5. Психологические портреты будущих педагогов

Владислав Логинов
             Переживание новых и отнюдь не комфортных социальных и экономических условий жизни в нашей стране уже за несколько последних лет изменило поведение студентов и разительно отразилось на результатах тестирования по тесту 16-PF Кеттелла. Сравнение психологических портретов студентов первого и пятого курсов студентов педагогического института, полученных  при интерпретации тестовых данных, позволяет выделить блок качеств, присущий студентам, как первого, так и пятого – выпускного курса, имеющих характерный высокий или низкий уровень.
             Низким уровнем развития в этой группе, выделяются факторы А - «Общительность-замкнутость», В - «Ограниченность мышления - сообразительность», I - «Жесткость-податливость», Q1- «Консерватизм - радикализм», а высоким фактор L - «Доверчивость-подозрительность».            
             Это дает возможность включить в портрет следующие, не вызывающие особой радости, особенности личности будущих педагогов - 1 курс, и почти  педагогов - 5 курс:
Фактор А: «Они не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей, предпочитают общаться с книгами и вещами. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы».
Фактор В: «Склонны к медленному обучению, с трудом усваивают новые понятия, все понимают буквально и конкретно».
Фактор I: «Излишне практичны, реалистичны. К жизни подходят с логической меркой, сухи, расчетливы».
Фактор Q1: «Консервативны, не любят нового, перемен. Все новое кажется им абсурдным и бессмысленным, другой точки зрения не допускают, склонны к нравоучениям и наставлениям».
Фактор L: «С самого начала подходят ко всем людям с предубеждением, настороженно, ждут от всех подвоха, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность, не откровенны с ними».
              Переживания, связанные с предстоящей защитой дипломной работы и поиском места для будущей профессиональной деятельности, в сочетании со своеобразными результатами обучения и воспитания в стенах педагогического вуза, добавляет в портрет выпускников еще несколько, не слишком желательных черточек. Они связанны с низкими оценками по факторам: С - «Эмоциональная устойчивость», Н - «Робость-смелость», М - «Практичность - непрактичность» и высокими оценками по фактору О - «Спокойствие-тревожность»:
Фактор С : «Плохой эмоциональный контроль, отсутствие чувства ответственности, капризность, уклонение от реальности. Внутренне они чувствуют себя беспомощными, усталыми, неспособными справиться с жизненными трудностями».
Фактор Н: «Неуверенны в своих силах, робки, терзаются необоснованным чувством собственной неполноценности, медлительны, сдержанны в выражении чувств, не любят работать в контакте с другими людьми, не могут поддерживать контакты с широким кругом людей».
Фактор М: «Хорошо разбираются в житейски важных вещах, трезво оценивают обстоятельства и людей. Однако в неожиданных ситуациях им часто не хватает воображения и находчивости».
Фактор О: «Чем-то озабочены, подавлены, тяготятся дурными предчувствиями, склонны к недооценке своих способностей, принижают свою компетентность. В обществе они чувствуют себя неуютно и неуверенно, держатся замкнуто, обособленно».

              Все выше перечисленное не внушает надежду на быструю и успешную профессиональную  адаптацию выпускников, и дает серьезные основания прогнозировать трудности в овладении студентами-первокурсниками, необходимыми для будущих педагогов, знаниями, умениями и навыками.