Малая родина душа Отечества

Александр Жгутов
Малая родина душа Отечества.


    Разрушители многонациональной Родины-СССР. чтобы вытравить из нашей памяти всё о советской стране, стереть в небытие  День седьмого ноября-Красный день календаря,заменили его на День Народного единства, соединенный с Днем  Казанской иконы Божьей матери. Советские люди и в прежние времена от века помнили Святые даты Руси.Русский народ помнит и сегодня, что если бы не единство в борьбе с польско-литовскими нашествием непредсказуемо могла бы сложиться история нашего государства.    Казалось бы, к чему выдумывать какие-то новые скрепы для нашего объединения после разрушительного  разъединения народов СССР? А для того чтобы выжечь в народе остатки веры в то, что
бессмертие наших   полков России держится на нашей памяти о единении мертвых и живых.
 «…Нас и впредь
Спасёт от поражения
Единение мертвых и живых…
Мы не раз
Врагам на страх и зависть,
В драку и в атаку,
Как бойцы,
Наравне с живыми
Поднимались
Наши дорогие мертвецы…» ( вологодский поэт Виктор Вениаминовича Коротаев)

 
       Малая родина душа Отечества.

    Пройдут годы, десятилетия, и когда-то, может быть в конце 21-м века, потомки, в поисках правды, начнут пристальнее вглядываться в  историческое прошлое нашего времени и  в нас, живших на земле. Им будет интересно узнать, о чём  мы сегодня  писали  для них на сайте Проза. Ру.
    Время истории для них не только отскребет зелёный налет меди с памятников царей и вождей, властвовавших в России: Петров Первых, Иванов Грозных, Александров миротворцев, Николаев кровавых; смоет елей возвеличивания и сдерет  коросты злости с Лениных, Сталиных, Троцких, Хрущевых; приоткроет тайны двуличия наших  вчерашних разрушителей СССР – Горбачева,Ельцына и иже с ними.

     Наши потомки уже без эмоционального надрыва и страстей, без "пены у рта", будут вспоминать о них, так как мы сейчас говорим о  Македонском, Чингисхане и иных "наполеонах  мира".
    Уверен, что они заинтересованно будут вчитываться в летопись нашей с вами жизни, пытаясь вдохнуть через века дымы нашего Отечества, услышать шорох трав, учуять запах клейких листьев тополей, увидеть берез серебряную стать и клином в небе, улетающие стаи журавлей.  Дай Бог, чтобы это всё до их дней сохранилось: цвело и пахло.
     От нас с вами сейчас зависит, как наши праправнуки будут ощущать свою духовную сопричастность с землёй, где мы родились и росли.
    Поэтому меня лично на сайте Проза. Ру больше всего привлекают ваши рассказы  о вашей жизни и нашей малой Родине. Замечательно, что об этом пишут многие и много.
    У каждого есть свой заветный уголок на Земле, с которым мы неразрывно и пожизненно связаны как пуповиной с матерью своей.
     Где бы ни были мы, но в особо важные жизненные минуты, как в машине времени, возвращаемся к своим "нивам и погостам", где наш род из рода в род нашими пращурами стали.

    Вот, например, у австралийских аборигенов есть малая родина?
Конечно, есть. Только она теперь у них там, куда их Владычица морей Британская корона загнала.
    У американских индейцев есть малая родина?
Конечно, есть. Только она у них  в тех резервациях, куда остатки их загнали пришельцы из Старого Света-охотники за скальпами.

    Но ни у тех, кто изначально; одни в кандалах каторжников, а другие надзирателями с ружьями, заселили Австралию;  ни у   пришельцев на Дикий Запад, малой родины нет.

    А вот в каждом из нас: россиян, белорусов, украинцев,узбеков,таджиков, да  и других народов, хотя бы и у чукчей, куда бы нас ни забрасывал злой рок судьбы- в Америку ли в Азию,  живёт наша малая Родина.
      Наша маленькая лесная деревушка, хутор в степи, или большое волжское село и  есть островок нашей  земли с коротким словом Русь. То он маленький до домика у плетня, то необъятен как вся наша Отчизна.   Наша  малая родина живет в   душе у нас до самого смертного часа.
Вот поэтому-то ни в Европе, ни в Америке не могут разгадать нашу "загадочную русскую душу". И не разгадают, не задушат, не убьют.

     Моя малая родина это затерянная среди Вологодских лесов, деревенька Ступново из восьми домишек поселилась во мне с 21 декабря 1944 года. Со всех сторон её окружали небольшие поля, рассеченные перелесками, за которыми были такие же маленькие деревеньки: Тимшино, Назарово, Дёмино, а на отдалении белели полуразрушенными колокольнями храмов, с западной стороны - село Чаромское, а с северной - село Сизьма.  Послевоенную нищету этих деревушек и моего детства скрашивали теплые погожие дни короткого северного лета с земляничными полянами и духмяными малинниками, грибной дух леса, осенние гроздья брусники, да болота с коврами клюквы.

