Наши соседи. Нахичевань

Южный Фрукт Геннадий Бублик
(из неопубликованных научно-популярных работ естествоиспытателя-энтузиаста Остапа Мичуринюка)

***
   Прошу возможного любопытствующего читателя не удивляться не характерной для меня теме исследования. Действительно, область моих научных интересов и изысканий лежит в сфере естествознания, в изучении живого мира, окружающего нас во всем богатстве его проявлений. Но порою хочется отрешиться от трудовых дел и ради отдыха предаться иному увлечению. Попросту — хобби. Для меня таковым является наука этимология.

***
   Наверняка любой человек хотя бы раз в жизни задумывался, почему тот или иной город называется так, а не иначе. Иными словами, «откуда есть сей град пошел». Иные докапываются до истины, перелопачивая тонны архивных документов, большинство же прочих, отягощенные ленностью духа и вялостью мысли, отмахиваются от пришедшего в праздный ум вопроса. Себя я безусловно отношу к первой категории гомо сапиенс.

***
   Истоки названий одних городов лежат на поверхности. Не мудрствуя лукаво, можно легко догадаться откуда пошли названия таких городов, как Ленинград, Сталинград, Калининград, Брежнев, Хабаровск, Киров… Хотя с городом Киров оказывается не все так однозначно. Некоторые ученые связывают название бывшей Вятки не с именем революционера и партийного деятеля Сергея Мироновича. По мнению этих исследователей слово Киров имеет свое значение на иврите: Киров. ;;;;   - кирув– близость. Киров располагался неподалеку от столицы Хазарии – города Итиль на нижней Волге. То есть так назвали город древние хазары, которые говорили на иврите и, следовательно были евреями и вероятно предугадали рождение Сергея Мироновича Кирова.

***
   Происхождение имен иных городов еще более загадочны или курьезны. Здесь я хочу поведать о результате собственных разысканий, связанных с городом Нахичевань. Но сначала предыстория.

***
   Возможно вас удивит тот факт, что у Нахичевани и Австралии есть одна, роднящая их черта. Обе они основаны преступниками. Только в случае с Австралией — это были сосланные на отдаленный материк каторжане, а у истоков Нахичевани оказались беглые каторжники.
   Дело было так. Из Екатеринодара «во глубину сибирских руд» отправился большой этап преступников разных мастей, осужденных в основном по серьезным уголовным статьям. Двум каторжанам удалось бежать с этапа. Стояла темная безлунная ночь, небо к тому же затянуло плотными облаками, что значительно облегчило побег. История не сохранила фамилий беглецов. Известно лишь, что это были армянин и русский, с именами, соответственно Ованес и Иван.

***
   Вначале друзья планировали бежать в Китай, рассудив, что китайцев в Китае очень много, сколько даже сами китайцы не знают, и поэтому затеряться в этой желторасой массе будет легко.

***
   Однако выйдя на берег красивой реки и не чувствуя за спиной погони, друзья решили стать биваком. Место оказалось удачным: в реке водилась рыба, людей поблизости не наблюдалось и тогда Ованес предложил осесть здесь навсегда.
   — Э, Ваня, зачем бежать к китайцам? — спросил он русского подельника. — Тебя быстро вычислят, ты совсем не похож на китайца. И я, наверное, тоже, — подумав, добавил Ованес.
   — В Китае должно быть хорошо, — качал головой Иван, —  в Китае опий курят и грезят о лучшей жизни.
   — Опий — это хорошо, — с грустью соглашался Ованес. — Но я не люблю рис. Я люблю лаваш. Тонкий, как бумага для самокрутки. В него можно завернуть брынзу, кинзу или реган — это трава такая, которую любят армяне — и кушать.

***
   Предполагаю, что именно такие или подобные разговоры вели беглецы, и в конце концов армянин убедил русского.  Заметно повеселевший Ованес принялся рыть землянку для ночлега и укрытия от непогоды. И так это у него споро и ладно получалось, что Иван только головой крутил.
   — Эй, Ованес, ты где так научился хорошо землянки рыть? — удивился Иван. — Армения — горная страна.
   Товарищ оскалился в белозубой улыбке и пропел на мотив известной песни, более популярной, чем «Айсберг» Аллы Пугачевой. Там еще были такие слова «А как в Ростове-на-Дону я первый раз попал в тюрьму. На нары, блин, на нары, блин, на нары…» Вспомнили? Вы наверняка тоже слышали эту знаменитую блатную песню. Только Ованес спел по-своему: «На киче, Вань! На киче, Вань! На киче…». Если уважаемый читатель не сведущ в уголовном жаргоне, поясню: кича — это место отсидки, тюрьма, зона.
   Ивану настолько пришлись по душе эти слова, что он постоянно напевал их: «На киче, Вань! Накичевань! На киче…»
   
***
   Так и зажили два друга. Постепенно к ним подтянулся разный пришлый народ и всем на вопрос: «Что это за поселение?» друзья отвечали: «Накичевань». Со временем буква «к» оглушилась, превратилась в более мягкую «х». Так и возник город Нахичевань.