая первая встреча  аусзидлеров проходила в тёплой и радушной обстановке, под его руководством, в конце которой пастор Вегнер предложил нам самим организовывать такие встречи, для знакомства и общения друг с другом, для обсуждения возникших или уже наболевших проблем, и их разрешения.
Он предлагал нам  организовывать свой отдых, по нашим старым традициям.

Как ответственное лицо за проведение таких мероприятий он предложил мою кандидатуру, почему-то решив, что я лучше других подхожу для этого.

Почти все присутствующие в зале, были конечно-же за. Хотя никто тогда не знал обо мне ничего. Вернее знали только, что приехали мы с семьёй из далёкого Казахстана, из города Павлодара. О чём я на первой встрече рассказала, на своём ломанном немецком языке.
 
Но ведь это и понятно. Hикто из наших переселенцев не хотел заниматься этим или просто не решался брать на себя  ответственность.
Немецкий язык  многие знали очень плохо. Если и знали, то боялись лишний раз вымолвить слово, так как дома мы все говорили по русски. А организация какого либо мероприятия без контакта с местным населением была естественно невозможна.

К чему я всё это рассказываю?
Да к тому, что мама моя тогда была на седьмом небе от радости, что пастор Вегнер заметил именно меня, её дочь, а ни кого-то другого.

Мой дедушка и прадедушка, со стороны матери, до революции во времена существования немецкой республики в  Поволжье,  были пасторами в небольшой евангелической церкви в  Саратове.

Мама,  очень рано став сиротой,  росла  скромной девочкой,  но всю жизнь была строга к себе, много работала и  всегда старалась жить правильно. И нас, своих детей, тоже этому учила.


Но,  время было уже другое, и, она понимая, чему нас учат в школе, никогда не пыталась нам насильно навязать веру в Бога.
Только говорила нам, что она верит в то что Бог есть, и учила нас детской молитве перед сном.

И вот, когда уже здесь, -  в Германии, в настоящей Кирхе, пастор Вегнер почему то из всех, присутствующих в зале, выделил меня, её дочь, это было конечно же что-то особенное, почти сверхъестественное, для неё.
И она, совершенно счастливая, приговаривала по дороге домой..

- Mein Kind, der lieber Gott hat dich gesehen! Der Gott liebt dich! Es ist ein Zeichen, mein M;dchen!..
- Девочка моя, бог увидел тебя! Бог любит тебя! Это знак!

На что я ответила ей, конечно же шутя.

- Der lieber Gott hat mich gesehen Mama, das kann sein! Ob er mich besonders liebt, das wei; ich nicht. Aber das unser Pastor sehr nett zu uns ist, das merke ich.
- Бог может быть и увидел. Но любит ли он меня как-то по-особенному?
- Я думаю, нет!
А вот то, что наш пастор Вегнер относится к нам очень хорошо, - это правда.
 
Да мама и сама знала что я права, и что Бог любит нас всех одинаково . . .

После окончания курсов усовершенствования немецкого языка, пастор Вегнер устроил меня на работу  в детский садик помошницей няни, пока я не найду что нибудь другое.
Здесь, в Германии все школы, детские сады, финансируется  евангелической церковью, или католической, или государством.

Наши сыновья, Виталю было 13 лет, а  Вальтеру 6 лет, записались  в детский музыкальный кружок, при церкви. Им понравилось заниматься музыкой. Вальтер учился играть на флейте а старший, Виталий, на саксофоне. Общение с местными детьми помогло им очень быстро освоить немецкий язык.

Такое внимание уделялось не только нашей семье, но и всем другим семьям, приехавшим из, тогда ещё, Советского Союза. 
 
В свободное от работы время, по просьбе пастора, я помогала пожилым и больным людям - дома по хозяйству, и тем, кому была нужна помощь, при закупке продуктов.
Часто я  просто водила на прогулку, или катила перед собой на инвалидной коляске, тех, кто не мог самостоятельно ходить...
Это общение с местным населением, с людьми зрелого возраста дало мне очень многое. Таким образом я быстро смогла привыкнуть к немецкой речи, поближе познакомилась с привычками, поговорками, укладами, традициями местного населения.
Это помогло мне и потом, когда мы решили покинуть нашу первую обитель, по многим причинам. Просто так сложилась судьба, и нам пришлось уехать из, уже ставшего нам родным, города под названием Бад Дрибург.


