Начальник Чукотки -2. ч. 6. Арбитражные страсти

Юрий Смирнов 3
        Ну вот, наконец-то я собрался писать продолжение  моих приключений на моей Чукотке. Всё как-то откладываю, занимаюсь другим делами и увлечениями. Если бы не лень, я был бы лучше самого себя. Это называется «не трудоголик».  Живу по принципу - «необходимо и достаточно». К моему сожалению,  а может и моих читателей, в моих описаниях этот принцип  тоже соблюдается. Уж слишком лаконично привык  излагать  события  на бумаге. Осталась во мне  привычка чиновника  всю жизнь работать с документами,  в которых  нет необходимости рисовать красками и озвучивать музыкой.

А между тем, всё это можно красочно и звучно изобразить, обладая необходимым и достаточным словарным запасом и практикой писательства, чтобы этот словарный запас не остался у тебя в запаснике невостребованным –  в памяти.
        Ну ладно, хватит философствовать - пиши дальше. На чём остановился?
А! – «необходимо и достаточно…»
 

        Ну,  дак вот:  в то время, в 1962 году, 21- летнему, только что назначенному начальнику ж.д. станции было крайне необходимо, засучив рукава и, набравшись решимости, привести станцию в рабочее состояние.
 
  Прежде всего,  решил я, надо растормошить своих. Всего по штатному расписанию на станции работалио 22 человека.  А грузовыми операциями,  непосредственно с клиентами, получающими грузы, занимались всего три человека.
Собрал я  свой огромный штат грузовых работников  из двух опытных весовщиков и товарного кассира и расспросил каждого, как это они умудрились завалить  грузами всю станцию так, что и выгружать больше некуда. Почему не выполняют в своё рабочее время свои обязанности по контролю  за складированием,  своевременной вывозкой прибывших грузов, составление актов и других первичных документов о нарушениях и т. д.
Что мешает, какие предложения?

Весовщики – Иван Александрович, сам бывший начальник небольшой ж.д. станции и крупная  флегматичная женщина  Валентина Ячнева-  бодро  и весело всё свалили  на бывшего начальника.  Дескать, он попустительствовал и почти   мешал им работать. Смотрят на меня блаженно и  чуть не ждут от меня сочувствия. Товарный кассир  Сима,  по виду убогая  монашка в платочке  с постным лицом и интонацией  святой  праведницы, молвила, что первичные документы от весовщиков не поступали, а то бы она ободрала клиентов  до нитки.  Она это умеет.


        Впечатление такое, как будто они готовились к  экзаменам и,  причём,  хорошо готовились. Знали,  что это вопрос будет задан.  Хоть ставь пятёрку. Я даже опешил от наглости.  Решил  тогда поглубже копнуть.

   -  И что же нам с вами делать?  Давайте советоваться. Вы  всю клиентуру знаете,  я ещё нет.  Теперь  прежнего начальника сняли.  Никто не мешает навести порядок.  С чего, всё-таки,  начнём?

        Как-то вяло  они  отреагировали  на призыв с чего-то начать, а  Иван Александрович,  позёвывая,   вдруг  заявил :
- Вы начальник,  вам и решать!

        Возникла тяжёлая пауза,  все ждали, что скажет начальник. А я и в самом деле растерялся от  такого показного безразличия.   
            И тут меня прорвало:
- Так  мне что?  Напомнить вам ваши  должностные обязанности?  Или  мне надо всё время стоять у вас над душой?  Иван Александрович!   Вы завтра работаете?  С утра  садитесь на телефон,   обзванивайте клиентуру и заставляйте вывозить груз.   Называйте суммы штрафов хоть с потолка, но чтоб им было страшно!   

     Не понравилось им, что их не похвалили. Дружно, дуэтом, с подголоском Серафимы подняли  гвалт:
       – Да я…!, да мы…!.
        Иван Александрович:
      - Я сам начальником станции Балтинка работал, вы ещё будете меня учить, как работать!...


        Когда немного успокоились, я  им объявил:
      - Пока вместе со мной не наведёте порядок на выгрузочных площадках, теперь, уважаемые,  будете работать не через день по одному, а каждый день по  двое. Нужен результат – грузы срочно должны быть вывезены для приёма других грузов.   Вызывайте клиентов предъявляйте им суммы расчётов  и штрафы.   С более проблемными  буду вести переговоры я сам.  Но начинайте вы. И чем скорее управитесь,  тем скорее просмотрим, по какому графику будете работать  в дальнейшем. В конце рабочего дня будете мне докладывать, что сегодня уже сделано для наведения порядка.   
        Выслушали внимательно,  оглушённые  вердиктом.


