Народный календарь 28 февраля - 6 марта

Александр Мишутин
     НАЧАЛО МАСЛЕНИЧНОЙ НЕДЕЛИ
28 ФЕВРАЛЯ. ОНИСИМ-ОВЧАР.
  Заботясь о будущем плодородии овец, хозяева приглашали овчаров. Вечером, когда появляются звёзды, хозяин с овчаром выходили за околицу «окликать звёзды». Они кланялись по три раза на все четыре стороны, овчар становился на овечью шкуру (руно) и произносил заклинания — заговор. После этого священнодействия хозяин угощал овчара вином и подарками.

 ( 29 ФЕВРАЛЯ. КАСЬЯН-НЕМИЛОСТИВЫЙ.)
  Вот уж святой, нелюбимый народом. Как его только не называли: недоброжелатель, злопамятный, скупой, завистливый. О злом человеке говорили: «Эдакой ты Касьян!» А в некоторых местах даже не считали святым и не признавали русским. Не может русский человек быть таким! Не может русский человек три года беспробудно пить в свои именины, а на четвертый остановиться. Не в русском характере оставить человека в беде, не помочь ему. А за Касьяном числятся такие грехи. Вот одна из легенд.
  «Однажды Касьян вместе с Николаем Чудотворцем шёл по дороге, и встретился им мужичок, у которого воз в грязи увяз. «Помогите, — просит мужичок, — воз поднять». А Касьян ему: «Не могу. Еще испачкаю об твой воз свою райскую ризу». Николай же Чудотворец ни словечушка мужику не ответил, а только уперся плечом, натужился, налёг и помог воз вытащить. Вот пришли потом Николай Угодник с Касьяном в рай, а у Николая-то вся как есть риза в грязи выпачкана. Бог увидел это и спрашивает: «Где это ты, Микола, выпачкался?» — «Я, — говорит Николай, — мужику воз помогал из грязи вытаскивать». — «А у тебя отчего риза чистая, ведь ты вместе шёл?» — спрашивает Господь Касьяна. — «Я, Господи, боялся ризу запачкать». Не понравился этот ответ Богу, увидал он, что Касьян лукавит, и определил: быть Касьяну именинником раз в четыре года, а Николаю Угоднику за его доброту два раза в год». (С.В. Максимов).
  Високосный «Касьян на что ни взглянет — всё вянет». «Худ приплод в високосный год».
  Да минет беда нас, да не взрастут несчастья.


  1 МАРТА -  МАРЕМЬЯНА-КИКИМОРА.
  Каким образом праведница Маремьяна (Мариамна) превратилась в народном календаре в кикимору — сказать трудно, но так оно и есть. Возможно, дело в созвучности: МАРиамна-МАРа - МАРена - МОРена — кикиМОРа. Мара или Морена — злой дух холода, голода, смерти. А кикимора — нечисть. Вот и превратилась Мариамна в кикимору.
  Сама же кикимора — не только болотная, к чему приучили нас сказки, и даже не столько, а больше всего — зловредный домашний дух. Кикимора  прядёт в избе, гремит посудой, ходит в лохмотьях и нечёсана. Вредит домашним животным, вмешивается в домашние дела, чем похожа на домового. Чем не похожа ни на кого из нечисти, так это своим происхождением и появлением. «Кикиморы суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом» (М.Д. Чулков). «Кикимора — прОклятая девушка» (И.П. Сахаров). «Кикиморы — «девки-невидимки», но ими могут быть и умершие не крещёнными дети» (В.И. Даль).
  Первого марта кикимору ещё терпят. Но близок день расправы с ней: 17 марта люди изгоняли кикимору из дому.
  С 1 марта в средневековой Руси начинался новый год. А потому ещё в 19-ом веке сохранялся обычай не работать в этот день.
  В марте же подводили итоги зимних наблюдений за погодой: какой будет весна?
  Сухой март предвещал плодородие, дождливый — неурожай. Частые мартовские туманы указывали на дождливое лето.
  Первый снег в марте считался благодатным, его собирали и воду из него берегли: для употребления при болезнях, для опрыскивания кустарников и плодовых деревьев.

