Кладбище как объект мировой культуры

Михаил Лукашкин
     В современной мировой практике кладбище превращается из просто места для захоронения усопших в музей под открытым небом. Ясно, что речь идёт о тех некрополях, которые включают в себя захоронения так или иначе прославленных деятелей науки, образования, медицины, культуры или искусства. Естественным образом такие места становятся объектом паломничества. Люди со всего мира приезжают, чтобы  увидеть могилы известных людей – писателей, композиторов, учёных. Во многие экскурсионные маршруты включены «точки соприкосновения» с давно уже ушедшим миром – кладбищенские маршруты.
Говоря о России, следует также учитывать некоторые особенности, имеющиеся на нашей родной земле. Для русского менталитета кладбище – такое место, где человек может встретиться со своими усопшими родственниками и (или) друзьями, поразмышлять, сосредоточиться на своём жизненном пути.


     Но есть примеры и в русской истории, которые показывают, что кладбище может быть «музеем под открытым небом».  Для Москвы это Старое Донское, где похоронено множество знатных людей, для Северной Пальмиры – кладбища Александро – Невской Лавры и Новодевичьего монастыря, для Екатеринбурга таким местом туризма может стать Ивановское кладбище, что возле Иоанно – Предтеченского кафедрального собора, никогда, кстати, не закрывавшегося, даже в годы СССР. Первые захоронения были произведены там ещё в 1810 – х годах. Там похоронено множество уральских деятелей культуры и искусства, есть могила одной из настоятельниц Ново – Тихвинского женского монастыря, также там упокоены солдаты, погибшие во время ВОВ, имеется могилы П.П. Бажова, а также одного из участников расстрела семьи последнего императора – Петра Ермакова.  Если говорить о кладбище в целом, то это интересное место. Являясь самым древним из некрополей Екатеринбурга, оно может быть не только туристическим центром, но и исследовательской базой: многие надгробия, оставшиеся с царских ещё времён, могут быть рассмотрены как искусствоведческий, если хотите, материал.


                Привожу примеры из мировой практики:

1. Лычаковское  кладбище (Львов)  – часть  львовской  истории,  которой  невозможно  не  уделить  внимания.  Как  и  парижское  кладбище  Пер-Лашез,  Лычаковское кладбище  является   одним  их  наиболее  старых  и  выдающихся  некрополей  Европы.  Часовни,  надгробья  создавали  выдающиеся  австрийские,  польские  и  украинские  скульпторы.К  мемориалу  «Лычаковское  кладбище»  относятся  Марсовое  Поле,  Холм  Славы,  Мемориал  воинов  Украинской  Галицкой  Армии,  Захоронение  Орлят.Длительность  экскурсии  - 1,5-2,5  часа .


2. Кладбище Cimitero Monumentale – музей под открытым небом .  Чимитеро Монументале (Cimitero Monumentale) в Милане является одним из самых красивых кладбищ в Европе. Это настоящий музей скульптуры и архитектуры, находящийся под открытым небом. Построено в 1866 г. по проекту итальянского архитектора Карло Мачиакини. Здесь похоронены знаменитые композиторы, музыканты, поэты, писатели, художники. На Чимитеро Монументале покоится прах великого Джузеппе Верди, музыканта Владимира Горовица, дирижера Артуро Тосканини, художника и дизайнера Бруно Мунари. Это место наполнено тишиной и печальной красотой.



3. Кладбище Пасси, Париж (Франция) . Кладбище было открыто в 1820 году в обеспеченном квартале Пасси вблизи Елисейских полей, что сделало его местом захоронения парижской аристократии. Кладбище Пасси совсем небольшое, - в нем и сейчас всего-то две с половиной тысячи могил. Здесь покоятся лишь те, кто при жизни относился к сливкам французского общества. Впрочем, ничего удивительного: ведь в западной, самой буржуазной, части города живут политики, аристократы, преуспевшие деловые люди, богатая интеллигенция. Кладбище Пасси  не относится к числу посещаемых туристских объектов, сохраняя свою вальяжность и тишину в суете и никогда не смолкающем шуме площади Трокадеро. Имена, выбитые на плитах, отличаются знатностью происхождения и местом в истории. На крохотном кладбище покоятся и русские Романовы, и представители княжеского рода Гримальди, и потомки Талейрана. Здесь же крупные политические деятели Франции, с чьими именами связана история двух мировых войн, первые покорители неба, финансовые магнаты. Так что скромные могилы Мане, Дебюсси или Фернанделя не так-то легко заметить среди обилия громких исторических персонажей. Кладбище устроено, как висячий сад, оно возвышается над площадью Трокадеро, скрытое за богатой листвой каштанов, и сразу его заметить трудно. Для того, чтобы в него попасть, необходимо обогнуть холм и пройти через монументальные ворота, созданные архитектором Берже. Это кладбище похоже немного на музей под открытым небом: что ни надгробие, то работа известного скульптора. Свой след здесь оставили и Роден, и Цадкин, и Ландовски. Памятники XIX столетия легко отличить от современных. В прошлом веке усыпальницы строили из белого парижского камня, а сегодня в моде более дорогие материалы: мрамор и гранит.






Европа давно уже использует опыт кладбищенских экскурсий. Россия, следуя мировой традиции, постепенно также приобщается к этой практике. Правда, больше  это происходит, так скажем, по частной инициативе, когда отдельные люди, интересуясь историей своей страны и культуры, изучают кладбищенский материал. Считаю, что это весьма интересное направление для туристических агентств и краеведческих музеев.




На иллюстрации - Старое Донское кладбище (Москва). Фото из Интернета.