        Однако,  Иван Александрович нашёлся:
       - График работы без печати месткома будет не действителен, а у нас печати нет, как нет месткома, - и развел руки в сторону,   покачивая головой вверх-вниз и вытянув губы, как  для поцелуя.  Примерно так, но менее дипломатично, обычно показывают  крупную потную фигу с большим ногтем на большом пальце.

       - Будет вам печать!, - слегка взорвался я,  а пока  что  напишите  все трое объяснение, почему вы не выполняете свои обязанности.

    Это совсем расстроило их и они ушли обсуждать действия нового начальника.


        На следующий день я подготовил график работы всех работников станции и вскоре, поехав в Пензу, заверил его печатью профсоюзного комитета отделения дороги. На вывешенный график с голубой печатью, как на диковинку,  ходили любоваться все остальные работники станции. В коллективе, особенно дежурные по станции,  мои действия одобрительно обсуждали.

        Весовщики затревожились, на работу непривычно стали ходить по новому  графику, но и кое-что начали предпринимать для пользы дела. Смотрю: потянулись машины на станцию,  начали вывозить уголь, брёвна.

  В Пензе зашёл к начальнику юридического отдела  Якерсону  и проконсультировался, как оформить и подать в арбитраж иск на клиентов. Попутно он заметил мне, что начальники станций очень редко подают такие иски на клиентуру.   Не очень хочется  конфликтовать с клиентурой.

Через 15 лет с этим милейшим невысокого  роста  Якерсоном Борисом Семёновичем – начальником юридического отдела я довольно тесно и продуктивно  несколько лет работал в качестве начальника грузового и коммерческого отдела в Пензенском отделении  дороги. Отдел мой организовывал и контролировал работу  сорока двух грузовых станций и, в частности,  в плане коммерческой работы следил и за предъявлением штрафных санкций клиентам. 

         Вернувшись, монашке Серафиме для начала дал задание сделать расчёт для претензии к местному филиалу Райпотребсоюза, месяцами не вывозившего грузы со станции.
Наконец, подготовил претензию и через Якерсона оформил иск в областной арбитраж собственно на головного монстра - Облпотребсоюз, поскольку наш Райпотребсоюз  был их подразделением.

Нет нужды объяснять, что в советские времена самым значительным в глазах народа, общественности и власти являлся этот гигант влияния - "Облпотребсоюз", обладатель  и поставщик  дефицитных товаров  со всеми его складами,  базами и  магазинами с задними дверьми для избранных высокопоставленых покупателей.

      Огромна и монументальна   были его значимость в жизни области, так же как монументальным и огромным оказалось телосложение юриста  Календовского, представляющего оппонирующего представителя Облпотребсоюза по моему исковому делу.  Мне стало что – то нехорошо, когда  он, появившись с опозданием,    боком протиснулся в дверь кабинета арбитражного судьи,  вальяжно и не спеша прошёлся до стола,  раскидывая носки ботинок в стороны,  грузно уселся на два стула напротив меня и только потом  небрежно поздоровался  с арбитром:

        -Здрасте, Марьванна! 
 
        Та расцвела всем телом:
-Здравствуйте…,- ещё долго не смогла погасить счастливой улыбки,  наверное от того, что он всё-таки её заметил.

Я в жизни не видел таких огромных евреев. Где же он достал такую одежду? Наверное, у него свой портной и сапожник... . Чем же его кормят? Между тем, монстр повернулся ко мне своим крупным лицом,  увидел меня  и спросил:
        -А это у нас кто?, - как будто не ожидал здесь ещё кого-то увидеть, положил руку на стол и начал  постукивать по нему толстыми пальцами. Я  коротко представился.

        -Ага, Юра, значит. Ну? Что у тебя, Юра?

Мелькнула мысль - кто главный?  Он или, всё-таки, арбитражный судья? Кто открывает заседание?  Я посмотрел на неё, она взглядом подтвердила, что надо отвечать на вопрос.

        Я кратко объяснил суть претензии.  С собой  я  взял тарифное руководство, Устав ж.д.,   расчёт сумм претензии. Перед  Календовским  же не было никаких бумаг. О претензии, как я понял,  он ничего не знал или делал вид.
 
И, тем не менее, когда я кончил, он,  барабаня сосисками по столу, уверенно  вымолвил:
-А ничего платить мы не будем! -и свернул для убедительности в дудочку толстые губы.

       Я обомлел: кто здесь решает, он или судья? Посмотрел на Марьванну- та уткнулась носом  в бумаги.