Я очень хорошо помню мамин День рождения, 21 марта 1991 года. 
В квартире пахло вкусной, с любовью приготовленной, едой. На столе стояла огромная тарелка с пельменями,  салат и сладости для детей.
 
Моя семья - мама, Виктор, Виталий и Вальтер ждали к столу только меня, как  вдруг раздался звонок. Мама открыла дверь.
 
На пороге стоял наш друг, пастор Вегнер с подарком в руках. Он пришёл поздравить маму с её семидесятилетним  Юбилеем.

Я, недавно  вернувшись с работы, в домашнем халатике, с ещё мокрыми волосами, после душа, очень растерялась. Мне просто было очень неудобно за мой внешний вид.

А он, «Святой Отец», поздравил маму с её Юбилеем,  поздоровавшись со всеми, извинился за свой такой неожиданный визит, и подошёл ко мне . . .

  Он обнял меня за плечи, а потом пристально глядя в глаза, промолвил.
- Meine Freundin,  warum willst du mich verlassen?  Что по русски означает;
- Подружка моя, ну скажи, почему ты решила меня покинуть?
 
Я просто ещё ничего не успела рассказать ему о том.  А он сам, только что узнал от работников детского сада о принятом мною решении, уволиться с места работы и уехать из Бад Дрибурга.
 
Я не смогла сразу ответить на его вопрос, потому что слёзы покатились из глаз как непрошеные гости.
 
 Хочу подчеркнуть, что пастор Вегнер, мастер своего дела . . .
Сердечность и доброта, - это главные черты его характера, а работа с людьми  его  профессия, и это ни что иное, как  призвание.

Своим внезапным визитом, он очень порадовал и приятно удивил именинницу, мою маму, и мне он смог передать столько тепла, выразив искреннее участие в судьбе моей семьи. В моей душе до сих пор сохранилось тепло от этого, его участия.

Мне кажется, что тогда он просто сумел разгадать во мне какое-то отчаяние, то нежелание покидать этот так быстро и крепко приросший к сердцу «пятачок», ставший нам родным уголком.
 
Нам всем действительно очень не хотелось уезжать из Бад Дрибурга. Наше решение уехать из города, было связано с жилищным вопросом.
Конечно можно было бы найти квартиру и в этом же городе. Пастор Вегнер усиленно помогал нам искать подходящее для нас новое жильё.
Но, приехавших в то время было очень много, и свободных квартир для всех не хватало.
Квартира, в которой мы жили до сих пор, была маленькой с проходными спальнями. Маме была нужна отдельная комната.
И ещё мы очень торопились освободить квартиру для семьи моего брата, Владимира. Он с женой и двумя дочерьми  приехал в Германию на полтора года позже нас, и ждали распределения. Они очень хотели попасть  поближе к нам.
Мы могли им помочь, только освободив квартиру.
Нам «повезло» наши знакомые нашли для нас новую квартиру в городке Боргентрайх, расположенном в тридцати километрах от Бад Дрибурга.
 

Из той далёкой  весны 1992 года, мне на всегда запомнились несколько минут .  И это тоже случилось в  праздник Святой Пасхи.
В тот день евангелическая кирха тоже была переполнена. Заранее зная, что так будет, мы с нашими гостями, совсем недавно переехавшими в Германию, пришли пораньше, чтобы занять места поближе к алтарю.
Горели свечи... Церковь празднично украшена цветами. Мы все сидели во втором ряду.
 
Я помню как  пастор произносил три существующие в народе версии последних слов Христа, при его распятии.
Мне же запомнилась только одна из них: «Боже мой, Боже мой! Зачем ты меня оставил?»
 
Может быть от безвыходности ситуации, от того что мне так не хотелось уезжать из этого, уже ставшего родным города, мне казалось, что  сегодня Бог покинул не только Христа, но и меня.

