Мягкая посадка

Владимир Лыгин
МЯГКАЯ ПОСАДКА.

Августовские вечера - особенные вечера. Днем уже нет такой изнуряющей жары, а вечером, вечером просто, как говорит Крылов - прелесть!  Время сумерек, когда солнце только скрылось за горизонт, но отражаясь в облаках красными или розовыми цветами освещает землю. Легкий, освежающий ветерок колышит листву на деревьях. В это время так приятно гулять. Легкие одежды особенно подчеркивают красоту женщин и мужественность мужчин……Но сегодня руководитель полетов аэродрома Крылов- на работе. Пользуясь хорошей погодой он стоит на балконе – наблюдает за рулящими по перрону самолетами, взлетающими или производящими посадку. Его внимание привлек рокот турбин. Ту154- отметил про себя Крылов. Этот ныне уже редко летающий самолет постепенно уходит в историю. А когда-то был самым массовым в Аэрофлоте. Красавчик! У него очень мощные двигатели. Уникальная механизация крыла, позволяющая увеличивать его площадь и пользуясь запасом тяги двигателей заходить на посадку на малой скорости.
 Крылов увидел его издалека. Самолет летел красиво. Слегка поднятый вверх нос придавал ему особую узнаваемость.
При подходе к полосе командир еще больше взял штурвал на себя. Самолет почти запарашютировал и мягко, без дыма коснулся колесами бетонки. Этот прием называется «посадка с раскручиванием колес». Пассажиры почти не ощущают приземления. Экипаж балансируя скоростью и рулями сначала ставит основные стойки на полосу. Долго катится так, тормозя только механизацией крыла и фюзеляжем, высоко держа нос над полосой, пока набегающий поток воздуха держит его. Затем опускает носовую стойку и катится по взлетке, замедляясь только основными тормозами колес, не включая реверса тяги двигателей, чтобы сохранить мягкость и комфортность посадки.
 Но для этого нужно иметь несколько условий - большое желание и опыт экипажа, хорошую погоду и длинную полосу, или точный расчет приземления, что бы использовать всю ее длину.
  Завороженный красотой посадки Крылов проводил взглядом севший самолет и зашел с балкона в помещение Командно- диспетчерского пункта.
  Он вдруг вспомнил точно такую же посадку. В конце восьмидесятых годов, летним вечером, совсем недавно - несколько месяцев назад, назначенный Руководителем полетов аэродрома, Крылов принял ночную смену и занимался обычными делами- контролировал работу подчиненных диспетчеров, принимал доклады от служб аэродрома, давал какие- то рекомендации или  указания, как его вызвал диспетчер, контролирующий верхнее воздушное пространство: - Валентин Петрович, вас срочно просит на прямую связь Казань!
 Крылов подошел к пульту. Казанский коллега, судя по голосу был озадачен, если не сказать взволнован: - У нас тут Москва на проводе. Через час после взлета из Домодедово в Кемерово, какой-то чудак позвонил в аэропорт и сказал, что на борту этого рейса бомба. Самолет уже выходит из нашей зоны и экипаж принял решение не разворачиваться, а садиться у вас. Так что давай, коллега - готовься. На борту 160 пассажиров и экипаж.
- Значит еще восемь человек, подумал Крылов.
-  Хорошо. Я все понял. – Запиши все данные по этому рейсу, потом передашь мне, сказал он диспетчеру.
 В голове Крылова сложилась реальная ситуация на борту. – Конечно, редко, но бывает. Случаи захватов самолетов были и раньше. Нельзя исключать и глупую шутку. Нет! Надо действовать исходя из самого плохого сценария. Крылов представил себя на месте командира корабля. Его проинформировали. Поверил ли он? Судя по намерению -  поверил и принял грамотное решение - садиться по курсу полета, не разворачиваться, не терять время, самое главное -  не создавать паники в пассажирском салоне креном в вираже, не давать дополнительных перегрузок самолету. Кто его знает - что там за устройство, если оно конечно на борту. И только ли оно одно? А если с ним «сопровождающие»? Зачем их нервировать? Пусть ничего не замечают и будут в неведении - куда летят.
  Крылов вернулся к своему пульту, вызвал коллегу, отвечающего за производственные службы и отделы аэропорта, кратко объяснил ситуацию.