     Однако, стремление быстрее вырасти, выучиться и вырваться из нищеты, создать бабушке и матери безбедную старость, для меня - "дитя войны" являлось самым заветным желанием  уже в ту детскую пору.   Вычитанные в книжках приключения и дальние страны манили меня в неизведанные дали. В этих своих постоянных детских фантазиях, по пути в школу или по другому какому-либо домашнему делу, я тогда просто не замечал безумства всей красоты, колышущегося от ветра золотого пшеничного поля, причудливых облаков лениво плывущих на бледно-голубом северном небе.    Я вглядывался вдаль проселочной дороги, совершенно не истоптанной гусеничными тракторами, как в свое будущее, которое казалось мне безоблачным и почти предсказуемым. Спустя годы, когда у нас за плечами уже груз прожитых лет, мы начинаем понимать, что:

"...Домик окнами в сад, ты приснился мне просто
В той стране-стороне, где пошло всё на снос..."

(Песня "Домик окнами в сад".  Братья Радченко)

      А в июле 1960 года я, после восьмого класса с чемоданом и котомкой за плечами, уходил по этой самой просёлочной дороге навстречу своей судьбе.
С одной стороны от дороги колосилась поспевающая рожь, а с другой, кланялось, как бы прощаясь со мной, голубое поле льна.
     Не успело ещё солнце склониться к закату как паровоз, распушив над этими полями свою дымную гриву, умчал меня в азиатские дали.

    Прошло совсем немного времени, а мне уже среди темно-звездных азиатских ночей, мерещились в памяти мои поля и леса. Я во сне, как на яву, видел свою мать у околицы деревни, которая махала мне в след платком.

     Это была моя первая встреча с моей малой, бесконечно дорогой моему сердцу, Родиной в далеком-вдалеке. А ровно через год, когда я приехал в отпуск в родные места, всё было как в известной песне М. Танича:

"...На дальней станции сойду,
Запахнет медом,...
Тут все моё, и мы, и мы отсюда родом
И васильки, и я, и тополя...."

     История России знает много исходов людей из родных обжитых веками их предками мест.  В 1953 году из Кандалакши к нам в гости приехал  брат моей бабушки Анны.  Его в 1932 году раскулачили и со всей семьей выслали из родной деревни Ступново в Мурманскую область.  Бабушка Анна умерла 5 ноября 1952 года, так и не дождавшись встречи с ним.  Я везде сопровождал дядю Костю и слушал его рассказы о прежней его жизни в нашей деревне.
     В его прежнем доме жили чужие люди, а мы в это же время рядом ютились в бане, так как наш родовой дом в деревне Дёмино сгорел в 1939 году.
     Хотя и пришлось дядюшке перенести много лишений на чужой стороне, но не терзала его обида ни на прожитую жизнь, ни на людей, по воле которых была исковеркана жизнь его семейства.
    Дядя Костя с трудом узнавал людей и места, где он прожил полжизни. Все леса вокруг нашей деревеньки имели свои названия: Микитино, Лукьяново, Макарка, Тишино, Воропаиха.  Дядюшка рассказал мне об истории этих названий.
Оказывается в этих местах до смутного времени, то есть до начала  17 века, стояли деревни.
     Когда по всей вологодской земле прошли польско-литовские отряды и ватаги местные разбойников из шаек Лжедмитрия, все деревни были разграблены и преданы огню, а храмы поруганы, священники и люди убиты. И только спустя  десятилетия вновь возродилась русская земля. Новые поколения уже на других местах, недалеко от прежних поселений предков, отстроили новые деревни и возвели каменные церкви.

    Часто в жизни бывает, когда наша малая родина в одночасье отождествляется со всей Отчизной. Летели годы, шла моя служба, текла жизнь.
    Судьба людей,- писал и пел Владимир Высоцкий,- бросает как котят.

     Вот и я в 2000 году оказался в Америке на берегу Атлантического океана.
 Стоя спиной к Америке, вглядываясь в безбрежные волны Атлантики, я, не мысленно, а в полный свой голос запел:
" Не нужен мне берег турецкий,
И «Америка» мне не нужна!.."


