Ведьма

Дмитрий Городнянский
               

Вспоминаю, как в детстве приходилось слышать много рассказов о ведьмах, колдунах, о разной нечистой силе, существующей на свете. Как-то прошел слух по селу, что, якобы, тетка Нюрка видела, идя домой под вечер, поднимаясь в горку, как мимо нее прокатилось решето, вкатилось в ручей, протекавший под горкой, и исчезло, а из ручья вылезла старая горбунья баба Федора, что одиноко жила в своей маленькой хатенке недалеко от ручья. Также ходили слухи и о другой старой бабке: якобы она колдунья.
У одной молодой матери умер маленький, еще грудной ребенок. Она всем рассказывала, что незадолго перед этим она шла с ним куда-то и повстречалась с бабкой Семенихой. Та, приветливо поздоровавшись, остановила ее и говорит: « Дай глянуть на твоего сыночка». Мамаша открыла пеленку и показала мальчика бабке. «Ой, какой мальчик хороший, большим человеком будет», сказала Семениха и пошла дальше, а через пару дней мальчик сильно заболел и вскоре умер. Мамаша всем говорила, что это Семениха сглазила ее сыночка.
Про Семениху говорили и другое. Как-то к ней в огород пробрались соседские куры, и что-то там попортили. Семениха гнала их и кричала: «Кыш, проклятые! Чтоб вы передохли!»   И, действительно, вскоре куры отчего-то передохли. Соседи винили в этом бабку Семениху.
Все эти слухи, разговоры не проходили и мимо нас, пацанов. Собравшись вместе, мы заводили целые дискуссии на эту тему. Кто-то этому верил, кто-то не верил. Возникали горячие споры. В то время я был уже третьеклассником. В стране проводилась официальная антирелигиозная политика, были разрушены церкви, изжито поповское сословие. В школе нам говорили, что бога нет, что вся религия – выдумка, нужная эксплуататорам.
 Об этом нам часто напоминал наш новый учитель Тимофей Амосович, только что закончивший педучилище и направленный на работу в нашу школу. Он был родом из нашего же села, единственный сын зажиточного колхозника деда Амоса, очень гордившегося своим образованным сыном, выбившимся в интеллигенты.
Тимофей Амосович был высокого роста худощавый деревенский парень. Став учителем, начал одеваться по-городскому, носил дорогой костюм и модный галстук, чем резко выделялся среди деревенских жителей и своих сверстников – колхозников.
Школа наша была начальная, четырехлетняя. Мой отец был в ней заведующим. Вдвоем с Тимофеем Амосовичем они учили деревенских детей. Наша семья жила в квартире при школе. Канцелярии, как таковой в школе не было и, поэтому, при начале занятий и во время перемен Тимофей Амосович приходил к нам в квартиру, где они с отцом и решали все школьные дела. Я вертелся тут же и слышал все ихние разговоры.


На одном из уроков в нашем классе Петька Безруков, этакий шустрый постреленок, поднял руку, и Тимофей Амосович спросил:
– Петя, ты что-то хочешь сказать?
– А правда, Тимофей Амосович, что бабка Федора ведьма, а бабка Семениха колдунья? В классе захихикали.
– Откуда ты это взял, Петя, кто тебе сказал?
– Да вот дед Матвей говорит, что это правда, что он давно их знает, какие они есть.
– Ну, вот еще новости. Дед Матвей сказки мастер рассказывать. Не верьте этим сказкам, ребята, выдумки это. Не бывает на свете никаких ведьм, никаких колдунов. Так и запомните.
Дня через четыре Тимофей Амосович раньше обычного пришел в школу и, как всегда, зашел к нам в комнату. Я уже не спал и готовился идти на урок. Тимофей Амосович был чем-то явно возбужден.
«Никанор Афанасьевич, мне надо вам что-то рассказать», – сказал он, многозначительно посмотрев в мою сторону. Отец понял, что я не должен этого слышать и отослал меня из комнаты в кухню. Я вышел, но дверь осталась немного приоткрытой, и я весь разговор услышал.
– Ну, что там, рассказывай, – сказал отец.
– Никанор Афанасьевич, сегодня ночью я видел ведьму.
– Да ну! – усмехнувшись, сказал отец, – Ну рассказывай.
 И вот что я услышал. Поздно ночью Тимофей Амосович возвращался домой от знакомых. Шел по улице, и проходил как раз мимо школы. Шел дождь и дул такой ветер, что чуть не валил с ног. Вдруг в темноте он ясно разглядел, как перед ним метрах в двух через дорогу перекатилось какое-то колесо. Перекатилось через дорогу и скрылось в темноте. Он оторопел, остановился, оглядываясь по сторонам. Нигде никого не видно и не слышно, ни одного огонька в окнах хат не видно, только вербы, что растут возле школы, шумят, треплемые ветром. Жутко стало. Вспомнились слухи о ведьмах и колдуньях, а также недавний разговор про них в классе на уроке. Вот и не верь этим слухам после этого, подумал Тимофей Амосович.
– А не под хмельком ли ты был? – спросил отец.
– Да ну что вы, Никанор Афанасьевич, не выпивал я нигде.
Я точно видел это колесо. Ну что же это может быть, откуда оно, кто его покатил? Не иначе ведьма. Что еще?
– Ну, не знаю, не знаю. Ты только не рассказывай никому – смеяться будут,– сказал отец.
Ничего себе… ведьма, думаю. Учитель видел ведьму. Вскоре прозвенел звонок, и я пошел на урок. Все последующие дни у меня не выходило из головы услышанное, так и подмывало поделиться необычной новостью с ребятами, но ведь отец сказал Тимофею Амосовичу, чтобы никому не рассказывал. И я тоже молчал.
Дня через два после этого отец спросил у меня: «Митя, ты нигде не видел крышку от бака? Нигде ее не видно. «Нет, нигде не видел я ее» – отвечаю.
Дело в том, что под водосточной трубой на углу школы стоял большой бак для дождевой воды. Когда не было дождя, бак накрывался крышкой, сделанной из жести. Про эту крышку и спрашивал меня отец.
На следующий день я искал в зарослях бурьяна в проулке между домами  ниже школы через дорогу, затерявшегося цыпленка и нашел там валявшуюся крышку от бака. Принес крышку домой, показал отцу и рассказал, где ее нашел. « Ах, вот она, какая ведьма!» – заулыбался отец. Я все понял, но ничего расспрашивать не стал. Все стало ясно. Оказывается, сильный ветер сорвал крышку с бака, и она покатилась вниз, через дорогу. Ее то и увидел  Тимофей Амосович, когда шел ночью по улице домой.
Но после этого меня еще больше подмывало рассказать ту историю кому-нибудь из приятелей; и я рассказал Шурке Жукову, ну а тот тоже кое-кому передал.
И вот однажды на уроке Петька опять тянет вверх руку и Тимофей Амосович спрашивает: «Что такое, Петя?».
«А вот говорят, что ведьма по ночам колесом катается по улице».  Тимофей Амосович удивленно смотрит на Петю и ничего не говорит. Видно, он понял, что про его ведьму ученики уже знают. Потом с раздражением говорит: «Ты опять за свое,все тебе ведьмы да ведьмы.Будем решать примеры!"