Пальмы из Селааты

Лев Ефремов
               

               
      
     Теплоход «Волжский-10» в  1995 году после переоборудования в Германии получил класс Регистра морского судоходства РФ, позволяющий выход в море. Постоянный район работы: речные порты России и морские порты Черного, Средиземного морей. Благодаря сравнительно небольшой осадке, судно имело возможность заходить в небольшие порты, о существовании которых экипаж судна ранее и не слышал. Бывали случаи, когда судно после выгрузки, уже находясь в море, получало рейсовое задание следовать в определенный порт назначения под погрузку, а где этот порт находится, какие глубины на входе в порт и навигационные ориентиры – неизвестно. Если  рейсовое задание капитан получает во время стоянки судна  в порту, то дается заявка судовому  агенту, и он доставляет на борт судна все необходимые карты, пособия и инструкции для захода в порт назначения.
       В очередной раз, закончив выгрузку в итальянском порту Равенна, и следуя  Средиземным морем, капитан т/х «Волжский-10»  получает  рейсовое задание: следовать в ливанский порт Селаата под погрузку суперфосфата. Просматривает капитан коллекцию судовых навигационных карт и не находит карты с этим портом. Запрашивает в Пароходстве географи-ческие координаты этого порта и находит его расположение на карте, но сам порт на карте не обозначен. Ладно, думает капитан, подойдем поближе разберемся, не в первый раз. На подходе к Ливанским берегам, приходит информация, что во первых входить в 12 мильную зону Ливанских территориальных вод разрешается только с 06.00 до 18.00 местного времени, во вторых в Селаате границу не открывают, для этого надо следовать в Триполи. Ну и кроме этого необходимо по рации в Триполи предо-ставить определенную информацию, причем строго до определенного  времени. Решили подойти к Ливанским берегам к 12 мильной зоне к 06.00, пройти вдоль побережья, посмотреть где же находится Селаата, а затем следовать в Триполи для оформления открытия границы.
             В 06.00 зашли в территориальные воды Ливана, доложились местным пограничникам. Следуем вдоль побережья. В точке с координатами Селааты видны на берегу производственные здания, трубы, два подъемных крана. Рассмотрели это все в бинокли, решили, что нашли порт погрузки. В Триполи на рейде оформили открытие границы и проследовали в порт Селаата. На подходе к порту по рации вызвали лоцмана. Дело было летом, в июле, но свежий западный ветер разогнал приличную волну.
           Лежим в дрейфе, на якорь не встать – большие глубины, ожидаем лоцмана. Через некоторое время, среди волн появляется небольшой катер.  На борт прибыл лоцман. Фигура колоритнейшая. Возраст сразу не определить, но видно, что не молод. Сухой, поджарый, прокопченный солнцем, весь в движении, в шортах, цветной майке и длинные седые пряди под косынкой. Именно такими представлялись в детстве пираты. Дело свое знает отлично. Швартовка сложная, причал 90 метров, а длина  судна 130 метров. Плюс ветер, волна. Ошвартовались, и тут лоцман опять удивил своим достойным поведением.
            Во многих ближневосточных портах и не только, в России тоже таких хватает, лоцманы после выполнения работ, начинают клянчить у капитана деньги за работу. Капитанам частных судоходных кампаний деньги на это выделяются, капитаны государственных кампаний имели деньги на представительские расходы в сумме 20 долларов на порт захода, которые уходят на открытие границы пограничникам, таможенникам и т.д., много всяких официальных проверяющих. По традиции, раз лоцман деньги не требует, пригласил капитан его в каюту.       Накрыли стол -  коньяк, фрукты. А арабы народ, в основном, непьющий. И этот пират, выпил только чашечку кофе и распрощался ничего не требуя.
             Прибыли представители грузоотправителя и поставили в известность, что погрузка начнется только завтра утром. Капитан любитель домашних цветов. Обычно в каждом порту приобретает: то цветочек в горшочке, то пальмочку. Вся капитанская каюта в зелени. После окончания всех формальностей связанных с заходом в порт, появилось у капитана свободное время. От порта до городка километра два, по дороге к нему буйная суб-тропическая зелень. Приглашает капитан прогуляться на природе старшего механика и боцмана. Взяли саперную лопатку, мешок – может какое интересное растение по пути подвернется.
              В километре от порта начинаются жилые дома. Около домов огороженные заборами сады. Между садами пустырь. Т.е. стоят отдельные, огороженные заборами строения, а вокруг, вроде как, ничейная земля. Среди густого кустарника стоит финиковая пальма. Под ней маленькие пальмочки высотой по метру. До ближайшего забора метров десять.  Решил капитан выкопать небольшую пальму для своей каюты. Только начали выкапывать, как из одного из домов, находящегося метрах в двадцати от них, заголосила женщина. Что она кричит – не понять. На всякий случай выкапывать пальму перестали. Из-за ближайшего забора показывается мужчина, что-то говорит по арабски. На английском языке объяснили в чем дело. Засмеялся, вышел с лопатой и выкопал указанную пальму, передал ее капитану и пригласил всех в гости.
           Большой, двухэтажный, каменный дом. В доме жена хозяйничает и дочь – подросток. Чистота, хорошая мебель. Оказалось хозяин несколько лет работал мотористом на Итальянском торговом судне. Отсюда и достаток в доме. Накрыли на стол – чай, кофе, фрукты. К удивлению русских моряков спиртного на столе нет. Хорошая, здоровая традиция у арабов. Просидели у гостеприимных хозяев пару часов. Хозяин вышел провожать до порта. Пригласили его в гости, отказался. Оказывается, визит местных жителей на иностранные суда запрещен.
            Впоследствии, несколько раз посещали ливанские порты. Это Бейрут, Сайда, Селаата,Триполи. Везде добрый, гостеприимный народ. В Бейруте около порта, вообще, армянские кварталы, с русским языком нет проблем, многие его знают.
           Интересно, а как сейчас в Ливане? Сохранился ли дух гостеприимства и доброты или арабская весна внесла свои коррективы?