14. I. Чудная дубинка. И. А. Худяков

Стив-Берг
14. ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ ГОРЫ.
I. ЧУДНАЯ ДУБИНКА.
В некотором городе жил царь с прекрасной супругой.
Однажды прогуливалась она в саду и вдруг пропала так, что ее никак не могли найти.
От неё осталось три маленьких сына.

С тех пор минуло десять лет, и мальчики выросли.
Однажды они спросили у отца: «Отчего у нас нет матери, а у других есть?»
«И у вас была мать, - отвечал им царь, -  да она уже давно пропала в саду».

Тогда сыновья решились отыскать свою мать, где бы она ни была; сперва старший отправился в путь, взял с собой лук и меч, сел на коня и был таков.
Ездил он несколько времени и встретил старика; старик и спросил его: «Куда ты едешь?»
 "Не твое дело, — отвечал царевич, - еду, куда мне хочется.
«Однако скажи; ведь, от этого хуже не будешь». - Сказал старик.
А царевич все гордился и сказал старику: «Молчи и убирайся!»
Старик все таки не отставал от него и принудил его наконец, сказать, куда он едет.
Тогда царевич сказал, чтоб отвязаться от него: «Я поехал искать свою мать, а тебе что до этого?»
"Ах, царевич, — отвечал старик, — кажется, напрасно вы ее ищете: вот поезжайте по этой дороге, попробуйте, выстрелите в дуб [***см. выше], который в конце дороги. Если стрела угодит в дуб и пройдет через него, так это знак, что вы найдете свою мать; потому что похитивший вашу мать сказал, что только тот её найдет, кто прострелит этот дуб". 
Расстались они; старик пошел своей дорогой, а мальчик вскоре увидал дуб и подумал про себя: «Дай попробую, выстрелю в него».
Взял лук и выстрелил, но не попал в дуб; стрела пошла мимо.
Потом подумал: «Не стоит обращать вниманье на слова старика».
И поехал дальше.
Ездил он несколько дней; и когда он долго не возвращался домой, средний брат отправился в путь и поехал по той же дороге, как и первый.
Встретил старик и его и спросил, куда он отправляется.
Он долго не говорил ему; но наконец, чтоб отвязаться, сказал, что он ищет мать свою.
Старик приказал ему целить в дуб и сказал, что он наверно найдет её, если стрела попадет в дуб.
Царевич выстрелил, но стрела полетела мимо дуба; он все-таки продолжал свой путь и не возвратился домой в назначенное время.

Тогда младший царевич просил отца пустить его искать свою мать.
Царь не хотел отпустить последнего своего сына, но он все-таки уехал и отправился по той же дороге, как и братья.
Вскоре он встретился со стариком и подумал про себя: «Дай-ко [«дай-ка» - давай] я спрошу у этого старика; может быть, он знает, как мне найти мать».
Приехал к старику, стал скрашивать: «Не видал ли ты двух молодых путников, искавших свою мать?»
Старик сказал, что видел их и прибавил: "Они очень горды, даже не хотели говорить со стариком! А вы куда?"
«Я тоже ищу свою мать, — отвечал царевич, - не знаешь ли ты, старик, как мне её найти?"
"Кажется, вы ее не найдете, — сказал старик, — поезжайте к дубу, если стрела угодит в этот дуб и пройдет через него, так вы найдете ее».
Царевич поблагодарил старика за совет, поехал к дубу, прицелился и прострелил его.
Довольный этим царевич отправился дальше и вскоре приехал к большой горе, которая заграждала ему путь.
В ней были большие ворота, и царевич хотел войти в них; но тут явилась служанка, запретила ему отворять ворота и сказала, что хозяин её скоро воротится.
Притом приказала царевичу удалиться поскорее, а то беда.
Царевич послушался и поехал по дороге, ведущей возле горы, но спросил еще: «Содержится ли у вас такая-то женщина?»
Девушка созналась в этом [призналась, рассказала, поведала о…]  и описала её наружность.
«Это моя мать». — Сказал тогда царевич и расстался с девушкою.

Через несколько времени он встретился со старшим братом, у которого он начал спрашивать, как идет дело; тот отвечал, что еще не мог найти [мать].
«Я тоже не нашел». — Сказал младший, и они поехали дальше, пока не встретили среднего брата.
Тот тоже сказал, что не мог найти матери и присоединился к ним.

Вскоре они опять приехали к воротам в горе, где уже был младший брат.
Служанка опять стояла у ворот; они спросили: "Дома ли хозяин?" 
Она отвечала, что он удалился по делам на три дня.
Тогда они приказали ей отворить ворота; но она отвечала, что их нельзя отворить, потому что на них большой колокол, который звенит, когда они отворяются и что хозяин тогда тотчас возвратится.
Что делать?
Подумав несколько, царевичи выкопали под воротами большую яму и через неё взошли в гору.

