1. Первый блин

Владимир Крылов
Это было первое наше с Ниной лето в статусе супругов. Свадьбу сыграли осенью, но на свадебное путешествие не было ни времени, ни средств: оба – студенты, нужно учиться, а заработанные летом в стройотряде деньги ушли на покупку мебели и на скромную свадьбу в столовой студенческого общежития.  Но я мечтал положить к ногам любимой самое лучшее, что было в моей жизни – горы Тянь-Шаня.
Доходы наши были более чем скромными: две стипендии плюс моя работа на полставки *). Но суровая экономия позволила к следующему лету скопить сумму, достаточную для перелёта Ленинград – Самарканд и обратно. А на питание в походе – супы в пакетиках, крупы да сахар – много не требовалось.
Нина впервые оказалась в горах и была в полном восторге. Мы легко проходили под рюкзаками по 20 – 30 км в день по горным тропам, пересекали ледники на высоте 4000 м, переправлялись через горные реки, а это – самый опасный элемент горного туризма… Легендарный эдельвейс стал для нас обыденным цветком…
Но мне всё было мало, и я решил после похода прошвырнуться по маршруту Самарканд – Бухара – Хива, посмотреть эти древние города. А поскольку денег на билеты у нас не осталось, перемещаться предполагалось на товарных поездах.
Опыта таких поездок у меня не было. Поэтому я выведал у тётки-обходчицы, какой из составов идёт до Кагана, в десяти километрах от которого находится славный город Бухара, о котором я грезил с детства, взахлёб прочтя «Приключения Ходжи Насреддина». Дождавшись темноты, мы пошли по путям вдоль состава в поисках незапертого вагона. Ни одна дверь не поддавалась. Тогда я решил забраться в так называемый полувагон – вагон со стенками высотой около двух метров без крыши. Двери у полувагонов расположены в торце и всегда распахнуты, а некоторые полувагоны – вообще с открытыми торцами без дверей, так что забраться в них – легче лёгкого.
Мы залезли в один такой полувагон и затаились, дожидаясь отправления. Через некоторое время послышались голоса. Они приближались, и вдруг совсем рядом залаяла собака! Увы, я не знал, что перед отправлением вдоль каждого состава проходит патруль с собакой, чтобы вылавливать незваных «пассажиров». В тех краях лето долгое и тёплое, фрукты дешёвые, и на их сборе всегда можно подзаработать, поэтому на летний сезон туда со всей страны съезжается всякий сброд. Перемещаются они на товарняках, взламывая и обкрадывая вагоны, иногда устраивают пожары… Поэтому меры безопасности на железных дорогах там очень серьёзные.
Нас вытащили и повели в отделение железнодорожной милиции – маленький глиняный домик тут же у путей. Там сидел толстущий узбек-лейтенант. Презрительно глядя заплывшими жиром глазами, он приказал предъявить документы. Наши ленинградские паспорта произвели на него впечатление. Ленинградцев уважали по всему Союзу. Взгляд начальника подобрел.
Я стал сочинять, что мы шли вдоль путей, чтобы выйти из города и найти место для ночлега в палатке, как вдруг впереди появилась компания каких-то пьяных парней, и мы спрятались от них в вагоне. Но оказалось, что ходить вдоль путей тоже запрещено.
Начальник приказал выложить всё из карманов. А что могло быть в карманах у молодого мужа? Ну, конечно же, упаковка резиновых «изделий №2». Может быть, в азиатских республиках использование этих изделий считалось неугодным Аллаху, а, может, милиционер просто позавидовал мне, глядя на мою красивую юную спутницу,   но настроение его мгновенно качнулось в другую сторону, и я был приговорён к штрафу в три рубля. Сумма небольшая, цена бутылки водки в то время. Но это была половина всех имеющихся у нас денег!
Я попытался уговорить его, но он, с ненавистью глядя на меня, отрезал:
- Меньше будешь презерватив покупать!
Обескураженные таким началом нашего путешествия, мы вышли в тёплую южную ночь. Я удручённо соображал, как же мы проживём на оставшиеся деньги, но моя верная подруга, как всегда, поддержала меня в трудную минуту, нежно поцеловав со словами:
- Главное – что нас отпустили!
Это, действительно, было главным.
Но что же дальше? Надо устраиваться на ночлег. Неподалёку я увидел кучи досок, сложенных вдоль путей. Мы забрались между штабелями, чтобы нас не было видно, и стали распаковывать рюкзаки,  доставая спальники. Вдруг Нина воскликнула:
- Смотри!
Я поднял голову и увидел, что состав, с которого нас сняли, тронулся и медленно  набирает скорость.
Пошли! – воскликнула Нина. Накинув рюкзак, она подбежала к путям и вдруг, как кошка, прыгнула, уцепившись за лесенку вагона. Подбежав, я помог ей подтянуться и следом сам, ухватившись руками за боковины лесенки, вскочил на ступеньку. Мы перелезли через стенку полувагона. Он оказался на две трети высоты  заполнен бухтами толстой стальной проволоки, обильно смазанной маслом. Мы присели на корточки, ухватившись за бухты, чтобы не упасть от толчков набравшего ход поезда, и счастливо глядели друг на друга: мы едем!
Вблизи станции состав несколько раз проезжал под проходящими над путями мостиками с направленными вниз мощными прожекторами. Оттуда мы были видны, как на ладони, но, к счастью, ни на одном из этих мостиков не было охранников.
От сидения на корточках ноги наши быстро затекли, но встать было невозможно: мы бы сразу упали. На счастье, поезд вдруг остановился, и мы перелезли в соседний вагон, наполовину заполненный обрезками деревянных реек. Совершенно измотанные, мы расстелили спальники и, не чувствуя впивающихся в бока реек, уснули сном младенца.

Продолжение - http://proza.ru/2013/03/05/1088
___________________________________________________
*) Рассказ «Ухо летучей мыши»     http://proza.ru/2013/01/21/472