Пресвитер Бойко - человек, веривший в бессмертие

Василий Гапонов
Пересказать жизнь этого удивительного человека, полностью посвятившего жизнь Христу - задача не по моим писательским способностям. Придет время и необычайная история баптистского служителя Николая Ерофеевича Бойко опишут пером, способность которого будет равна ценности самой биографии.

Я рискну предположить, что экранизация могла бы получиться не менее захватывающей, чем "Колымские рассказы" Варлама Шаламова. Только это зеркально противоположные друг другу персонажи, от чего взгляд на ГУЛАГ мог бы стать для зрителя еще более интригующим и живописней. Неплохо бы посмотрев фильм "Завещание Ленина" - кинобиографию, увидеть и киноверсию о пастыре Бойко. Может, если и не "Мосфильм" заинтересуется, то "Голливуд" замахнется? Предчувствую корявость в деталях, ломанный американский акцент в русских словах и несуразный вид солдатов в шапках-ушанках, но что поделать, если родина не любит сектантов?

Знаменитый прозаик Шаламов, родился не просто в верующей семье и даже не просто в доме священника, а в доме бывшего православного миссионера, проповедовавшего на Аляске. С детства зная о Боге, Варлуша в конце концов становится закоренелым атеистом. Сладкая пилюля в виде его популярности не может устранить горечь глубокого несчастья в личной жизни и печального конца полностью одинокого старика, доживающего последние дни в доме престарелых. И жен было несколько и дочь была, а прожил как бурьян при дороге. Почитай цикл его рассказов о советских тюрьмах и там кроме ужасов ничего не найдешь!

Пресвитер Бойко практически неизвестен широкому кругу общественности. У него все было по другому. Николай вырос в семье, где ни разу не говорили о Христе, но попав в немецкий плен в первые дни войны, он в концлагерном аду находит Бога. По приговору Бойко получит 45 лет тюрьмы и 5 лет ссылки, из которых отсидит 26 лет, плюс к этому 3 года и 10 месяцев пребывание в концлагере. Тюремный стаж Бойко побольше 20-летнего у бывшего троцкиста Шаламова...

Читатель может самостоятельно почитать об ужасах лагерной жизни в книге "Верю в бессмертие", написанной собственноручно "дядей Колей", как его с уважением называли заключенные. В ней не меньше кошмаров, чем у знаменитого публициста, хотя описанных и не с тем писательским мастерством. Зато пережито не меньше. Зато можно сказать, чего точно нет у Шаламова, но в избытке имеется у Бойко.

Чего же? У христианина Николая есть... надежда, вера в Бога, милосердие. Если угодно, есть чистота душевная, незапачканная грязью искалеченных душ, заскорузлых от нечеловеческих условий жизни. В зонах Бойко тоже есть вездесущие вши, чудовищный холод карцеров (за полгода 10 раз по 15 суток за отказ от посещения политинформации!), полуголодное существование, болезни и звериная жестокость начальства. Тюремные кошмары представлены во всей широте их диапазона! А вот в жизни Бойко вы не найдете ни озлобления, ни хитрости, ни проклятия или ожесточения к Всевышнему.

Не странно ли? В тех же жутких условиях, а иногда и в те же времена сидят оба человека и совершенно иначе смотрят на жизнь! Еще недавно плененных красноармеец Коля истощен до ужаса и подумывает о самоубийстве, не видя решительно никакого выхода, пока не находит под кустом на помятом листке молитву "Отче наш" и... Появляется надежда! Появляется жгучее желание жить! А еще Коля получает целый ворох откровений о Боге. Кто бы мог подумать, что в простой молитве можно найти столько открытий! Никто не промывал ему мозги религией, не было рядом распространителей "опиума для народа", а был только он и... Бог. Душа сама рвалась к небу!

Без церкви, без верующих и даже Библии не было под рукой! Господь подсказывал как надо себя вести, чтобы не грешить. Мог ли Николай ожесточиться на Бога? Почему нет?! Я - молодой человек, пашу на немцев, меня бьют какие-то гады. Призывали служить в армии Власова - не захотел поднимать оружие на соотечественников. За это был нещадно поколочен. Сбежал к своим, когда уже война докатилась до Одера. Успел повоевать в битве за... Берлин. Разве не молодец? Успеет и с японцами схлестнуться в битвах.

Молодец-то молодец, да... 15 лет тюрьмы уже в советских концлагерях. За что?!! За то, что комсомолец Коля не успев принять присяги и не имея под рукой оружия, не нашел винтовки и не застрелился. Так офицер НКВД пояснил. Что же, можно начать и желчью брызгать по сторонам от чувства несправедливости. Бог миловал, вместо 15 довелось отсидеть почти 9 в Воркуте и уже там основательно стать христианином. Вот ведь, один выходит из острога законченным уркой, а от этого грязь скатывается как от лотоса.