Девушка сказала им, где их мать и они пошли через разные комнаты, покуда наконец не нашли её в последней.
Она была богато одета; прекрасная, золотая корона была у неё на голове; отличные башмаки на ногах; она сидела возле стола и ничего не делала. [***]
Когда она увидела, что взошли мужчины, она начала выть, как щенок [сука, сучка, см. введение («…позволяли… сглаживать иногда слишком резкие…»)]; иначе она не умела говорить и царевичи не могли разговаривать с ней.

Тогда младший царевич пошел к девушке и сказал ей: «Это наша мать, но мы не можем добиться от неё ни одного слова».
"Испугайте  её [приём психиатрии], — сказала девушка, — так она начнет говорить и заколдованность [чары спадут, падут, исчезнут] кончится.
Царевич возвратился и выстрелил мимо уха матери; она испугалась, начала говорить и спросила у сыновей: "Чего вы ищете?" 
«Мы вас ищем, — отвечали они, — мы ваши сыновья; пойдемте с нами домой».
Царица оставила все свои украшения и убежала с сыновьями из горы.

У ворот сыновья велели ей вылезть первой, потом вылез старший сын, а после него средней.
Как скоро старшие вылезли, они наворотили большой камень на яму, оставили младшего брата в горе и отправились далее.
Он один не мог выкатить камень и должен был остаться в горе.

Начал он ходить по горе [внутри горы по пещерам, штольням, подземным лазам] и рассматривать от нечего делать разные вещи.
Между прочим, в одной комнате он нашел красивую дубину; он взял её в руки и удивлялся её красоте.
Осмотрев её, он хотел опять положить её на место, но она упала у него из рук.
Как только она стукнулась о пол, явился человек и спросил: «Чего, милостивый государь, желаешь?»
"Я желаю выбраться отсюда". — Отвечал царевич; человек пошел отворить ворота, и колокол на них не звенел.

Таким образом царевич освободился из горы, отправился домой, взял с собой дубинку, хотя и не знал, что будет получать помощь, как только стукнет её, потому что он думал, что человек случайно явился туда.
Уставши, он сел на камень и бросил дубину на земь.
Тотчас опять явился человек и спросил, чего он желает.
«Я хочу есть». — Отвечал мальчик; человек отправился за кушаньем.
Между тем царевич подумал: «Эта дубина, кажется, не из обыкновенных; ей достанешь слугу; надо беречь её».
Вскоре человек достал кушанье, он наелся, и человек унес остатки [практичность сказителя].

Откушав, царевич пошел в город, но не взошел в царский дворец, а нанялся в работники у сапожника.
Этот работник работал тоже на царский дворец.
Царевич начал заниматься у него.
Во дворце теперь пировали от радости, что царица возвратилась; старшие царевичи тоже были там.
Они солгали, царю; что будто совсем не ведали младшего брата, а что нашли его коня, отчего заключили, что его дикие звери растерзали и говорили, что они нашли мать в горе.
 Правда, царь печалился о потере своего сына, но недолго скучал о нем, потому что опять была с ним его супруга.

Царица вспомнила прекрасные башмаки, которые она носила в горе и сказала своему супругу: «Не умеет ли наш сапожник шить такие башмаки? Вели ему снять с меня мерку; но я думаю, он не возьмётся сделать их, если не погрозить [псих. приём? или реальная ценность жизни? или плата ответственности!)] ему смертью».
Царь, желавший во всём ей угождать, велел позвать во дворец сапожника, заказал ему такие башмаки, каких сапожник от роду не видывал и грозил - ему смертью, если они не будут готовы в два дня.

Нельзя изобразить досаду сапожника; он возвратился печальный домой и рассказал все своей жене.
Тогда они оба начали грустить, и мальчик спросил у них причину этого.
Сапожник закричал ему в ответ: «Не твое дело; чтобы то ни было, ты не можешь помочь». 
Мальчик однако не оставил его в покое и просил покорнейше, чтобы сказали и ему причину своей досады.
Наконец сапожник пробормотал: «Такие-то вот башмаки заказали царице, а их никто не умеет делать».
"Не беда! — сказал мальчик, — я сделаю. Дайте мне только: кожи и других вещей, которые понадобятся, так уж я сделаю".

«Достать-то можно, да это не поможет». - Отвечал сапожник, и пошел во дворец за принадлежностями к ним.

