Памяти легендарного Вана Клиберна

Игорь Суриков
       Электромагнитные волны принесли печальную новость. Вчера в Техасе в возрасте 78 лет скончался удивительный музыкант и человек, легендарный Ван Клиберн. Моё поколение помнит его появление в 1958 году в СССР на Первом Международном Конкурсе имени П.И.Чайковского. Конкурс проходил в Москве. Это был первый конкурс имени нашего великого композитора. Нам было радостно увидеть во время начинавшейся холодной войны фигуру доброго, молодого американца на советской сцене. Мы полюбили его сразу, как только увидели и услышали исполняемую его светлой душой музыку, концерт для фортепьяно с оркестром П.И.Чайковского и всё, что он играл своими тонкими пальцами на струнах нашего сердца. Я не музыкант и не мне давать оценку профессиональных достоинств его исполнительского мастерства. Но все мы сразу оценили душевный порыв и яркую, идущую из сердца манеру игры этого пианиста. Он безраздельно покорил своей игрой, своим молодым, искренним исполнением русских произведений советского слушателя и ценителя музыки.
     Мне повезло. Я не только слушал по радио концерты с участием Вана Клиберна, но и увидел его, как говорят нынче, вживую. В 1958 году я работал в Академии наук БССР в Минске.  Смутно помню, как я с моей женой присутствовал на репетиции концерта, в которой участвовал этот знаменитый и очень симпатичный американец. Он совершал гастрольную поездку по городам СССР после триумфальной победы на конкурсе Чайковского. Билеты на сам концерт купить было невозможно, но мы смогли попасть на репетицию этого концерта. Со своего места в заднем ряду зала я мог видеть  фигуру долговязого Вани Клиберна, открыто и по-детски улыбавшегося всему залу и миру. Ему тогда было 24 года, он был всего на четыре года младше меня, почти мой сверстник. Мы с женой всю жизнь помнили эту фигуру и мысленно поклонялись светлой личности этого легендарного музыканта. Говорят, что он не смог раскрыть свой талант полностью. Но его хватило на то, чтобы растопить лед недоверия к американцам, который выращивался тогда в наших душах.  Мы относились к простым и сложным жителям США по мерке, которую учредил этот удивительный ребенок. Я до конца моих дней буду помнить Ваню Клиберна и его по-русски распахнутую музыку.

28 февраля 2013 года



.