Я, не удержалась, и слёзы сами покатились из глаз, а из горла неожиданно вырвался какой-то детский всхлип . . .
Дама, сидевшая впереди меня, хорошо знакомая всем,  после мессы спросила меня, - не случилось ли чего? Это была мама пастора Вегнера.
   

           И вот, двадцать лет спустя, мы опять здесь . . .
Этот маленький, уютный курортный городок, встретивший нас сегодня благоуханием весны, просто нельзя не любить.

Вообще-то за эти двадцать лет мы здесь бывали часто.
Только вот церковь посещать мы стали редко, - по праздникам, да и то не всегда.
 
Дивный парк  встречает нас сегодня поособому . . .  Аромат цветущих  деревьев и тёплый весенний ветерок как бы ласкают и обвораживают нас. Пчёлы старательно собирают пыльцу. Воздух наполнен запахом гиацинтов и примулы, растущими, казалось бы, везде.

Сам же центральный парк, началом которого является  графское имение, благоухает как неземная обитель. Парк,переходящий в лес, со всеми его лесными обитателями и дивными растениями, заложенный в конце 18 века , приглашает затеряться в его очаровательной красоте.
Как бы завершением его, или может быть как его начало, возвышается евангелическая кирха, которая была построена в 1789 году  Графом Caspar Heinrich von Sierstorpff. 
Потомки её основателей, семья Графа von Sierstorpff частые гости в этом Храме.

Сегодня праздничная месса будет проходить в сопровождении музыкального оркестра и вокала с исполнeнием кантат Иоганна Себастиана Баха.
Церковь полна народу. Отдыхающие курортные гости, жители города и его округи, приглашённые. Если в простые дни посетителей не очень много, то в такие праздники как Пасха, Рождество или Троица, церковь всегда переполнена не только местными прихожанами, но и гостями города.

А вот и наш герой, в праздничной рясе. Пастор Вегнер, наш добрый старый друг. Сегодня он не только ведёт мессу на общественных началах, он к тому же вместе с вокальной группой исполняют кантаты Баха.
И я чувствую, что я очень волнуюсь за него, сама не понимая, почему.

Церимония, в программу которой было включено крещение маленькой девочки, которой недавно исполнился годик, прошла успешно. 
Я и моя подруга сидели в последнем ряду.

И вот прозвучала последняя кантата. В Храмах, во время церемонии, не принято аплодировать
 
Но сегодня, я не в силах удержаться,  вдруг стала аплодировать этим любителям музыки, не профессионалам-исполнителям классики.
И что вы думаете ... Гости, все  поддержали меня самой непривычной волной оваций, наперекор всем правилам, предрассудкам.
И в  этот самый момент, я ощутила столько тепла и радости, любви к прекрасному, любви искренней  бескорыстной и чистой! 
Пусть это только миг, один короткий, удивительный  миг. . .  И всё же, именно это подвигло меня написать об этом.

Я уже говорила о том, что очень  редко хожу в церковь . . .

Но этот случай, говорит о том, что любовь к ближнему, к искусству, к прекрасному, - ко всему окружающему нас миру, к добру, помогло нам, вдруг, всем вместе, одновременно отступить от каких-то церковных правил, установленных веками, самими нами – людьми.

Потом, к концу церемонии, я, одна из нас четверых, решила вместе со всеми остальными гостями принять участие в причастии.   
В последней группе, у алтаря,  нас было человек шесть, я, как и все остальные, ждала когда пастор, преподнесёт и мне глоток вина.
Подавая мне кельх с вином, Пастор Вегнер слегка споткнулся об крестовину массивного подсвечника.  Может быть он не ожидал увидеть меня сегодня здесь.
 
В тот момент, пристально вглядываясь в моё лицо, он просто-напросто забыл, что возле меня стояли ещё две дамы, которые тоже ждали из его рук глоточек вина и хостии.
И он, уже начал разворачиваться в противоположную от дам сторону, в сторону алтаря, но, только после того как я, успев ему глазами показать на рядом со мной стоящих женщин, пастор Вегнер  продолжил церемонию . . .