      Когда "Боинг" поднялся на крыло с взлётной полосы Нью-йоркского Международного аэропорта имени Джона Кеннеди и взял курс на Москву, моя малая родина сразу расширилась до размеров всего Отечества.
     В этот момент я вспомнил Сергея Есенина, который возвращаясь из Америки на встречу своей судьбе, тоже, наверное, вспоминал свою родную рязанскую землю, а думал о всей Руси.
"...Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

    Но куда бы людей ни бросала судьба, их жизнь всегда и везде согревает память об их малой родине и помогает выживать.  Я каждый год приезжаю на свою родину.
    Нет давно уже моей деревеньки, но есть школьная роща, которую мы, школьники начальной Назаровской школы, вместе с моей первой учительницей Натальей Петровной Ефремовой, из года в год, начиная с 40-х годов прошлого столетия, высаживали маленькими березками.   И теперь эти ряды больших берез - целая Роща, ставшая для нас частью нашей жизни на родной земле.
    Давно нет моей бабушки, нет и моей матери. Многие мои друзья и соседи тоже уже покоятся на нашем кладбище и со своих могильных надгробий смотрят на нас и в мир грядущего.  Каждый раз, посещая кладбище, я разговариваю с ними и вспоминаю стихотворение нашего вологодского поэта Николая Михайловича Рубцова.      
"...Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои...
... Тихая моя родина,
Я ничего не забыл...
..С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь..."



              Сегодня 27 марта 2022 года свой рассказ               
     дополняю выдержкой из моей ранней публикации 2013 года "Сталинград всегда Сталинград"

                Вместо послесловия.




    "...Моё время уходит,  но это было моё время.
 
"...Время было у нас хорошее
И не верится, что всерьез..."
 
Я,  без зависти и какой-либо злости,  готов душою  спокойно встретить годину своего ухода, хотя своё время и  не тороплю.
На всё есть божья воля,  а мы все пленники своей  судьбы,  увы.
Я знаю,  как пробьет мой час,под троекратные оружейные залпы,  застучит по крышке моего гроба сырая глина и я  навечно обнимусь с родной землей.

    А ваше время будет мчаться в будущее  мимо моего погоста.
А когда придет оно -ваше будущее,  ваша память вернет вас в наше вчера. А когда ваше Время клюнет вас, вы обязательно вспомните..., как 2 февраля 1943 года победоносно завершилось историческое сражение под Сталинградом.  Красная армия в едином строю со СТАЛИНГРАДЦАМИ выстояли и разгромили фашистские полчища немецких захватчиков.
 Все граждане  Европы и наши бывшие,как оказалось,совсем невероятные союзники, США и Великобритания не забывайте, ради Бога,только не забывайте, что на стороне гитлеровской Германии против СССР воевали почти все страны Европы. Это не вы, а народ СССР,под руководством Верховного Главнокомандующего Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина,преодолев ожесточённое сопротивление врага, дошёл до Берлина и  водрузил над рейхстагом наше ЗНАМЯ ПОБЕДЫ.

   А если кому-то вдруг опять не терпится  повторить очередной "блицкриг Барбаросса" тевтонских рыцарей, Наполеона,Гитлера и "прочих шведов" знайте, вы получите ещё один Сталинград, в котором Перл-Харбор покажется вам « жемчужной гаванью", а камикадзе-"божественным ветерком".
   Вы уж пожалуйста об этом и детям своим напомните, что по  указу короля Великобритании Георга VI в знак восхищения британского народа мужеством, проявленным советскими защитниками Сталинграда во время битвы за город,был выкован Меч Сталинграда (англ. The Sword of Stalingrad).
  29 ноября 1943 года в Тегеране премьер-министром Великобритании Уинстоном Черчиллем этот обоюдоострый меч был вручен в  Маршалу Советского Союза Иосифу Сталину  в присутствии президента США Франклина Рузвельта.
   Как только у Вас будет время,  зайдите в Музей Сталинградской битвы в Волгограде. Там вам покажут  этот 36-ти дюймовый меч модели «Крестоносец» (англ. Crusader).

 Только не забудьте, прочтите  на нём  надпись на двух языках:   
   « ГРАЖДАНАМ СТАЛИНГРАДА • КРЕПКИМ КАК СТАЛЬ • ОТ КОРОЛЯ ГЕОРГА VI • В ЗНАК ГЛУБОКОГО ВОСХИЩЕНИЯ БРИТАНСКОГО НАРОДА
    TO THE STEEL-HEARTED CITIZENS OF STALINGRAD • THE GIFT OF KING GEORGE VI • IN TOKEN OF THE HOMAGE OF THE BRITISH PEOPLE      
 
   

     Сталинград был и всегда будет Сталинградом.


     Рождённый войной Александр Жгутов,
     с искренним поклоном от седых стен
     Софийского собора и древнего Вологодского Кремля."

 


© Copyright: Александр Жгутов, 2013
Свидетельство о публикации №213020901985