Мы обслуживаем человеческие души

Игорь Гудзь
Работая редактором объединенного театрального сайта NRGblog.com, я встречаюсь с актерами московских театров, некоторые их мысли, на мой взгляд заслуживают интерес читателей.

Владислав Демченко - заслуженный артист России, член Гильдии актеров кино России, член Союза театральных деятелей России, член союза кинематографистов России, актер театра им. Рубена Симонова:


Я не обижаюсь, когда некоторые называют профессию актера обслугой, чем-то таким второстепенным, по сравнению, скажем с профессией ученого, инженера, врача, учителя… ! Я считаю, что в нашем мире мы все кого-то обслуживаем, и кто-то обслуживает нас. Ведь даже сам… Президент обслуживает нас, его избирателей! По крайней мере, нам так должно казаться! Некоторые говорят, что культура, искусство – это всего лишь зрелища, и они никак не двигают прогресс, цивилизацию, а следуют где-то сбоку, сопровождают. Я с этим никогда не соглашусь! Все в этом мире начиналось с мысли, а думать может только высококультурный человек. Это же так просто! Этого многие не понимают, считают, что сначала нужно создать материальные ценности, а уж потом окультуривать потребителя. Но потом ничего не будет! Будет только то, что мы видим сейчас! Я поинтересовался реформой образования, которая сейчас активно внедряется в школах.  Ребенок, в 15 лет должен сам решить, нужно ли ему в 9-11 классе русский язык и литература, или они уже ему просто совсем не нужны. Кто же придет нам на смену, после такой реформы!? Да, можно назвать нас и обслугой, только вот мы обслуживаем души людей! А что может быть выше этого….!
Конечно, театр и все, что делает на сцене актер – это не реальный мир, это мир вымышленный. Это всем понятно! Отелло не душит Дездемону по-настоящему, король Лир, после спектакля спешит домой проверить уроки у детей, и возникает вопрос – почему же зритель в этот момент всему верит, и смеется и рыдает абсолютно искренне, хотя умом понимает, что все это, как бы неправда, обман. Это, кстати, центральный вопрос всего существования театра. Зачем люди ходят в театр!? За эмоциями! Некоторые ходят психофизически себя поправить, насладиться некоей иллюзией жизни! Я всегда искренен на сцене, по крайней мере, в дорогих и важных для меня ролях. И если я обнимаю и целую партнершу, я делаю это абсолютно искренне. И эта искренность, эта актерская правда каким-то непостижимым образом передается зрителю. Магия! Ради этой магии сопереживания, сострадания и идут люди в театр! Зрительный зал - чрезвычайно чуткий механизм. Даже когда играешь чистую комедию, но в ней есть нотки трагизма, зал это всегда чувствует, прекращается смех. Наступает такая щемящая тишина… ! Зал обмануть нельзя, никакие штампы не проходят, только искренность, только полная отдача всех сил.
Актеры, и сам театр всегда зависели от зрителя. К сожалению, сегодня такой накал в обществе, что сейчас зритель, в основном, приходит в театр отдохнуть и развлечься. Хорошо это или плохо – очень трудный вопрос, слишком изменилась наша жизнь за последние 10-20 лет. К тому же, и современная жизнь настолько динамична, документальна, что театр просто не может за ней успеть. Мне кажется, и не нужно театру становиться полным отражением жизни, в буквальном смысле. Есть, правда и другая категория публики, ее гораздо меньше, но она хочет эстетского, даже философского театра. На мой взгляд, по крайней мере в театре, воздействовать на души людей нужно не голой правдой, воздействовать и воспитывать нужно прекрасным, возвышенным, некоей эстетикой, заставлять думать. Я у режиссера Михаила Горевого играю в современной пьесе «Зал ожидания», это философская притча о смысле жизни, в зале ожидания встречаются забытый актер, слепой хирург и наглый иностранец, там у них происходит некая переоценка ценностей - мы ведь часто ломаем голову над вопросом «Есть ли жизнь после жизни?», но редко задумываемся над тем, что она представляет собой в действительности, пытаемся разгадать главную ее загадку: кто мы для самого опасного врага и самого понимающего друга в своей жизни – для себя самого? Этот спектакль по-своему уникален, он имеет свою эстетскую публику, зал на 400 мест всегда полон.
Любая новая работа для меня – это источник вдохновения! Но я считаю, что к такому высокому рубежу, как вдохновение, человек должен себя подвести. И возможно на это уйдет вся жизнь! Вдохновение – это не озарение! Это гораздо более сложный процесс. Для меня, как актера – чувство вдохновения порой приходит, когда ты видишь, что, образно выражаясь, завладел на какое-то время залом. Это очень сложное ощущение, ведь люди все разные, но в какой-то момент зал затихает и буквально следует за каждой твоей фразой, жестом… . Люди просто бояться даже шелохнуться, что-то вроде гипноза. Это наивысшее ощущение для актера, конечно! Редко так удается сыграть! И такое может быть только в театре!


БЛОГ Влада Демченко - http://www.nrgblog.com/blogger/blog-5-65.htm