Мой муж и его друг, чтобы не рассмеяться, и привлечь внимание прихожан, тихонько покинули святое помещение. Тем более что вся праздничная церемония уже  шла к концу.

Потом, после мессы, попрощавшись у выхода из церкви с каждым из гостей, Пастор Вегнер подошёл к нам. И мы, сидя на скамечке долго вспоминали те первые дни и месяцы нашего пребывния здесь в стране наших предков, в этом городе, котрый стал для всех нас таким родным.



Вот такая история.  Дома нас уже ждал другой, очень интересный сюрприз..
Но об этом в следующий раз!


«ППАСХАЛЬНЫЙ ОГОНЬ» (OSTERFEUER)

12 апреля 2009 год

Дома нас ждал, как я уже говорила, очередной сюрприз. . .

Дело в том что здес,ь в Германии, есть очень хорошая традиция, одна из многих.
В пасхальные дни, чаще с субботу вечером, на окраине села или города жгут костры. Тем самым символически сжигается всё плохое, накопившееся за последний год, - как зло, зависть, жадность, лесть и так далее.
Примерно так же, как в России на проводах зимы.  Здесь, после захода солнца зажигаются костры, из  свезённых в большую кучу ветки деревьев обрезанные осенью или весной, сухая листва. Короче говоря весь накопившийся за зиму огородный мусор...
Их всего этого, с разрешения местных властей разводится огромный костёр.
Называется это  мероприятие одним словом, Osterfeuer (Пасхальный огонь)

Иногда поджигаются заранее приготовленные обручи, и эти огненные кольца одновременно или поочерёдно пускают с большой высоты, с горы вниз по заранее ограждённому пути. Это просто удивительное зрелище!

Но я предлагаю спустимся на землю, а вернее к нам в сад…

Здесь у нас в саду-огороде сегодня утром, примерно в девять часов утра, когда народ под звон колоколов направлялся в церковь на праздничную мессу, огонь разжёгся сам по себе, не совсем конечно!

Всё произошло очень просто. В субботу вечером стояла отличная погода! Нас не было дома. И наши ребята грилили вечером разместившись на террасе.
Утречком убегая на работу, подумав, что угли уже остыли, высыпали золу на компост.
Но, некоторые угли, по всей видимости не успели остыть до конца, и начали тлеть.В результате чего загорелся сухой камыш и вся мелочь от весенней чистки сада.

А рядом, на расстоянии не более одного метра от загоревшегося объекта находились деревянные постройки соседей, запаркованный автомобиль уехавшего в отпуск соседа могло бы вмиг охватить огнём и тем самым нанести непредсказуемый ущерб.

Короче, пока мы гуляли в парке, потом слушали сонаты Баха,после чего  шутили и заразительно смеялись вместе с нашим добрым старым другом, к нашему дому  четыре пожарные машины с сиренами приехали, чтобы тушить «Пасхальный огонь..!» (Osterfeuer!) хотя тушить было уже нечего.

Хорошо что соседи вовремя заметили огонь, сначала подумав что это мы развели костёр с утра пораньше. Но, но когда пламя от сгорания сухого камыша поднялось очень высоко, они поняли, что это не костёр в саду.

 Дождевой водой, которая стояла в больших ёмкостях неподалёку,они успели  потушить огонь. Но, наши соседи были не уверены в том что он не разгорится снова. И, так как хозяев не было дома, они решили позвонить в пожарное отделение, и попросить чтобы те только проверили, не тлеет ли внутри наш компост. 
Выезд пожарной службы мог бы нам очень дорого обойтись. Но все поняли, что огонь был заложен не умышлено. Потому простили.

Вопрос, почему выехало на вызов сразу четыре машины,  так и остался не отвеченным.
Только после, некоторое время спустя, ребята  пожарники-добровольцы, рассказали нам, что у нас в саду-огороде были проведены учения по тушению пожара, случившегося в праздничный день.

Пожарникам мы поставили ящик пива с солёными фисташками. А соседей, всех, кто заметил огонь, и  помогал его  потушить своими силами, мы поблагодарили каждого лично, подарив каждому по бутылке хорошего марочного вина и по плитке шоколада.

Фото автора "Вид из окна"