  Шельгу Крылов знал давно. Много полетавший, он после выхода на пенсию работал, и успешно, начальником смены производственного сектора. Но сейчас Крылов услышал волнение, и, подчиняя Шельгу твердостью голоса, спокойствием  и уверенностью правильности решения сказал: - Значит так, Игорь Васильевич. « Тревогу», что бы не вспугнуть возможных сообщников на борту обьявлять не будем, но проинформируйте все службы. Примерно через 20 минут произведет посадку  самолет с бомбой на борту. Сажать будем тихо, без сирен и проблесковых маяков. Поставим на дальней рулежке. Приготовьтесь к аварийной эвакуации пассажиров. Да - сообщите всем «специальным» ведомствам и органам.
  Шельга отключился от связи, приступил к оповещению всех служб и инстанций в аэропорту, городе и руководстве Республики, а Крылов подошел к диспетчеру - экипаж выходил на связь.
 Командир обычной фразой доложил рейс, высоту, время начала расчетного снижения и получил условия захода на посадку. Судя по голосу - командир был раздражен, но: самое главное- Крылов услышал многоопытного человека. А это важно! Такой - самолет посадит в любых условиях.
Крылов проходил специальное обучение, работал рядовым и старшим диспетчером в смене - случаев аварийных имел много и разных, выходил из них всегда уверенно, находя именно единственно правильное решение или рекомендацию экипажам и все же такой случай- бомба на борту был впервые, кроме того он сейчас был той «последней инстанцией», указание которой не может отменить абсолютно никто.
 - Разреши я поговорю с командиром- спросил Крылов диспетчера и протянул руку к тангенте радиостанции. Седой, почти в два раза старше диспетчер подвинулся и Крылов, придав голосу как можно больше будничности произнес:
 - Товарищ командир! Это Руководитель полетов. Мы в курсе ситуации. Все службы готовы. Вам обеспечат заход на посадку в первую очередь. Постарайтесь произвести ее как можно мягче, без толчков, не применять экстренного торможения. Используйте всю длину полосы. В конце ее освободите по крайней рулежке, вас встретят. И затем, уверенно, используя все свое обаяние, улыбаясь, Крылов добавил - Мы вас ждем. – Вас понял, так же, почти улыбаясь, как бы со вздохом облегчения ответил командир. Мы готовы к посадке, постараемся сделать все, как вы сказали.
- Вот так! - Торжествующим голосом сказал Крылов коллегам. Он понял - контакт с экипажем есть. Они сейчас произведут в кабине предпосадочную подготовку и сядут именно так, как надо!
  Он отдал необходимые команды заместителю, диспетчерам, управляющим полетами этого и других самолетов и вышел к ожидавшей машине, оборудованной радиостанциями для связи с экипажами и службами на аэродроме.
  Ту-154 приближался к земле. Он уже был виден. Используя все возможности механизации крыла и двигателей, экипаж подводил машину прямо к торцу полосы. В сумерках, освещенный только последними, отраженными от облаков лучами солнца огромный лайнер коснулся колесами основных стоек шасси бетонки, они, раскручиваясь гасили скорость, экипаж долго держал нос высоко поднятым, затем мягко опустил его и самолет постепенно замедляясь, плавно начал тормозить.
 Крылов с замиранием в сердце, крепко сжимал в руке микрофон радиостанции, в готовности подать какую-то, исходя из ситуации команду, но после освобождения севшим бортом полосы поторопил водителя к остановившемуся на рулежной дорожке самолету. Когда он приехал, аварийные службы были уже там.
 Крылов подошел к носу самолета, где в форточку высунул голову ему навстречу улыбающийся командир и крикнул:
- У вас все в порядке?
- А как же иначе! - Смеясь ответил усатый, похожий на Запорожского казака командир.
 - Как учили!
- Хорошо, сказал Крылов. Дайте команду проводникам выпускать пассажиров через переднюю дверь и без ручной клади. Только с билетами и документами. Вывезем всех в вокзал, самолет осмотрят, потом полетите дальше. Экипаж я жду в своей машине.
 Через несколько часов рейс был продолжен. Самолет оказался абсолютно чист, никаких следов взрывного устройства не нашли.
 Остаток смены прошел быстро, Крылов не заметил в хлопотах, как пролетело время, только в конце уже он вспомнил, что практически не присел и даже не пил чай.
 Как ехал домой, он понимал плохо, внезапно навалившаяся усталость все время отключала сознание и он периодически засыпал, сидя в автобусе.
 Дома его встретила жена с дочкой на руках. Первенец - голубоглазая, светловолосая девочка, только научившаяся сидеть - попросилась к папе на ручки и сев с ней на диван Крылов мгновенно отключился, провалившись в темноту без сновидений. На следующий день у них у обоих был день рождения. Дочке исполнилось полгода, Крылову - двадцать девять.
  Прошло много лет. В аэропорту теперь приземляются самые разные самолеты. А красавец Ту-154 все летает. Правда их осталось совсем мало.