Вопрос - ответ

Ашхен Мелик-Мартиросян
     Каждый раз, когда в новостях мелькает имя нынешнего Президента Израиля Шимона Переса, я вспоминаю, как мы с ним когда-то "пообщались". 
     Это было десять лет назад, в апреле.  Объявления о предстоящем визите Шимона Переса были расклеены по всему университету:  такого-то числа, в такое-то время в актовом зале будет выступать с лекцией бывший премьер-министр Израиля Шимон Перес.  Все желающие могут прийти, вход свободный.  После лекции господин Перес будет отвечать на вопросы аудитории.  В то время Перес, как и многие другие политики, часто ездил по разным американским университетам с лекциями - легкий и верный способ солидного заработка.  Вот и к нам он решил заехать, на американскую периферию, в один из коннектикутских университетов.  Я пришла с работы и рассказала об этом дома.  Отец сразу сказал, что не только пойдет, но и вопрос задаст.  Вернее, вопрос он напишет по-русски, ему так проще, а я переведу его на английский и задам.  Хорошо, так и решили.  Я бы сама вряд ли пошла на эту лекцию, но отцу очень хотелось пойти и задать вопрос.  И в назначенный день мы с ним пошли.
     Вокруг здания, где должна была состояться лекция, уже с утра стояли с антиизраильскими лозунгами демонстранты-палестинцы и сочувствующие им.  Кто-то - из наших студентов и преподавателей, кто-то - из местных жителей.  Рядом, конечно, дежурила полиция, но инцидентов не было:  демонстранты скандировали и размахивали транспорантами, люди проходили мимо, ненадолго задерживаясь и не проявляя особого интереса к происходящему.  Зал был битком набит.  Я и не подозревала, что предстоящее выступление вызовет такой отклик.  Один из наших профессоров-политологов представил Шимона Переса и зачитал короткую биографическую справку.  Потом на сцену вышел сам Премьер, встал за кафедру и прочитал довольно бледную, скучную и какую-то расплывчатую лекцию о проблемах сегодняшнего Израиля.  Я думаю, многих он этой лекцией разочаровал:  от умного, опытного политика ждали блестящей речи.  Ждали - но не получили.  Бывает.
     И тут началось самое интересное - вопросы и ответы.  У микрофона выстроилась очередь желающих задать вопрос маститому государственному деятелю.  Я к ним примкнула. Стою, жду своей очереди, слушаю чужие вопросы и ответы выступающего.  Разумеется, почти все вопросы касались или израильско-палестинского конфликта, или израильско-американских отношений, или проблем мирового антисемитизма.  В основном настрой у задающих вопросы был произраильский.  Но иногда звучали довольно неожиданные, даже откровенно антиизраильские вопросы, и, что самое интересное, исходили они от евреев.  Например, одна женщина с возмущенным видом подошла к микрофону и выдала:  "Я - еврейка.  Я - дочь раввина. Я во всем и всегда поддерживаю свой народ.  Но мне стыдно за то, что вы творите с палестинцами.  Вы ведете жестокую и непримиримую политику против народа, который имеет на эту землю такие же права, как и мы, евреи.  У нас общая земля - Палестина.  Этот народ - палестинцы.  И они должны иметь право жить на своей родине, на которой мы, кстати, не жили 2000 лет, а они продолжали там жить.  Мы вернулись через 2000 лет и заявили о своих правах.  И стали палестинцев усиленно притеснять и изгонять.  Вы убиваете их женщин и детей, и они вынуждены отвечать тем же.  Вы их провоцируете на войну с нами. Вы считаете, что это делает честь нашему народу?  Вы считаете, что это правильно"?  В зале начали свистеть и требовать, чтобы дама немедленно замолчала:  большинство не разделяло ее пропалестинского энтузиазма.  Но одновременно раздались и жиденькие аплодисменты в ее поддержку.  Сам Перес, сделав экскурс в историю создания государства Израиль, ответил на вопрос очень осторожно, очень уклончиво, как и на практически все остальные вопросы.  Ничего конкретного, ничего резкого, ничего политически некорректного.
     Подошла моя очередь.  Мой вопрос предварялся небольшим предисловием - для ясности.  Я начала:
     - Уважаемый господин Перес, как Вам хорошо известно, многие демократические страны признали и осудили организованный и приведенный в исполнение турецким правительством Геноцид армян 1915-го года.  Было уничтожено более полутора миллиона армян.  88-ая годовщина этой трагедии будет отмечаться 24-го апреля, через 10 дней.  Законодательные органы некоторых американских штатов тоже уже признали и осудили этот факт.  В связи с военным и политическим сотрудничеством с Турцией правительство Соединенных Штатов до сих пор не выразило своего конкретного мнения на этот вопрос.
