Глава 2. Шийе

Сворн Турайсеген
Подняв голову, я молча осматривал то место, где мы оказались. Достаточно высокая пещера, потолок которой терялся в перламутровом тумане, не походила ни на что из ранее виденного мной.
  Каменную поверхность, включая стены и пол, покрывали какие-то тонкие белые кристаллы, излучающие необычный свет. В спелеологии я не разбирался от слова совсем. С минералогией было получше, однако не настолько, чтобы я мог распознать с первого взгляда тот или иной минерал.
  Тем не менее, меня невероятно удивило, что исходящего света не было видно снаружи. Даже когда появился проход, зиял он абсолютной чернотой без малейшего намёка на свет.
  - Как это получается? - растерянно спросил я, не особо ожидая ответа. Так как - вопрос получался весьма риторическим.
  - Они горят только, когда в пещеру не проникает посторонний свет, - негромко ответил спасённый юноша и внимательно посмотрел на меня, словно пытаясь понять, кто я и откуда взялся. Нужно сказать, с моей стороны был аналогичный интерес.
  Мой спутник был достаточно гибким и стройным. Ниже всего лишь на каких-то полголовы. А если учесть, что мой рост - добрых метр восемьдесят пять, то жаловаться особо было не на что. Кожа светлая, почти белая, с каким-то странным оливковым оттенком. Черные брови и ресницы. Высокие скулы, узкий подбородок. Словно выточенный из молочного нефрита прямой нос. Губы красивые, ближе к тонким, чем к полным, но при этом совсем не портят впечатления. Глаза... Глаза удивительного насыщено-зелёного цвета, как драгоценные турмалины, в которых пляшут серебристые искры. Возможно, это было всего лишь результатом нашего "пещерного освещения", но глаза парня зачаровывали. Несмотря на явные монголоидные черты лица, я был поставлен в тупик и не мог определить - к какому народу относится стоящий передо мной человек.
  Чёрная с зелёным отливом ткань скрывала его с ног до головы, оставляя на виду лишь лицо, часть шеи и кисти рук.
  Юноша внимательно рассматривал меня, словно не мог поверить своим глазам. Почему-то мне показалось, что ему не больше двадцати лет. Больно уж молодо он выглядел.
  - Кто ты? - спросил я. - И что сейчас было?
  Второй вопрос прозвучал не очень понятно, однако четче выразиться я не мог. Нужно заметить, меня самого удивляло, почему вместо того, чтобы испугаться, я дал по шее существам, которых до этого ни разу не видел. При этом, скорее испытывал отвращение и раздражение, нежели страх.
  Странно... Так! Ну, хватит! Что-то на протяжении последнего часа я не расстаюсь с этим понятием.
  - Меня зовут Шийе, - парень отвечал с неохотой, словно ещё не совсем для себя решил, нужно ли называть своё имя. - Я из племени йин.
  - Меня Костя, - представился я, пока он думал, как объяснить то, что только что происходило у нас на глазах.
  Да, Костя. То есть Константин Александрович Вильковский, преподаватель истории в екатеринбургской гимназии номер тридцать пять, двадцати семи лет от роду. Телосложение спортивное, брюнет, глаза зелёные, кулак тяжёлый, терпение ангельское. Внешне ни за что не спутаешь ни с тибетцем, ни индийцем. Славянский тип, как ни крути. Поэтому понятна реакция юноши. И в то же время... он довольно странно смотрел на меня, будто пытался отыскать знакомые черты.
  - Это слуги Даруйи... - тут он сказал слово, которое было похоже на "смерть" на хинди, однако уверенным на сто процентов я быть не мог. - Нам нужно уходить.
  Час от часу не легче. Кто у нас эта самая Даруйя-смерть и чем это грозит, я понятия не имел. Правда, если эти ребята снаружи к ней имеют прямое отношение, то приятного мало.
  Не теряя больше ни секунды, Шийе ухватил меня за руку и потянул вглубь пещеры.