  2 МАРТА. ФЁДОР ТИРОН.
  Великомученик IV века, малоизвестен православной Руси. Но известно другое: ему молились об отыскании украденных вещей и беглых рабов. «Неужто?» — возникает вопрос. Россия, рабы... Как-то не так. Что-то не то. Однако: самым дорогим товаром эпохи древней Руси были люди, рабы. Один из современников, видя ежегодно на черноморских невольничьих рынках тысячи русских детей, продаваемых в рабство, восклицал: « Неужто может выжить то государство, из которого увозится в рабство столько детей!» Слава Богу и предкам: выжило. Русь вынуждена была действовать адекватно, соответственно. И, естественно, тоже имела чужестранных рабов. Известно, что восточные славяне (а значит, и Русь) относились к рабам мягче, милосерднее, чем другие племена и народы. Но раб есть раб: собственность хозяина. Как меч, конь, собака. А вещью распоряжался хозяин. И если раб наносил кому-нибудь ущерб, то расплачивался за это хозяин вещи-раба.
  На Руси раба мужского пола называли холопом. Женщина же холоп называлась рабой. Всякому действию, всякому делу было дано название словесное обозначение: давать, пахать, строгать, сеять, шорничать... А работать — значит выполнять тяжелые изнурительные и унизительные действия, которым и определения нет: одним словом -  работать.
  Сбегали ли рабы и холопы на Руси от хозяина? Наверное, да. Но молились ли хозяева об их возвращении? Маловероятно. А православная Византия и христианизированная Европа, переполненные рабами — могли. А вот об отыскании украденной вещи возможно и молились на Руси. То хазары, то ромеи, то половцы, то татары придут ворами и оттяпают кусок — приходилось молиться и возвращать.



  5 МАРТА. ЛЕВ КАТАНСКИЙ.
  В этот день нельзя было смотреть на падающие с неба звёзды. Кто увидит такую звезду, того постигнет неизбежная беда: или сам умрёт, или кто-то из его семейства. Старушки замечали: если кто заболеет в этот день, тот или долго будет болеть или умрёт. Для проверки и убедительности старушки клали под мышки больного по ломтю хлеба и замечали: если к утру хлеб засохнет, то больной непременно умрёт.
  На чем зиждилась уверенность старушек — непонятно, но так было: верили. Мы бы сегодня объясняли печальный исход такой болезни авитаминозом, ослаблением организма, сезонным предрасположением к простудным заболеваниям... А старушки, как отрубили: не смотри на звёзды! И всё.

  6 МАРТА. ТИМОФЕЙ-ВЕСНОВЕЙ.
Масленица. Прощённое воскресенье.
  Подули тёплые, сырые весенние ветры. И даже если небо пасмурно — ручьи журчат. Тончает лёд и сплющивается снег. Проталины чернеют и сохнут. Весна!

      «Подбирая изодранный белый подол» (В. Астафьев), зима уходит в северные края.     Уходит с обидой, надувая щёки метелями, цепляясь за крыши сосульками, угрожая утренними морозами и неожиданными снегопадами. Но уходит, бесповоротно. Из южных областей совсем ушла. А в других — всё чаще выходят в нагольных тулупах и валенках древние, замшелые старики погреться на солнышке; скотина, закрыв глаза, будто дремлет, подставляет солнцу бока, впитывая тепло и свет; ребятишки, истомившиеся в чадных избах, с блестящими от соплей щеками, с синими от зябкого воздуха руками, всё дольше пропадают на улице. Весна!

   Я поздравляю первых весенних именинников.
28 февраля: Анисим, Евсей, Ефросинья.
1 марта. Федор.
2 марта. Кузьма, Лев, Фёдор.
4 марта. Евгений, Макар, Федот.
5 марта. Георгий (Юрий, Егор), Лев.
6 марта. Афанасий, Михаил, Тимофей.

   Солнечной радости вам и великодушия!