      - Почему?, - спрашиваю.
      - У вас нет оснований, вы совсем обнаглели.


Словом, пока я далее  подробно излагал положения Устава и тарифного руководства,  а также  конкретные основания размера  нанесённого станции ущерба, Календовский делал вид, что меня не слушает и ему очень скучно и не интересно.   Поддержки судьи моим аргументам я не услышал. После паузы    она вместо оппонента  начала со мной спорить,  правда уже не об обоснованности претензии, а  несоразмерности предъявляемой суммы  нанесённому станции размеру убытков.


          Впервые участвуя в таком суде, я начал совсем терять остатки хладнокровия, волновался  и уже не верил, что чего - нибудь добьюсь. Судья  явно стояла на стороне оппонента и отстаивала его интересы,  излагая вместо него  возражения.  Затем,   иссякнув,  она замолчала и стала смотреть на Календовского.

    Тот, прикрыл глаза, как будто уснул. Осталось только всхрапнуть.

     «Неужели это я его так убаюкал? Зря я сюда припёрся», тоскливо подумал я.

      И вдруг судья  неуверенно, как бы боясь разбудить Календовского, произнесла:
      - Ну-у... . Соглашаться  на половину, наверно, можно... .

      - Ладно, - проснувшись, вдруг ответил  он.  Оказывается, он не спал.

Взволнованный, я сперва не понял, что одержал победу. Половина суммы – это очень много. Но самое важное - прецедент. Уж если я этого наказал, остальные будут послушны. На этом примере теперь я смогу держать всех клиентов в руках.

       Когда вышли, Календовский хлопнул меня по плечу:
      -Не унывай Юра, пойдём пивка хряпнем?
       Что-то мне не захотелось хряпать с ним пивка после общения с ним. Тошнота ещё не прошла.

 
Якерсон  Борис Семёнович  дал высокую оценку выигранному делу и обещал для  общей пользы привести пример всем начальникам станций. Попутно  охарактеризовал  Календовского, как весомого юриста в области. Ну, про его вес он мне мог и не говорить. Килограмм под двести будет.

Кстати,  его сын, бывший начальник  железнодорожного ОРСа,   под стать папе по весу и хватке, сейчас является владельцем нескольких магазинов в Пензе. А у него  тоже два хомяка выросли очень не худые. Думаю, не сгинут в нищете.  Яблочко от яблоньки… . Ну, что же? Это естественно. Наследственность. Эволюция. Борьба видов…. Толстые выживают худых.

       С руководителями  организаций, получающих грузы, я довольно быстро нашёл общий язык, все оказались покладистыми и никто не отказался срочно вывезти груз, но и вывозить особенно некоторые не спешили,  каждый искал оправдание типа: «Манька дома, а Ваньки нет»  или наоборот. Я делал вид, что понимаю их проблемы, но предупреждал, что грузы больше принимать не буду.
      -Ну и не надо! Мне ещё на год этого угля хватит, -наглели некоторые.

      Таким сразу по счётчику, в смысле по мозгам:
    - ЗаплАтите, как заплатил Сафонов, только побольше. На вывоз срок - два дня.

        Директор  филиала  Райпотребсоюза  Сафонов, рыжий и хитрый, как лис,  после проигранного дела стелился шёлком, со всем со мной соглашался,  но вывозил  грузы медленно – всё  равно проиграл,  не буду же я  повторно предъявлять иск. А товары продавал прямо со станции, как всегда, только чуть побыстрее обычного.  В конце концов, я ему пригрозил, что дам телеграмму в министерство о запрете приёма  вагонов в адрес этого клиента. И показал ему образец такой телеграммы, под грифом «Адрес 72».  Через неделю он весь груз вывез.

  Так пришлось познакомиться и повоевать  с каждым получателем.   Все грузы были вывезены. Вскоре с большинством из них сложились хорошие рабочие отношения.
 
  А на станции только и разговоров было - как быстро управились с неуправляемыми клиентами. Особенно хвалился  Иван Александрович, как лихо и оперативно он заставил вывезти пиломатериал. Я его при всех похвалил и вернул прежний график работы весовщиков, как обещал. Радости его не было предела. И я радовался, что он доволен. Мы жили семьями  в одном доме и вскоре подружились, хотя они уже были пожилые. Особенно приятна в общении  была  его жена, которая быстро нашла общие хозяйственные интересы  с моей молодой Клавой. 

  Первый опыт успешной работы оказался  стартовым для моего дальнейшего быстрого продвижения по службе.