Новая профессия

Вера Кириченко
Новая профессия

Иногда в памяти всплывают незначительные события из прошедшей жизни.
И тем не менее , возвращают в  молодые годы, ностальгия по которым, с каждым годом сильнее.

Тогда мне был 21 год. Жила я снова с родителями в местечке Ичня, что на Черниговщине. В Киеве мне не посчастливилось получить постоянную работу из-за отсутствия киевской прописки. Пришлось устраиваться на любую работу в родном городке. Имея основную специальность – повар, устроиться по профессии не было возможности, потому что городок маленький и все вакантные должности были заняты.

По соседству с нами жила вдова тётя Дуся – секретарь районного суда. Её единственный сын Станислав в то время уже заканчивал МГУ, факультет геологии.  Вот она и приняла активное участие в поиске работы для меня, словно для родной дочери.

Как-то вечером, зайдя к нам, она сообщила мне:

- Верочка! В страхинспекцию требуется секретарь-машинистка. Я уже поговорила с Вакуленко-заведующим  инспекции и он согласился тебя взять на эту должность.

- Тётя Дуся! Извините, но я печатную машинку и в глаза не видела, не то что печатать на ней – ответила я.

- Милая! Не волнуйся, пока ты будешь оформляться, я тебя научу. Сейчас принесём из нарсуда портативную машинку и тут же приступим к обучению.

Сказано-сделано. В этот же вечер она ознакомила ( методом втыка) с  основными движениями рук, с передвижением каретки, с верхним и нижним регистром, как заправлять копировальную ленту, как вставлять листы для печатанья.

До поздней ночи пыталась печатать. Каждую буковку подолгу искала глазами, а потом с силой нажимала на неё. За вечер с трудом напечатала одно предложение.

- Тётя Дуся! Бросьте эту затею! Заведующий сразу же поймёт, что я не машинистка.

- Успокойся! Ты только впервые села за машинку. А завтра будешь печатать ещё лучше. Просто не подавай виду, что не умеешь печатать. Скажи, что закончила курсы машинисток ,а работать не пришлось. Держи себя уверенно и смотри ему прямо в глаза. Принарядись, соответственно приведи в порядок свою красивую головку и, немного застенчиво,  мило улыбайся. Он не устоит и захочет, чтобы в приёмной сидела такая секретарь-машинистка.
 
На второй день в 10 утра я уже была в кабинете Вакуленка. Это был маленький, симпатичный и аккуратный  мужчина лет под пятьдесят. Оказывается, я училась вместе с его сынами-близнецами в начальных классах, а потом была переведена в другую школу, ближе к моему дому. Я тут же выпалила:

- А я вас хорошо знаю! Мы учились с вашими мальчиками в одном классе. Как они сейчас и где?

- Уже заканчивают университет в Киеве. Будут юристами. А я тебя тоже вспомнил. Ты была худенькая, маленькая и вся в веснушках. У тебя много братьев и замечательные родители.

Мило улыбнувшись, пригласил  присесть за стол и принялся просматривать мои документы.

-О, да ты вскоре без проблем можешь выйти замуж. С тебя получится замечательная хозяйка. Ведь ты имеешь такую основную профессию жены и матери, как повар.

- Но пока я найду жениха, мне нужно где-то работать , чтоб на что-то жить.

- Не беда! Я тебя беру на работу прямо сейчас. В инспекции накопилось очень много работы. Только скажи на какой машинке ты училась на курсах.

Я вспомнила, что машинка в кабинете тёти Дуси имела надпись «Украина». Я и ответила:
-На «Украине».
-Замечательно! У нас тоже «Украина». Только она сейчас в бухгалтерии. Пойдём я тебя представлю.
Ни жива, ни мертва шла за заведующим в бухгалтерию.
Зайдя в кабинет, увидела Нелю Панченко – знакомую по танцам. Она в своё время училась с моим старшим братом в одном классе. Она и занимала должность главного бухгалтера.

-Неля Григорьевна! Знакомьтесь ,–это Вера Павловна – новая секретарь-машинистка. Я иду в райисполком на совещание, а вы загрузите её работой. Пусть срочно напечатает сводку для области.

Он ушёл, а мы с Нелей продолжали смотреть друг на друга, а потом улыбнувшись, обнялись.
Я ей тут же сообщила, что печатать не умею, но обязательно за короткое время научусь. Она вошла в моё положение и ответила:

-Хорошо, что ты честно призналась. Я сейчас дам тебе работу счетовода. Будешь выбирать  несчастные случаи в падеже совхозного скота за прошлый месяц. На перерыв не пойдём. За это время я за тебя напечатаю сводку в область. Заведующий  не часто заходит в бухгалтерию, и думаю, что о твоём «мастерстве»  печатанья не узнает.

Вот так, за неделю, приобрела я новую профессию, которая мне пригодилась и в пенсионном возрасте для работы на компьютере.

Ещё: только через два года нашего сотрудничества, когда я вышла замуж и уезжала к мужу в Эстонию, Вакуленко, прощаясь, сказал :

- Верочка! А я ведь сразу догадался, что ты и в глаза не видела печатную машинку. Как ты помнишь, я даже не спросил показать свидетельство по окончанию курсов машинисток. Но твоё обаяние и то, как ты искренне врала, глядя прямо в глаза , меня покорили. И я в тебе не ошибся. Очень жаль терять такую сотрудницу. Но знай, если вдруг не заладится в семейной жизни – приезжай не задумываясь. Работой тебя обеспечим. А сейчас – хай тобі щастить!



На фото городок Ичня 2012г