И вот родина - Николаевская область, город Вознесенск. С ходу Николай окунается в жизнь местной общины евангельских христиан баптистов, занимаясь с молодежью. Могу сказать, что в семейной жизни Шаламов проигрывает Бойко на 100 процентов! Супруга проповедника знает, что муж-служитель рано или поздно сядет в тюрьму, но полагается на волю Божью. Через всю жизнь пронесет супружеская чета Бойко взаимную любовь. Ей одной придется поднимать... 8 детей, когда кормильца посадят в тюрьму за веру в Господа. Не бросит, не разведется и дети его не забудут. Будут ездить к нему за 11 тыс. километров с детьми на свидание в Комсомольск-на-Амуре. Приедет к нему в ссылку в какой-то медвежий угол не хуже жены декабриста.

Ой, будут прессовать несгибаемого пресвитера по полной программе! Знает советская власть: в ее сетях находится один из бескомпромиссных лидеров евангельского движения. Творчески выполняют свой "труд" зоновские представители карающих органов. Диву даешься от их хитростей! Бывало зеков старались натравить на "богомольного", почти за за полгода 157 суток карцера. Умащивали стать кладовщиком сторожем магазина, заведующим столовой, запевая песнь о его кристальной честности. Зачем?

Чтобы его истощенное тело надавило на дух и дало согласие, а потом можно было бы обвинить в растрате и посадить по чисто уголовной статье. Было и направление в дурдом! Была и попытка сфотографировать с женщиной, выдающей себя за сестру во Христе для дальнейшей компрометации. Много и других козней оказались тщетными. Искусно сплетаемая паутина интриг от лагерного начальства постоянно разрывалась...

Как верующий я понимаю, что все эти происки были от лукавого и все эти конвойные, замполиты с КГБ-эшниками лишь слепое орудие дьявола. И все же не покидает мысль: неужели совсем у этой "гвардии" совесть была сожжена? Потеряна всякая человеческая жалость, милосердие и чувство справедливости? Ведь не могли они не знать об абсолютной безобидности таких вот "бойко", "грачевых", "храповых", "антоновых" и еще сотнях всецело безукоризненных в нравственном отношении верующих. Не могли не знать. Истинные христиане не бунтуют, не воруют, не режут, а честно работают, не причиняя никому вреда.

- Они не виноваты!!! Им приказали начальство свыше!!!

Слушайте, пусть приказали. Пусть свыше. Но зачем же так жестоко и с творческим подходом? Пускай не разделяешь их идеологии, не воспринимая христианского мировоззрения, но ты же не можешь не знать, что оговариваешь АБСОЛЮТНО невиновного?! Все эти издевательства в изощренных формах происходили не в сталинские времена, а в... 1980-е годы! Во времена... перестройки, когда Горбачев клялся, что за веру у нас не сидят.

Представляю, как сегодня эти бывшие изуверы-замполиты и КГБ-эшные ломатели душ получают достойные пенсии, принимают поздравления с юбилеями и профессиональными праздниками. Интересно, совесть их хоть чуток мучает по ночам бессонницей? Или все нравственные предохранители сгорели еще в ранней молодости на необъятных колымских просторах? Один из замполитов встретился случайно с Бойко и... просил у него прощения. Все-таки не у всех камень в груди.

Стоило ли губить жизнь ради Христа? Не раз этот вопрос звучал в адрес исповедника веры Николая Бойко:

- Да Библия полна противоречий! Это обычные басни Крылова! - пренебрежительно кидало тюремное начальство.

- Нет, товарищи! Библия совсем не басни Крылова!

- Докажи!

- Вы видели, чтобы в тюрьме кто-то сидел за басни? А я сижу...

Сейчас ходить в храм или молитвенный дом ничего не стоит, а в те времена за это надо было платить огромную цену. И платили. Многие верующие. Они могли выйти в любой момент на свободу. Только подпиши отречение от веры в Бога и сразу бы попадешь под амнистию. Еще и сподобишься стать героем каких-нибудь журналов на вроде "Наука и религия". Так и не дождалась антирелигиозная пресса своих героев.

Советское время богато примерами не только мучеников от православия. Там было множество протестантских страдальцев за Христа. Неплохо бы не забывать об этом факте, дабы в очередной раз не впадать в однобокость оценок. Независимо от конфессиональной принадлежности, они все верные сыны и дочери Небесного Отца. У них есть чему поучиться и чему подражать. В том страшном времени была и одна положительная сторона: пока верующие во Христа сидели в лагерях, им не приходило в голову бросаться друг в друга кличками. Ведь сидели-то все за Христа! Неплохо бы понять эту простую истину, не дожидаясь повторения прошлого...


P.S. http://www.blagovestnik.org/books/00423.htm - здесь расположена книга "Верю в бессмертие", от прочтения которой можно получить удовольствие куда большее, чем от моей статьи. На том же сайте есть биографии "грачевых", "храповых", "антоновых" и других интересных личностей
На фото пресвитер Николай Бойко (1923-2003)