Тогда мальчик приказал всем удалиться из комнаты, где он стал работать; и когда все легли, он взял свою дубину, стукнул ею об пол, и тотчас явился опять человек, который спросил, что он прикажет. «Принеси тотчас сюда башмаки, которые царица забыла в горе!»
"Хорошо", - сказал человек и вскоре принес их.
Утром сапожник пришел посмотреть, что мальчик сделал и нашел его еще при работе.
Вскоре он отдал башмаки мастеру, который унес их во дворец, а кожу, которую мастер дал, мальчик сжег в печке.
Царица надела башмаки и была довольна ими.
«Эти мне больше нравятся, нежели те, которые остались в горе, - сказала она, - а удивительно, что наш сапожник умеет делать такие башмаки; я не думала этого о нем». 

Сапожник возвратился домой, получив хорошее вознаграждение.
А царица опять сказала своему супругу: «Ты не поваришь, мой друг, какая отличная была у меня юбка, когда я была в горе; не может ли наш сапожник сшить мне такую же юбку?»
Опять позвали сапожника к царю; царь ему сказал: «Сшей такую-то юбку, и если не сошьёшь, так велю казнить тебя».
Он отвечал: "Я вед не портной и не мастер до таких дел!"
Но ничего не помогло, он должен был взять матерью и тащить к себе домой.

Здесь он опять начал грустить со своею женою так, как не умел сшить юбку и не знал, что делать.
Мальчик опять спросил у них причину их печали и наконец, сапожник рассказал ему все.
«Не беспокойтесь! — сказал тогда мальчик, — я прежде еще учился портному ремеслу; авось, съумею [***] сшить такую юбку; уйдите только из этой комнаты и оставьте меня одного».
Как скоро все ушли, мальчик опять стукнул своей дубиной и тотчас явился человек.
Мальчик приказал ему достать себе юбку из горы и тот мигом принес её.
Утром рано мастер встал и пошел посмотреть, что мальчик сделал ночью.
Мальчик притворился, как будто работал очень прилежно, шил и гладил как ни попало и потом подал юбку мастеру в руки.
Тот обрадовался.
Тот час пошел к своей жене и сказал: «Вот какой у нас мальчик, и эдакую юбку сшил!»
Жена тоже полюбовалась юбкой, и муж поспешил с нею во дворец.

Царица надела её: она была совсем в пору.
Она осталась весьма довольна юбкою, на которой были золотые ленты и разные украшения; но прежде нежели сапожник успел уйти из дворца, она шепнула царю на ухо: «Не съумеет ли этот сапожник сделать мне такую корону, какую я носила в горе?»
"Можно попробовать".  Отвечал царь и дал сапожнику рисунок с заказываемой короны.
Тот опять испугался и думал, что он теперь обречен на смерть; единственная его надежда был мальчик, который и прежде помогал ему в работе.
Он взял у царя золота из чего мог бы сделать корону и пошел домой.
Увидал свою жену, рассказал ей свое несчастье и сказал: «Не знаю, за что царь сердится на меня, и зачем он заказываете мне такие странные вещи, как, например, эдакую корону?»
Жена не могла дать ему никакого совета, и он пошел к мальчику и рассказал ему все.
«Если только то, так не беда. Дайте мне особую комнату, где я мог бы работать, так корона утром будет готова».

Сапожник был рад этому и дал мальчику комнату; сюда привезли все инструменты, в коих он будто бы нуждался при работе.
Вечером мальчик начал работать, в присутствии мастера употребил раздувательный мех [*** приспособление для нагнетания (принудительная, искусственная подача) в плавильную печь (домну, горн)  воздуха (кислорода), для повышения качества горения и увеличения температуры, при которой возможно плавка или последующей ковкой «шестиков» - брусков метала] и вертел золотые шестики туда и сюда; а как скоро он ушел, мальчик взял дубину и стукнул ею об пол.
Тотчас явился человек.
«Принеси мне золотую корону, которая в горе». — Сказал ему мальчик; тот вскоре принес ее, и мальчик лег отдыхать [до утреннего света-рассвета].

Рано утром встал мастер и пошел посмотреть на работу мальчика.
Тот еще чистил корону и работал так, что пот тек у него по лицу и жаловался на трудность работы.

Потом мастер взял корону и унес её во дворец.
Там удивились её красоте и искусству мастера, который сделал её.
Она тоже понравилась царице, которая оказала своему супругу: «Эта корона точно такая, как и та, которую я имела в горе; однако удивительно, что этот сапожник умеет делать такие вещи».
Сапожника пустили [отпустили] домой и царь в награду дал ему кавалерский знак [***]; и он тоже удивился, каким образом сапожник мог все это сделать. 
«Попробую [проверить] еще раз, — подумал царь, — делает ли он это человеческим умом или с помощью нечистого?» 

