Левша - тайная правда о сути русского мастерства

Андрей Дятлов 2
Русскую классику надо читать внимательно!
…Вот, например, приходит ко мне Андрюха и говорит:
— Ну у нас точно, чего рука русского человека коснется, все просто рушится!
И глаз у него горит нехорошо, и скула куда-то влево едет. А я знаю, что если скула едет, то может Андрюха и в глаз дать.
Я спросил: что за паника?
Он объясняет: царапнул дверь машины. Ну царапнул, и ладно — дело житейское. Поехал на сервис. Там говорят — ерунда, чрез день заберете как новенькую!
Пришел забирать, все классно, поправили, покрасили, заполировали. Расплатился и поехал счастливый. Так и ехал, пока не обнаружил, что стеклоподъемник этой сияющей двери ни фига не работает.
Чинили одно, сломали напрочь другое.
— Бывает, — говорю.
— Что бывает?! — И тут Андрюху прорвало: — Да руки из… (оттуда) растут у нашего народа! Да были же времена, когда мы все могли… (цепочки идиоматических выражений)! Да большевики всех Левшей к стенке поставили, такую страну с такими традициями и таким мастерством угробили!
Ну, чтобы понятно было, Андрюха очень политикой интересуется.
Я все это выслушал и говорю:
— А ты точно уверен, что про Левшу все правильно понял?
— Ты учить меня будешь? Это же лесковская сказка про знаменитого тульского мастера, который хваленую аглицкую блоху подковал!
Ладно, давайте еще раз перечитаем.
Итак, англичане сделали механическую блоху, чтобы потрясти нашего императора Николая Палыча (не путать с нынешним изготовителем пельменей и тортов) своим искусством. Потрясли. Блоха танцевала, ежели ее ключиком завести!
Но потом наши ее сломали. И атаман Платов повез блоху в Тулу чинить. И наши мастера-оружейники ее починили! Причем не просто починили (чтобы англичане от зависти сдохли!), а еще и на каждой лапке пяточку-то подковали! И на каждой подковке имя мастера.
А самую уникальную работу сделал мастер Левша (он и был левша). Он для тех подковок гвоздики сковал, такие маленькие, и даже имя свое на шляпках поставить смог. Причем сковал без употребления «мелкоскопа» (микроскопа), «потому как у нас так глаз пристрелямшись».
В общем, отправили блоху в Англию, полный триумф русского таланта.
Я согласен, талант высшей пробы!
Но есть один абзац, мимо которого и Андрюха, и все мы проскакиваем: как дочь царя заводила блоху, починенную в Туле, чтобы проверить ее работу.
«Принцесса стала крутить ключиком, и блоха сейчас усиками зашевелила, но ногами не трогает. Александра Николаевна весь завод натянула, а нимфозория все-таки ни дансе не танцует и ни одной верояции, как прежде, не выкидывает».
Андрюха, ты понял?
Все классно сделали наши мастера, нос англичанам утерли подковками, НО БЛОХА НЕ ТАНЦУЕТ!
То есть не делает того, ради чего, собственно, ее так старательно и производили аглицкие мастера.
Подковки наши блохе оказались тяжелы.
А ты говоришь, Андрюха, «дверь машины, стеклоподъемник, мастерство исторически угробили»…
А мне кажется, это спокон веков просто очень в нашем чисто русском духе: сломать что-то одно во время починки чего-то другого. А еще лучше — сделать что-то абсолютно потрясающее, такое, от чего мир просто от зависти крякает, нечто этакое, что поражает любое воображение… но НЕ ТАНЦУЕТ.