98. В. И. Агошков. Навьи Половецкие. Шаблыкино

Василий Иванович Агошков
98. В.И. Агошков.

Навьи Половецкие. Шаблыкино.

«ГОВОРИЛИ,
ЧТО ЭТО – НАВЬИ ПОЛОВЕЦКИЕ»
 

 
В ГАЗЕТЕ «На грани невозможного» (1995г) есть статья «Вот Навья пришёл» под рубрикой «Тайные страницы Радзивиловской летописи». Под 1092 годом в этой летописи есть, если верить газете, такая запись: «Предивное было в Полоцке: был в ночи топот, стонали по улицам, как рыщущие бесы. И если показывался из дома, желая видеть, того поражали бесы невидимые болезнью, и с того умирали, и не смогли выходить из домов. Потом начали и днём являться на конях, и сами были невидимы, но копыта их коней оставляли следы.
Так страдали люди в Полоцке и в округе, и говорили, что это – навьи половецкие».
 

 
ПОЖАРЫ И ЗНАМЕНИЯ. Далее летопись рассказывает о том, что год от Рождества Христова 1092, а от сотворения мира 6600, был для Руси тяжким. «Было вёдор, – пишет летописец, – земля словно горела, и многие болота и леса загорались сами собой, и многие знамения видели повсюду».

В том же Полоцке (ныне – город на севере Белоруссии, расположен на железной дороге Орёл-Смоленск- Полоцк-Рига) «было в небе знамение, как круг огромный посреди неба». Налетели половцы, взяли три города в Киевском княжестве.

«В те времена многие люди умирали от различных недугов». Благодать была лишь продавцам гробов: от Филиппова дня (14 ноября 1091г) до мясопуста (1 февраля 1092г) гроб стоил неслыханную сумму – семь тысяч гривен.
Поначалу наваждение объявилось в Дрютеске, небольшом городке на юге Полоцкого княжества, километрах в 140 от столицы, но вскоре перекинулось в стольный град, не пощадив и его пригородов – Витебск и Ршу. Бесы буйствовали несколько месяцев и исчезли так же внезапно, как и появились».
 

 
ОЧЕВИДЦЫ ВИНИЛИ ПОЛОВЕЦКИХ НАВИЙ. Навия – это вампир. Колдун мог волшебством своим оживить мертвеца, и тот, страшный, отвратительный, начинал жить среди людей, по ночам нападая на них и питаясь их кровью. У него не было своей воли, приказ колдуна для него – закон, и этим древнерусские навии схожи с африканскими зомби.
Но в Полоцке мы видим, пишет автор, бестелесный вариант навии: ведь колдун мог точно так же заставить служить себе и дух умершего человека. Такие «бесплотные зомби» несли смерть одним своим появлением. (Видимо, считалось, что Полоцк основали половцы).

Горожане решили, что половецкие колдуны напустили на них души своих покойников, чтобы захватить княжество без войны. Далее автор спрашивает: только отчего же половцы не напали прежде на Киев со всей своей нечистой ордой? Почему обратились на далёкий северный Полоцк?

И допускает мысль, что половцы тут ни при чём, а виновен «митрополит Иоанн-скопец», которого привела из Византии дочь великого князя Всеволода Ярославича, Анна Всеволодовна за три года до нашествий навий, в 1089г., взамен скончавшегося русского митрополита.
 
РОСЫ – НАРОД ДЕРЗКИЙ. Люди, видевшие Иоанна-скопца, говорили, якобы: «Вот навья пришёл». Через год он умер, однако потом мог явиться в телесном образе, оживлённый колдуном. Зачем греки преподнесли такой «подарок» нашим предкам? Ненависть, считает автор.

За 36 лет до крещения Руси император Константин Багрянородный писал: «Росы – народ наглый и дерзкий». Он предлагал дружить с печенегами, потому что те могут легко нападать на землю росов, уводить в рабство их жён, детей. Ненависть и в словах патриарха Фотия: «Народ, ставший у многих предметом толков, превосходящий всех наглостью и склонностью к убийствам – народ рос».

Пренебрежительные слова о росах со стороны византийцев не следует преувеличивать: дело всё в том, что таким образом они пытались оправдать предстоящую христианизацию росов, а потому не жалели унижительных эпитетов по отношению к язычникам. Тот же Константин Багрянородный говорил и о том, что «ославянилась» большая часть его страны. Крещение Руси произошло в 988 году…

«ЧЕРТИ И НАВЬИ». Пройдёт время, и уже киевский летописец Нестор заявит, что вятичи – народ «дикий, живёт в лесу» и т.п. В средние века служители церкви будут неодобрительно отзываться о раскольниках, дабы внушить всем мысль о необходимости их крещения в православном храме.

Таким образом, мы должны критически относиться к высказываниям, особенно нелестным, в адрес славян. По сведениям П.Я. Черных, автора «Историко- этимологического словаря современного русского языка» (1994г.) слово «чёрт» в письменных памятниках древнерусского языка не встречается. Поэтому можно допустить, что наши предки использовали слово «навья» так же часто, как мы сейчас слово «чёрт».

Итак, навьями называли и половецких колдунов, и даже греческих митрополитов. Всё это показывает, что русские противились христианизации. Об этом говорит и то, что между Болховом и Мценском был, якобы, убит киевский миссионер Кукша, пришедший крестить вятичей. Кстати, официальное крещение «амченцев»-мценцев произойдет лишь в 1415 году, да и та дата подвергается сомнению. Что и говорить: до сих пор мы нарушаем, например, такое требование церкви, как не оставлять на кладбищах продукты питания, а тем более рюмки с налитыми в них спиртными напитками.

Если Иоанн Грамматик – патриарх византийской церкви боролся с росами в 840 году с помощью «колдовства», а те же половцы, призывая души умерших, то сейчас всё это преобразовалось в идеологическую, экономическую и т.п. схватки одних государств с другими. Навьи, зомби и др. «нечистые» заполонили иностранные видеофильмы, по-прежнему держа в страхе людей. Десятки «исцелителей» берутся «бесплатно» снять с нас «порчу, сглаз» и т.п. Военные усиленно разрабатывают варианты закабаления чужеземцев с помощью так называемого «25 кадра», всевозможного кодирования, зомбирования, «психических» атак и др.
 
А в Радзивиловской летописи могла идти речь о чуме, которая поражала всех, кто выходил из домов.


(С) В.И. Агошков.