Он тотчас послал за сапожником и сказал ему: «Поставь от дворца до берега набережную пристань, по которой можно ходить на корабли и смотри, чтоб она к завтрему [к рассвету следующего дня]  была готова».
Сапожник опят с досадой возвратился домой и рассказал своим, что царь не перестает преследовать его.
«А что он теперь хочет?» — спросил мальчик.
"Он хочет мост до берега, по которому можно бы ему ходить на свой корабль, и чтоб был готов к завтрему".
«Это будет мое дело». — Сказал тогда мальчик; сапожник успокоился и не думал больше об этом.

Ночью мальчик пошел гулять по улице и стукнул о неё дубиной.
Тотчас явился человек, и он приказал ему позвать всех мужей из горы.
«Ах — отвечал человек — их всех негде здесь поместить!»
"Ну, так зови часть из них!" — Сказал мальчик; и тотчас явилась большая толпа.
Мальчик сказал им: «Постройте от дворца до берега мост, да не мешкайте!» 
Они тотчас взялись за работу и в короткое время мост был выстроен и он не был деревянный, а стеклянный и на конце к морю [на берегу, у моря?] находился большой - славный дом.

Утром царь увидел огромное строение и позвал всех своих людей смотреть его.
Сам мальчик находился в доме; у дверей он поставил сторожей и велел принести себе из горы царскую одежду и корону.
Царь послал старшего сына узнать, кто живет в этом отличном доме.
Он пошел на мост, но не мог стоять на нем, потому что он был гладок, как осенний лед; на коленях он, наконец, пробрался до конца моста.
Когда мальчик увидел, что брат его приблизился, он посредством дубины призвал человека и послал его за розгами.
Тот, как обыкновенно, исполнил приказание.
Пробравшись на коленях до конца моста, царевич взошёл в дом и преклонил колена перед братом: он не узнал брата и подумал, что это какой то чужой царь.
Тогда тот приказал своим слугам бить хорошенько царевича.
Они исполнили повеление и потом выгнали его из дома.

«Эх, ты! — сказал тогда средний брат, — не съумел прилично вести себя перед чужим царем; постой-ка я схожу: уж я знаю, как вести себя»; и отправился на берег.
Едва-едва пробрался через мост, потому что не мог стоять на нем; а пробравшись наконец через него, он только кланялся перед младшим братом.
Тому его поклоны были нипочем; он велел бить и гнать его.

«Эх, вы дураки! — сказал царь, когда царевич возвратился полумертвый, — кажется, не стоит посылать вас, когда вы такие болваны; я теперь сам отправлюсь туда».
В самом деле, он хотел было уж ползти по мосту, но когда младший царевич заметил это, он тотчас послал за ним лошадей, и карету.
Когда царь приехал, царевич поцеловал его и вел себя, как обыкновенно перед отцом.
 Потом он сказал царю: «Я ваш сын, тот самый, который отправился искать свою мать, и я собственно нашел её; но потом встретился с братьями, вместе с которыми я освободил её из горы; а они заперли меня в гору, увезли мать с собою и сказали, что меня нет в живых.
Я же достал из горы материнские башмаки, юбку и корону; сапожник, ведь, не съумел бы сделать их!"
Тут он снял царскую одежду, тогда царь узнал в нем своего сына и они вместе отправились во дворец!
Мать тоже узнала его и сказала, что дело было так, как рассказал царевич.
Тогда царь решил испытать дело, позвал к себе старших сыновей и спросил: не они ли заперли брата в гору.
Они должны были сознаться, когда заметили, что отец все знает.
Тогда царь велел строго наказать их.
А младший царевич стукнул дубиною, и тотчас явились работники, которые унесли мост с домом.

Тем это и кончилось.
....................
И. А. ХУДЯКОВ
МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
НАРОДНОЙ СЛОВЕСНОСТИ

I. Смерть Святогора и Ильи Муромца.............1
II. Два сибирских заговора.................9
III. Народные стихотворения против взяточничества.........10
IV. Ночь на Ивана Купалу.............12
V. Народные предсказания об урожае.....13
VI. Воденчар (Болгарская сказка)...........15
VII. Сербская сказка Николича............17
VIII. Образцы финских сказок.........50

Цена 50 коп. сер.

Санктпетербург.
В типографии В. Головина, у Владимирской церкви, д. барона Фредерикса № 15., кв. № 3.
 1863.
Одобрено ценсурою. С. Петербург, 16 Сентября 1862