  - Сюда они не войдут, но и оставаться не стоит, - сообщил он, уверенно проходя вперёд.
  - А откуда они берутся? - задал я волнующий вопрос. - Что-то я такого ни разу не видел. Да и вряд ли науке известны такие существа.
  - Наука... - он покачал головой. - Всё не так просто.
  Мы быстро шли по окутанному мягким светом проходу вглубь пещеры. Мой проводник, кажется, прекрасно знал эту дорогу, шагая уверенно и спокойно.
  - Куда мы идём? - поинтересовался я, прекрасно понимая, назад уже пойти не получится и, скорее всего, придется ночевать где-то здесь.
  - В Каламсу, - Шийе бросил на меня быстрый взгляд; зелёные глаза, казалось, сверкнули. - Это моё поселение, оно расположено совсем близко. Там старейшина. Он сможет всё разъяснить тебе.
  Очень хорошо. Просто замечательно. Мы идём в гости к старейшине. Этого ещё не хватало!
  - Послушай, парень, - осторожно начал я.
  - Шийе, - терпеливо повторил своё имя юноша.
  - Да, Шийе, - исправился я. - Понимаешь, я не очень-то настроен знакомиться с людьми в таком виде и в таком состоянии.
  Я уже не стал говорить, что змееподобные зверушки какой-то Даруйи меня тоже не приводят в дикий восторг.
  - Я знаю, - еле слышно ответил он, опустив голову. - Но сейчас нельзя возвращаться... Нельзя. Хоть цхан тебя и не тронули.
  - Цхан? - удивлённо переспросил я.
  - Да, - кивнул он. - Все, кто переходит на службу Даруйи-смерти, именуются именно так.
  Цхан, цхан... Хм, что-то такое знакомое. А, точно! Тибетцы называют своих подземных духов цхун. Возможно, это схожие понятия? Хотя, нет. Не так. Те, что получали от меня по голове и прочим частям тел, на духов никак не походили.
  Мы свернули в узкий тёмный проход. Здесь не было освещающих минералов, поэтому мне пришлось достаточно тяжело. Ибо в темноте я видел так же хорошо, как разбирался в спелеологии.
  В очередной раз споткнувшись и тихо прошипев что-то нецензурное, я был тут же подхвачен неожиданно сильными руками спутника.
  - Осторожнее, здесь камни. Смотри под ноги, - послышался его голос.
  - Очень дельное замечание, - фыркнул я. - От того, что я под них буду смотреть, легче мне не станет.
  В темноте повисло неловкое молчание.
  - Прости, - тихо попросил Шийе. - Я забыл, что вы не видите в темноте.
  От такого признания я чуть не споткнулся снова.
  - "Вы" - это кто? - уточнил я.
  - Те, кто живёт по ту сторону гор, - последовал ответ.
  ***
  Проводник вывел меня из пещеры, однако сказал, что переночевать придётся на уступе. Потому что спускаться сейчас очень опасно. По дороге он кое-что рассказал о своём народе. И хотя и смутно, но я понял, что живущие здесь, в кольце Гималайских гор, совсем не похожи на тех людей из Дарамсалы.
  Мы разожгли костёр, я вытянул из рюкзака свою провизию, которая и послужила нам диетическим походным ужином.
  Мой спутник сразу хотел отказаться от еды, однако я настоял. Несмотря на то, что есть в компании я не люблю, оставлять человека голодным было просто невежливо.
  Шийе снял черную ткань, скрывавшую его голову, и я с удивлением обнаружил, что волосы юноши песочно-золотые, свободно спускаются до плеч. Хм, интересно. Кто такие эти йин и почему их люди выглядят столь невероятно? Монголоидные черты лица, но светлые глаза и волосы. И белая кожа. Почему-то вспомнилась одна из легенд о происхождении тибетцев: рослые светлокожие воины пришли к китайцам и забрали себе самых красивых женщин. Те смирились со своей долей и, позабыв родину, стали матерями новому народу - тибетцам. Это всего лишь легенда, но почему-то мне показалась, что в чём-то она не так уж и далека от истины.
