мыслить. современность

Ирина Батюк-Белковская
Мыслить - убеждена, что это наше право, требование человеческого достоинства внутри нас. Другое дело, что слово «мыслить» уже подразумевает культурную форму данного явления сознания: не раскидывание мозгами, не пометочка какая-то, не то-да-се. Здесь слово несёт отказ от излишней экспрессии, эпатажности, скандальности и т.д. Мыслить нас учили в школе. В средней школе, когда мы, например, писали сочинения. Вы знаете, что сказал философ Зиновьев, о котором я упоминала в конетексте реэмиграции в Россию после многих лет жизни за рубежом? Что Великую Отечественную войну выиграл советский учитель и 10-классники… При убогости быта и бедности был культ знаний и образования.
Категорически считаю, что требование данного времени – спонтанное творчество и сочинительство, волевые усилия в этом направлении. Это залог спасения в этом обществе падения высоких смыслов, обществе потребления и угнетения мышления.

Мне в студенческие годы и немного позже вменяли в вину, что я не могу высказать своё мнение по поводу некоторых вещей, тогда как другие это делали. Помню, очень страдала от незнания, какое же у меня за мнение? Я вынуждена была в этом требовании верить старше меня человеку, который либо ошибался, либо я его до сих пор не поняла. Мнения у меня не было. Были, конечно, лёгкие догадки, предчувствия, тревожность или радостность, но безосновательные, тогда как мнение - чёткое и своеобразное, свое неповторимое, пусть ошибочное, отсутствовало! Когда я пыталась ссылаться на некие источники, которые говорят так-то и так-то, то эти же люди, которые считали необходимым во что бы то ни стало вытянуть из меня мнение, его отстаивать, обвиняли меня в том, что я пользуюсь не своим умом и т.д. Лишь позже я поняла, что моё внутреннее стремление опираться хоть на что-то является совершенно естественным, совершенно верным направлением мышления. Хотя бы 1-2 источника, хотя бы какой-то авторитет, хотя бы какая-то преемственность и традиционность, подражательство, некое копирование – ступеньки к самостоятельности, это элементарная логика в подходе к любому явлению в жизни, природе, человеческой деятельности. Ведь множества и множества поколений до нас уже накопили знания, методы, приёмы и нашли варианты. Для чего вообще тогда книга, великие усилия человечества, если их вот так пренебречь или относиться, как только к вынужденному насильственному периоду обучения в школе, университете и т.д.? До нас лучшие умы воплощали свои культурные накопления в несметных памятниках литературы, науки, зодчества, искусства… И вот так запросто не внимать историческому великолепию прошлого?
Но на самом деле навыки к полноценному мышлению и первичных здравых, вполне удовлетворительных выводов по многим вопросам даёт нам даже средняя школа, не говоря о высшей.

По аналогии с младшей школой, в которой я имела удовольствие работать некоторое время: Сухомлинский – педагог-практик и теоретик писал, что любая мать может отлично подготовить ребёнка в первый класс. Так и есть. Первоклассники лишь со временем показывают зависимость от социальной среды, атмосферы в семье, культурного своеобразия, от материальных возможностей. На самом деле, каждый есть драгоценная жемчужина; несовершенство общества ограничивает детей. Что печально…

Главное препятствие, как я считаю - это безусловный настрой к тщетности собственных усилий, чувство недосягаемости к высотам мышления других, поскольку есть профессионалы гуманитарной сферы, умеющие излагать своеобразным профессиональным языком, умеющие создать очевидность( иногда видимость) собственных преимуществ.

Мои мысли о непрофессионалах, о блогосфере, о неформалах(спасибо, Фейс за слово «неформал») о, как это мне кажется интересным, выпавших из массовой, формальной сферы общества. О тех, кто тянется к самостоятельности, ещё интуитивно, ещё лишь поверхностно, часто возвращаясь обратно к официально-формальному диктату окружающей жизни. Да, именно диктат, пусть слово не обижает, потому что не вы ищете для себя ответы, а их навязывают, широко предлагают, пиарят, преподносят, как моду, новинку суперсвежую и т.д.

Какое же величайшее преимущество имеет современный человек в сравнении с прошлыми веками. И библиотеки, и интернет, и электроосвещение, и быстрота перемещения, особождение от бытовых тягот! И при этом часто отсутствие интереса, не желание, забывание воспользоваться всем этим богатством. Ещё страшнее, когда идёт вообще сворачивание жизни к одним религиозным источникам. Но о последнем не буду вообще писать, поскольку не собираюсь спорить на темы религии.

Раскрепощение, конечно, в безопасных рамках – вот важнейшая цель для мышления человека. Свобода выражения мысли. Свобода воображения и отречение от стыда и страха перед собственной глупостью и, особенно, что я хотела подчеркнуть – мужественное приятие критики. Последнее – это великое благо. Отсутствие критики – есть корень застоя и дремоты мысли. Скепсис.

© Солька* 26 февраля 2013 г.