Последняя высота Йозефа Ратцингера

Николай Старорусский
При внимательном взгляде события вчерашнего  дня  дают повод для многих размышлений.  Вот прощание с кардиналами – видно, как по-разному относятся к Римскому епископу его ближайшие сотрудники и помощники.  В момент, когда они уже не зависят от Папы, и, возможно, излишняя теплота прощания не пойдет им на пользу в дальнейшем.

 Многие целуют его  руки – причем  иногда  обе, не только перстень. Иные при этом припадают на колено. Те, кто хочет сказать что-то неформально личное,  приближают уста к самому уху понтифика – подальше от распорядителя, поторапливающего кардиналов.   У некоторых видна искренняя печаль.   Соответственно, и лицо Бенедикта XVI  оживляется, когда он говорит не обще-ритуальные, а индивидуальные слова некоторым из кардиналов.

Но немало и таких, которые проходят быстро, с чуть заметным наклоном головы.  Думается,  жизнь  и служение понтифика были  непростыми в эти годы.

Приятно было видеть  множество верующих на площади. «Простота и мужество», - так назвал отличительные черты Папы один из них.   Несомненно, но не только…

Сам отлет из Ватикана – думаю, последний раз, когда Бенедикт     мог обозреть Землю с поднебесной высоты,  имел и какое-то символическое измерение. 

Уход Папы придал оживил историю римской церкви, разделил ее на периоды ДО и ПОСЛЕ.  Как, впрочем, и само служение.

Он говорил, что никогда не стремился стать Папой. Я верю в искренность его слов: для интенсивно думающего научного работника даже руководство одной лабораторией - мучение. Что уж говорить о необъятном...

Каюсь, у меня из головы не выходило евангельское
«Се, оставляется дом ваш пуст»,
когда я следил за белым вертолетом в ярко-голубом небе.  Пусть не в полном смысле, и все же -  такого римского епископа мы больше не увидим. 
Настоящий большой ученый, блестящий теолог –Моцарт богословия, как нередко называли его -  и философ. Несколько его книг  можно купить в наших магазинах – даже в обычных типа Буквоед.  Право же, стоит посмотреть хотя бы.
(Здесь необходимы оговорки. Хотя БОГОСЛОВИЕ – непосредственный перевод греческого ТЕОЛОГИЯ, первое слово правильнее сохранить только для редких   избранников, своей жизнью достигших уровня богопознания. Теология же – ближе к религиозной философии.  И, конечно, догматические различия неизменны, хотя не везде явно проявляются).

Как мне приходилось писать ( http://proza.ru/2013/02/15/790 ), Папа продолжал научно-теологическую работу и после избрания.  В одном из предисловий написано, что у него было всего несколько свободных часов по вторникам.   Как я и предполагал, такое соединение служений вызывало беспокойство, проявляющееся в чужих предисловиях   
Может, я ошибаюсь, но иногда на горизонте возникает  возникает  гигантская тень   Фомы   Аквинского.

                _____________________________

Анекдотическое сетование какого-то продавца из Кастелль Гандольфо, что  «образы» - видимо, портреты -  Бенедикта расходятся не так бойко, как его предшественника, к сожалению,  хорошо соответствует тому уровню, на котором  массовка и, в частности, доктора  разных «болитологических» наук комментируют уход и личность Бенедикта  XVI.   

Удивляет их, например, что Папа одновременно пытался «вводить новшества» - отменить целибат священников и «оставался твердым консерватором»  по вопросам абортов, перверсий итп.  Но первое и было бы «ультраконсерватизмом» - возвратом к обычаям времен неразделенной церкви.  А твердость во второй группе вопросов – необходимое условие того, чтобы сообщество людей могло продолжать называться Церковью (вообще говоря, недостаточное).  В книге «Вера, истина, толерантность» есть интересный философский анализ связи со свободой.

Кстати, именно совпадение или близость позиций Православной и Римо-католической церкви по многим «житейским»   вопросам дает возможность для действий в одном направлении.  О каком-либо «объединении» говорить бессмысленно. Различия человеческими силами неустранимы.
              _____________________________

К сожалению, во время последнего выхода Бенедикта XVI на балкон – уже в Кастелль Гандольфо – комментаторы болтали (как раз о том, что они не могут понять речь).  Мне удалось только разобрать, что он начал с итальянских слов «дорогие друзья»  и потом повторял речь на нескольких языках – возможно, и на русском.  На французском назвал себя паломником, странником. Судя по неформальному началу и – насколько можно понять по репортажу – отсутствию благословения собравшихся, в этот момент Бенедикт XVI  уже не считал себя понтификом.
                ___________________

Итак,  впереди у римо-католиков – а, тем самым, у большой части всего мира – новая глава  жизни. Будет там и соблазн  нового аджорнаменто – приспособления к текущим настроениям мятущегося мира.

Но уверен, что вот эту живую новизну, которую  принес – в том числе и своим уходом – Иозеф Ратцингер -  вчера чувствовали очень многие.  Да что говорить – я и сам не ожидал три недели назад, что буду апологетом римского епископа.

Жизнь открыта будущему…

Фото из Яндекса