  - Почему ты на меня так смотришь? - спросил мальчишка (а без черного покрова ткани он смотрелся именно мальчишкой).
  - У тебя необычная внешность, - ответил я чистую правду.
  Шийе чуть пожал плечами.
  - Мы все так выглядим. Такими были наши предки, такими рождаемся и мы, - он протянул мне назад пластиковую коробочку от бутербродов. - Спасибо за еду.
  - На здоровье. - Я забрал её. - А кто они, ваши предки?
  - Ты, как я понимаю, чужестранец? - зелёные глаза внимательно посмотрели на меня.
  - Да, я из России, - ответил я, - здесь в отпуске.
  По лицу юноши не было понятно, знакомо ли ему название моей страны или нет. Тибетская глубинка? Да что-то после встречи с теми змеями я сомневаюсь.
  Шийе мотнул головой и потер глаза. Кажется, он уже выбился из сил. И хоть честно отвечал мне на вопросы, я всё же понял, что дается ему это тяжело.
  - Наш старейшина много знает. Он ответит на все твои вопросы. Я знаю лишь кое-что.
  Я вздохнул.
  - Хорошо, давай отдыхать. Утро вечера мудренее. Как тебе такое предложение?
  Шийе посмотрел на меня, на тонких губах появилась тень улыбки.
  - Мне оно нравится.
  ***
   
  На ночлег пришлось устроиться в пещере, причем использовать для этого дела мой спальный мешок. Юноша устроился рядом, почти мгновенно отключившись от реальности. Поначалу у меня заснуть не получалось, однако через время я и сам провалился в дрёму.
  Не знаю, сколько прошло времени, но в какой-то момент я открыл глаза от того, что чьи-то пальцы с силой впились в мой рукав. Потом до дошло, что это мой спутник. Ему явно снился дурной сон. Шийе вздрогнул и прижался ко мне крепче, дрожа от холода и страха.
  - Тише, ты в безопасности, - шепнул я, осторожно прижимая парня к себе и поглаживая по золотисто-песочным волосам.
  Видно, в борьбе с кошмаром было не так просто, и он невольно тянулся к тому, кто мог защитить и утешить. Но каким образом? Впрочем, если вспомнить преследователей Шийе, то удивительного мало. Он испугался, и человек, сумевший отогнать этих тварей, автоматически становится спасителем и покровителем. Пусть даже от ночного кошмара.
  Хотя... Почему-то мне показалось, что Шийе ведёт себя так, словно частично меня знает.
  Словно в подтверждение этих мыслей, он обвил мою шею руками и потерся носом о скулу.
  Я замер. Ведёт себя как ребёнок. Очень доверчивый ребёнок. Странно. Но прогонять его я не собирался. К тому же так было теплее.
  Подул лёгкий ветерок, где-то вдалеке захлопала крыльями ночная птица. Через время Шийе успокоился и, кажется, провалился в спокойный глубокий сон. Я снова провел пальцами по светлым волосам, Шийе тихо выдохнул и неожиданно чуть улыбнулся во сне. Надо же. Он красивый. До этого я хоть и рассматривал его, но явно много чего упустил. Но сейчас это можно было сделать, не волнуясь, что это его смутит. Завтра придется всё расспросить у него. А возможно, и узнать много интересного для себя. В конце концов, старейшина должен знать куда больше, чем молоденький мальчик. Потому что место, в которое я попал, вряд ли значится где-то на карте. Почему я так думал? Предчувствие. Ну, или как там ещё его можно назвать? Вопросов, конечно, тьма. А вот ответов ноль.
  Я вздохнул и посмотрел на юношу.
  - Ничего, - шепнул я. - Утром обо всём поговорим. А пока спи крепко и спокойно. Никто тебя не тронет.
  И это было чистой правдой.