     В зале нетерпеливо заворчали, зашумели:  "Задавайте уже вопрос, не тяните"!  Меня, человека привычного к работе в больших аудиториях, на сцене и перед камерой, нимало не смутили побочные шумы.  Предисловие к вопросу было необходимо, и я спокойно продолжила:
     - Многие исследователи Холокоста отмечают прямую связь между тем безразличием, которое проявил мир к армянскому Геноциду, и Холокостом.  Это безразличие к первому геноциду 20-го века развязало руки немецким нацистам и позволило им уничтожить миллионы евреев во время Второй Мировой Войны.  В 1939-ом году, отвечая на вопросы своих генералов о том, каков будет рейтинг нацистской Германии в мире после еврейского Холокоста,  Гитлер заявил: "Кто помнит сегодня об истреблении армян"?  До сих пор государство Израиль не признало и не осудило факт армянского Геноцида.  В связи с этим хочу спросить:  каково Ваше отношение к Геноциду армян 1915-го года, и как бы Вы лично отреагировали, если бы мир не признал Холокост?
    За спиной послышалось:  "Хороший вопрос"!  Бывший премьер-министр заговорил, снисходительно улыбаясь.   Он не удивил меня своим ответом:  это был такой же обтекаемый и уклончивый политкорректный ответ-лозунг, как и на предыдущие вопросы.  Суть его сводилась к тому, что дело политиков - не анализировать историю, не давать ей свою оценку, не возвращаться к прошлому и ворошить его, а прилагать все усилия к миротворческой деятельности в сегодняшнем мире.  Надо забывать прошлое и двигаться вперед во имя процветания человечества.  В общем, миру мир!  Мир, труд, май!    Коммунистические лозунги советских времен.   О своем личном отношении к интересующим меня вопросам господин Перес, разумеется, не сказал ни слова.
     Не знаю, на кого был рассчитан ответ Переса.  Видимо, он решил, что в профессорско-студенческой аудитории сидят если не полные идиоты, то - частично.    Ведь маломальски думающий человек увидит в этом ответе  серьезное противоречие!  О Холокосте, произошедшем в 40-е годы 20-го столетия забывать не нужно.  Можно и нужно об этом постоянно говорить, писать и трубить на весь мир, несмотря на то, что Германия давно официальна повинилась и выплачивает немалую контрибуцию евреям.    Но о самом первом геноциде 20-го века, об этом преступлении, котoрому еще и ста лет нет, нужно забыть и не ворошить прошлое?  Престуник никак не наказан, преступление не осуждено, последствия его - ужасны, трагичны и все еще ощутимы миллионами людей, но об этом нужно забыть, замолчать и двигаться вперед?  Тогда, получается, евреям нужно забыть о том, где они жили 2000 лет назад и куда они вернулись через 2000 лет, и не предъявлять никаких претензий к Палестине?  Нужно принять сегодняшнюю реальность, смириться и жить в мире с палестинцами?  Но почему же этого не происходит?  Почему господин Перес не проповедует то же самое своему народу?!       
     Когда Перес замолчал, я услышала за спиной:  "Он ушел от ответа".  Да, ушел.  Конечно, ушел.  Ничего другого, наверное, и нельзя было ожидать.  Я вернулась на свое место.  По взгляду отца я поняла, что и он не был удивлен.  Всё логично, всё типично, всё как всегда...
     Прозвучали последние вопросы и ответы.  Встреча с премьером закончилась.  Ко мне подошли две женщины, незнакомые, и заговорили со мной по-армянски:  "Вы молодец!  Вы не побоялись задать ему в лоб такой вопрос!  Мы тоже из Армении и очень рады знакомству с вами".  Подходили мои коллеги-преподаватели:  "Молодец, что задала такой вопрос.  А он, конечно, никогда бы прямо и честно не ответил.  Никто и не сомневался".  Подлетел какой-то репортер с микрофоном - из местной газеты.  Задал несколько вопросов:  кто, откуда, чем занимаетесь, давно ли в Штатах?  Я ответила.  Подошел, представился и протянул мне свою визитку какой-то мужчина:  "Я Джон Киракосян, ваш коннектикутский конгрессмен.  Спасибо вам за вопрос.  И не расстраивайтесь из-за ответа:  так и должно было быть.  Всем всё понятно.  Но главное, что такой вопрос прозвучал!  Такие вопросы должны звучать!  Заходите как-нибудь ко мне в офис - пообщаемся".
     С тех пор прошло 10 лет.  Каждый очередной президент Америки в день годовщины Геноцида, 24-го апреля, произносит политкорректную, прилизанную речь, не называя вещи своими именами.  Каждый год мы, наивные армяне, ждем:  а вдруг в этом году прозвучит слово "геноцид"?  Но оно не звучит и вряд ли прозвучит.  В последних своих апрельских речах Президент Барак Обама придумал новый финт - использовал армянскую фразу "Мец Ехерн" ("Великая Резня"), которая американцам, естественно, ни о чем не говорит.  Очередной политический трюк.  Ничего не меняется.  Скоро снова будет 24 апреля.  Скоро снова прозвучит бесполезная и равнодушная речь президента самой могущественной державы мира...

Апрель 2013 г.